Судья Полежаева Ю.С.
Дело № 12-54/2022 (№ 71-112/2022)
УИД 79RS0004-01-2022-000448-59
РЕШЕНИЕ
19 августа 2022 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Тимиров Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Горбуновой Л.А. на не вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа от 14.04.2022, решение судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 22.06.2022, вынесенные в отношении члена Единой комиссии по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Горбуновой Л.А., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее – УФАС по ЕАО) ФИО1 от 14.04.2022 № <...> должностное лицо - член Единой комиссии по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Горбунова Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи районного суда от 22.06.2022 постановление должностного лица административного органа от 14.04.2022 оставлено без изменения, жалоба Горбуновой Л.А. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд Еврейской автономной области, Горбунова Л.А. просит отменить названные выше постановление и решение судьи районного суда, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершённого административного правонарушения.
В обоснование жалобы указала, что поскольку нарушения требований законодательства не повлекли наступления тяжких, вредных последствий, не создали угрозы охраняемым отношениям, умысел на совершение административного правонарушения отсутствовал, производство по делу может быть прекращено ввиду его малозначительности.
Обращает внимание, что в конечном итоге ООО <...> приняло участие в аукционе и выиграло его.
Должностное лицо, в отношении которого ведётся производств по делу об административном правонарушении, Горбунова Л.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы. Дополнительно пояснила, что в настоящее время работы по контракту ООО <...> выполнены, расчёт произведён.
Представитель ООО <...> в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещены заблаговременно надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, ходатайство об отложении не заявили, в связи с этим на основании части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ в полном объёме, изучив содержание обжалуемых актов судебного и административного органа, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения Горбуновой Л.А., прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Горбуновой Л.А. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией в виде административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ в числе прочего определено, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 – 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьёй 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Частью 2 статьи 12, статьёй 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) установлено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством России о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона, в том числе административную.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нём, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке её оператором.
В силу статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наряду с прочим, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (пункта 2 части 5).
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1).
В соответствии со статьёй 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 указанного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1).
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены указанной статьёй (часть 2).
Заявка на участие в электронном аукционе признаётся не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 2 части 6).
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (часть 7).
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путём проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 1 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путём проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к данному постановлению.
Пунктом 2(7) приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 установлено требование к участникам закупки при выполнении в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей., а именно наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учётом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В подтверждение соответствия данному требованию участником закупки предоставляются следующие документы: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Из материалов дела следует, что 14.05.2021 в рабочее время по адресу: <...> Горбунова Л.А. являясь должностным лицом муниципального заказчика – членом Единой комиссии по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, путём проставления своей подписи в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 14.05.2021 № <...>, в нарушение требований пункта 1 части 6, части 7 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ приняла решение о признании второй части заявки под № <...> (ООО <...> не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе (предоставление недостоверной информации в Приложении № 1 «Техническое задание» к договору от 12.10.2020 № <...>).
При этом в соответствии с письмом ФАС России от 22.05.2020 № ИА/43260/20 представление участником закупки в составе заявки на участие в закупке контракта (договора) без приложений (образцов акта приёмки выполненных работ, технического задания, смет, проектной документации и иных документов) к нему, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшем такую заявку, требуемого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 опыта выполнения работ. Также участником электронного аукциона ООО <...> для подтверждения опыта работ был представлен договор от 12.10.2020 № <...>, предметом которого являлся: «Разработка проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция мостового перехода через реку <...> цена договора 5 630 000,00 руб., что соответствует требованиям заказчика и законодательства в сфере закупок.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения должностного лица члена Единой комиссии по закупке товаров Горбуновой Л.А. к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица подтверждены совокупностью исследованных административным органом доказательств, дополнительно проверенных судьёй районного суда, получивших оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела в силу статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершённого административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении от 11.04.2022 и постановление от 14.04.2022 в отношении Горбуновой Л.А. соответствуют требованиям КоАП РФ, вынесены уполномоченными должностными лицами в соответствии с их компетенцией, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Согласно извещению от 23.04.2021 № <...> о проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта 11 873 862,63 руб., один процент от которой составляет 118 738,63 руб., что превышает 30 000 руб., следовательно, административное наказание назначено Горбуновой Л.А. в пределах санкции части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод Горбуновой Л.А. о малозначительности совершённого административного правонарушения был предметом исследования административного органа и судьи районного суда, в постановлении и решении ему дана надлежащая правовая оценка, в том числе применительно к объективной стороне совершённого правонарушения и правовым позициям Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, не согласиться с которой оснований не имеется.
Приведённые доводы об отсутствии неблагоприятных последствий правонарушения не свидетельствуют о малозначительности содеянного, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а выражается в характере допущенного нарушения законоположений, регулирующих правоотношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона.
Указание в жалобе на то, что после совершения административного правонарушения заявка ООО <...> была признана соответствующей требованиям условий аукциона, общество приняло участие в аукционе, и выиграло его, а также пояснения Горбуновой Л.А. в судебном заседании, что в настоящее время работы по заключённому с ООО <...> контракту выполнены и произведён расчёт не имеет правового значения для признания правонарушения малозначительным.
Кроме того, следует отметить, что УФАС по ЕАО главе администрации МО «Облученское городское поселение» ЕАО было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о закупках от 27.05.2021 об отмене протокола подведения итогов электронного аукциона от 14.05.2021 № <...>, назначении новой даты рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, в результате исполнения которого электронный аукцион проведён с соблюдением требований действующего законодательства. Таким образом, устранение нарушений действующего законодательства о контрактной системе имело место по инициативе УФАС по ЕАО.
Иных доводов, опровергающих законность и обоснованность постановления должностного лица и судебного решения, жалоба не содержит, а по существу направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не может повлечь освобождение Горбуновой Л.А. от административной ответственности.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области ФИО1 от 14.04.2022 № <...>, решение судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 22.06.2022 оставить без изменения, жалобу Горбуновой Л.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (<...>) в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Р.В. Тимиров