Решение по делу № 2а-3802/2020 от 24.09.2020

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г.Махачкала ДД.ММ.ГГГГ года

Советский районный суд Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Шуаева Д.А.,

при секретаре судебного заседания – Метревели Ц.Т.,

с участием представителя административного ответчика Айдамировой Э.С. по доверенности Султанмагомедова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России №17 по Республике Дагестан к Айдамировой Эльмире Сабировне о взыскании задолженности по налогу на имущество с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 615298, 54 рублей и пени 3271, 34 рублей, в общей сумме 618569, 88 рублей,

руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления межрайонной ИФНС России №17 по Республике Дагестан к Айдамировой Эльмире Сабировне о взыскании задолженности по налогу на имущество с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 615298, 54 рублей и пени 3271, 34 рублей, в общей сумме 618569, 88 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД через Советский районный суд г.Махачкалы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Составление мотивированного решения отложить на ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Шуаев Д.А.

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Махачкала ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Шуаева Д.А.,

при секретаре судебного заседания – Метревели Ц.Т.,

с участием представителя административного ответчика Айдамировой Э.С. по доверенности Султанмагомедова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России №17 по Республике Дагестан к Айдамировой Эльмире Сабировне о взыскании задолженности по налогу на имущество с физических лиц за 2018 г. в размере 615298, 54 рублей и пени 3271, 34 рублей, в общей сумме 618569, 88 рублей,

УСТАНОВИЛ:

межрайонная ИФНС России №17 по Республике Дагестан обратилась в суд с административнымискомк Айдамировой Эльмире Сабировне о взыскании задолженности по налогу на имущество с физических лиц за 2018 г. в размере 615298, 54 рублей и пени 3271, 34 рублей, в общей сумме 618569, 88 рублей, ссылаясь на то, что Айдамировой Э.С. не исполнена обязанность по уплате налога на имущество.

Межрайонная ИФНС России №17 по Республике Дагестан извещённая о месте и времени рассмотрения дела своего представителя не направила.

Административный ответчик Айдамирова Э. извещённая о месте и времени рассмотрения дела в суд не явилась и о причинах своей не явки не сообщила.

Представитель административного ответчика Айдамировой Э.С. по доверенности Султанмагомедов А.А. административное исковое заявление не признал, ссылаясь на то, что налоговый орган не правильно вывел налог исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, тогда как должен был вывести сумму налог исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения. При этом отмечает, что Айдамирова Э.С. оплатила сумму налога за спорный период исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.

Изучив материалыадминистративногодела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Возникшие между участниками настоящего процесса отношения регулируются нормами Главы 32 КАС РФ, Налогового кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ «1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса».

В силу статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 1 ст. 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчик является плательщиком налога на имущество.

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 НК РФ).

Как видно из материалов дела, по сведениям налогового органа Айдамирова Э.С. в ДД.ММ.ГГГГ году являлась собственником недвижимого имущества:

- здания, строения, сооружения: кадастровый , по адресу: <адрес>,

- иные строения, помещения и сооружения: кадастровый по адресу: <адрес>.

МИФНС №17 по Республике Дагестан начислен налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год:

- здания, строения, сооружения: кадастровый , по адресу: <адрес> в размере 248, 00 рублей,

- иные строения, помещения и сооружения: кадастровый по адресу: <адрес> в размере 677537, 00 рублей.

Налоговое уведомление о расчете налога на имущество за период 2018 года за от ДД.ММ.ГГГГ было направлено налоговым органом посредством почтовой связи.

Из налогового уведомления усматривается, что Айдамировой Э.С. произведена уплата налога в размере 62231, 46 рублей.

Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено требование:

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимки по налогу на имущество физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 615298, 54 рублей, пени по данному виду налога в размере 3271, 34 рублей.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1998 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который вынес судебный приказ.

ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка №15 Советского района г.Махачкала от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ по заявлению Айдамировой Э.С. отменен.

МИФНС России № 17 по Республике Дагестан 21 сентября 2020 года обратилась в суд с административным иском о взыскании с Айдамировой Э.С. недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени в принудительном порядке.

В процессе рассмотрения спора, судом установлено, что Айдамировой Э.С. по сумме налога приведённой в налоговом уведомлении о расчете налога на имущество за период 2018 года за от ДД.ММ.ГГГГ произведена уплата налога на имущество – (иные строения, помещения и сооружения: кадастровый по адресу: <адрес>) в размере 62231, 46 рублей.

В ходе судебного заседания представитель ответчика Султанмагомедов А.А. отметил, что его доверителем произведена полная оплата налога на имущество в размере 62231, 46 рублей за объект налогообложения - иные строения, помещения и сооружения: кадастровый по адресу: <адрес> исходя из его инвентаризационной стоимости. При этом отметил, что налоговый орган ошибочно начислил задолженность за указанный объект по кадастровой стоимости, которая была определена после ДД.ММ.ГГГГ. Представителем ответчика также отмечено, что Айдамирва Э.С. не имеет и не имела в спорный период объект налогообложения: здания, строения, сооружения: кадастровый , по адресу: <адрес>, в связи с чем не обязана уплачивать за него налог.

В ходе судебного заседания судом установлено, что действительно объект налогообложения: здания, строения, сооружения: кадастровый , по адресу: <адрес> не принадлежит и не принадлежал Айдамировой Э.С. в спорный период (2018 год).

Разрешая заявленные требования, судом установлено следующее.

В соответствии Порядком оценки строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Минстроя РФ от 04 апреля 1992 года N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" обязанность по определению инвентаризационной стоимости возложена на местные бюро технической инвентаризации.

При этом налоговые органы не наделены полномочиями по проверке Достоверности или изменению сведений об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке.

Федеральным законом от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с 1 января 2015 года введена в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.

Согласно пункта 2 статьи 402 НК РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, статья 3 Федерального закона от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.

Вступившие в силу положения главы 32 части второй НК РФ определяют налоговую базу в отношении объектов налогообложения исходя из их кадастровой стоимости, после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, но не позже января 2020 года.

До принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за отдельными исключениями, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Соответственно доводы представителя истца о том, что сумма налога за спорный период должна была быть определена налоговым органом исходя из его инвентаризационной стоимости, являются обоснованными.

Так, налоговый орган, используя сведения о кадастровой стоимости имущества за спорный период, не правильно исчислил налог на имущество: - иные строения, помещения и сооружения: кадастровый по адресу: <адрес> в размере 677537, 00 рублей, поскольку за спорный период налог должен был быть исчислен исходя из его инвентаризационной стоимости.

Расчет суммы задолженности по налогу и пени по налогу на имущество: - иные строения, помещения и сооружения: кадастровый по адресу: <адрес> в размере 62231, 46 рублей судом проверен и является правильным, сумма задолженности и произведенная Айдамировой Э.С. административным истцом не опровергнута.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Айдамировой Э.С. обязанность по своевременной уплате налога на имущество - иные строения, помещения и сооружения: кадастровый по адресу: <адрес> в размере 62231, 46 рублей исполнена в полном объеме и в установленный срок. Айдамирова Э.С. не имеет и не имела в спорный период объект налогообложения: здания, строения, сооружения: кадастровый , по адресу: <адрес>, в связи с чем не обязана уплачивать за него налог.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления межрайонной ИФНС России №17 по Республике Дагестан к Айдамировой Эльмире Сабировне о взыскании задолженности по налогу на имущество с физических лиц за 2018 г. в размере 615298, 54 рублей и пени 3271, 34 рублей, в общей сумме 618569, 88 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления межрайонной ИФНС России №17 по Республике Дагестан к Айдамировой Эльмире Сабировне о взыскании задолженности по налогу на имущество с физических лиц за 2018 г. в размере 615298, 54 рублей и пени 3271, 34 рублей, в общей сумме 618569, 88 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд г. Махачкалы.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Д.А. Шуаев

2а-3802/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС№17 по РД
Ответчики
Айдамирова Эльмира Сабировна
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Шуаев Джамалутдин Абдурагимович
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
24.09.2020Регистрация административного искового заявления
24.09.2020Передача материалов судье
25.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
09.11.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
17.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее