28 апреля 2017 года Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Лешуконский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Сауковой Н.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о восстановлении в очереди «пенсионеры» с даты постановки на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, взыскании расходов, связанных с уплатой государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Лешуконский районный суд <адрес> с исковыми требованиями к администрации муниципального образования «<адрес>» о восстановлении в очереди «пенсионеры» с даты постановки на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, взыскании расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований, указал, что он являлся членом семьи ФИО3, которая состояла в очереди на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры». ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла. Администрацией МО «<адрес>» без согласия и уведомления истца учетное дело № перенесено в очередь «работающие». В заявлении о восстановлении истца в очереди «пенсионеры» ответчиком отказано. Полагает, что после смерти ФИО3 он, как члены семьи последней сохраняет право состоять в очереди «пенсионеры» с момента постановки на учет, просит восстановить в указанной очереди с даты постановки на учет, а также взыскать с ответчика расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрация МО «<адрес>» ФИО4 в представленном отзыве возражает против удовлетворения иска. Ссылается, что поскольку возможность восстановления членов семьи в очереди на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет в категории инвалиды до изменений, внесенных ДД.ММ.ГГГГ в Федеральный закон «О жилищных субсидиях граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», и вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ, не была предусмотрена, следовательно иск удовлетворению не подлежит, поскольку ФИО3 умерла в 2010 году.
Представитель третьего лица министерство строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском согласен, считает подлежащим удовлетворению.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, установленных федеральным законодательством», имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры», с составом семьи четыре человека: ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла.
Решением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 о восстановлении в очереди «пенсионеры» по дате постановки на учет отказано.
Каких-либо документов, обосновывающих исключение истца из очереди, в учетном деле не имеется. Отсутствует в представленных материалах как заявление о снятии с очереди, переводе в очередь по другой категории, так и решение администрации о снятии/переводе истца.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст.4 названного закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в ст. 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ вступил в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
До внесения указанных изменений Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на её получение, прямо в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент смерти ФИО3 не содержал.
В соответствии с ч. 2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу названных норм материального права, члены семьей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, так же как и члены семьей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после ДД.ММ.ГГГГ, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Такое толкование вышепоименованных норм законов дал Верховный Суд Российской Федерации в своем определении №-КПЗ-1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО8 к министерству строительства и территориального развития <адрес> о признании права на получение жилищной субсидии.
Статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривает очередность предоставления жилищных субсидий. Так в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанными инвалидами первой и второй групп, а также инвалидам с детства. Во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам. В третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно ст. 3 вышепоименованного Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину один раз.
Полномочия по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, хранению и выдаче государственных жилищных сертификатов, приему заявлений о замене сертификата, формированию списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, возложены на органы местного самоуправления по месту проживания граждан (ст.40 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>»).
В соответствии с п. 21 «Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в частности, случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности её предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Согласно п. 17(2) Правил, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, применительно к условиям подпрограммы членами семей граждан - участников подпрограммы, право на обеспечение жилыми помещениями (получение социальной выплаты) которых установлено абз. 4 ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», являются члены семьи умершего (погибшего) гражданина, которые были признаны (могли быть признаны) таковыми в соответствии с п. 17 настоящих Правил на дату его смерти (гибели).
Таким образом, ФИО3 подлежала исключению из очереди «пенсионеры», однако за членами ее семьи сохраняется право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет.
Ссылка в отзыве на исковое заявление представителя ответчика на ст.418 Гражданского кодекса РФ необоснованна.
Согласно п.1 ст.418 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений предоставляется гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Обязательство в отношении ФИО3 прекращается в связи с ее смертью. Между тем обязательство по предоставлению субсидий перед членами ее семьи не исполнено и не может быть прекращено на основании ст.418 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования о восстановлении в очереди «пенсионеры» с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ для получения жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>» о восстановлении в очереди «пенсионеры» с даты постановки на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, взыскании расходов, связанных с уплатой государственной пошлины удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Мезенский муниципальный район» восстановить ФИО1 в очереди «пенсионеры» на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты постановки на учет.
Взыскать с администрации муниципального образования «<адрес>» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд <адрес>.
Председательствующий Н.В. Саукова