Судья – Алексеева Н.В. Стр.180 г г/п 3000 руб.
Докладчик – Романова Н.В. №33-664/2020 4 февраля 2020 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гаркавенко И.В.,
судей Мананниковой Т.А., Романовой Н.В.,
при секретаре Искусовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело № по иску Павлова С.В., Томилова <данные изъяты>, Мочалова А.В. к администрации муниципального образования «Лисестровское» о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества по апелляционным жалобам администрации муниципального образования «Лисестровское» и публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на решение Приморского районного суда Архангельской области от 18 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Романовой Н.В. судебная коллегия
установила:
Павлов С.В., Томилов В.Д., Мочалов А.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Лисестровское» (далее – администрация МО «Лисестровское») о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
В обоснование требований указано, что проживают в <адрес>, которая входит в состав муниципального образования «Лисестровское». Электроснабжение домов с № по № в <адрес> осуществляется по линии ВЛ-04 кВ, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен. Данная линия подключена к электрическим сетям Филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго». Линия ВЛ-04 кВ находится в аварийном состоянии и требует незамедлительного ремонта. Администрация МО «Лисестровское», наделенная соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, должна обеспечить сохранность данных объектов. В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий. Однако действенных и эффективных мер по разрешению сложившейся ситуации администрация МО «Лисестровское» не принимает, что свидетельствует о бездействии по решению этого вопроса. В связи с чем просили возложить на администрацию МО «Лисестровское» обязанность в срок до 31 декабря 2019 г. поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества объект электросетевого хозяйства – линию ВЛ – 04 кВ к домам с № по № в <адрес> МО «Лисестровское» Приморского района Архангельской области.
В ходе рассмотрения дела истцы, представитель истцов Нечаев О.Д. уточнили требование, просили обязать ответчика обратиться в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объекта электросетевого хозяйства – линии электропередачи ВЛ – 04 кВ, расположенной в районе домов с № по № в <адрес>.
Представитель ответчика Хабарова Е.В. в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на иск. Указала, что статус линии в качестве бесхозяйной не подтвержден соответствующими документами. Постановка на учет бесхозяйных недвижимых вещей – это право органа местного самоуправления, а не обязанность. Администрация МО «Лисестровское» правами на земельные участки под опорами электролинии не обладает, опоры находятся на земельных участках, находящихся в собственности у граждан, назначение земельных участков не предусматривает возможность размещения на них электролинии. Также полагала, что линия не является недвижимым имуществом, кроме этого истцы не наделены правом обращения с иском в защиту интересов иных лиц. Подтвердила, что спорная линия расположена в районе домов с № по №.
Представитель ответчика по доверенности Макаровский О.А. в судебном заседании с иском не согласился, полагал, что линия принадлежит ПАО «МРСК Северо-Запада», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным между ПАО «МРСК Северо-Запада» и Павловым С.В.
Представитель третьего лица ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности Фудула А.В. в судебном заседании с иском не согласился, указав, что возможно линия уже является муниципальным имуществом в силу закона, в зависимости от того, когда она была построена. На балансе ПАО «МРСК Северо-Запада» линия не стоит, данной организацией не обслуживается.
Решением Приморского районного суда Архангельской области от 18 октября 2019 г. иск удовлетворен. Администрация МО «Лисестровское» обязана обратиться в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объекта электросетевого хозяйства – линии электропередачи ВЛ – 04 кВ, расположенной в районе домов с № по № в <адрес>, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
С данным решением не согласились ответчик администрация МО «Лисестровское» и третье лицо ПАО «МРСК Северо-Западада».
В апелляционной жалобе представитель администрации МО «Лисестровское» просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что администрация МО «Лисестровское» правами за земельные участки под опорами электролинии не обладает, опоры находятся на земельных участках, принадлежащих на праве собственности гражданам, и назначение земельных участков не предусматривает возможность размещения на них электролинии. Суд не учел принцип земельного законодательства, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, а потому все объекты недвижимости, расположенные на участке, являются собственностью граждан владеющих земельными участками. Считает, что администрации МО «Лисестровское» будет отказано в постановке на учет объектов, которые расположены на земельных участках, не принадлежащих муниципальному образованию. Полагает, что линия электропередачи не может являться бесхозяйной, поскольку Федеральный закон «Об электроэнергетике» определяет линию электроснабжения как составную часть единого экономического пространства в сфере обращения электрической энергии, единой электрической сети, которые должны находиться на праве собственность или ином предусмотренном федеральным законом основании у субъектов электроэнергетики. Ссылается на то, что собственники земельных участков и электросетевые организации владеют и пользуются данной линией электропередачи. Между ПАО «МРСК Северо-Запада» и абонентами в отношении данной электролинии подписаны акты разграничения балансовой принадлежности. ООО «ТГК-2 Энергосбыт» осуществляет поставку электроэнергии потребителям с выставлением счетов абонентам. Таким образом объект не является бесхозяйным. Считает, что суд не применил подлежащее применению Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», согласно которому заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация до границ участка заявителя. Считает, что отсутствие сведений в Управлении Росреестра не может являться основанием для признания имущества бесхозяйным. Ссылается на то, что решение суда касается прав и интересов собственников земельных участков, на которых находятся линии электропередач, которые не были привлечены к участию в деле.
В апелляционной жалобе ПАО «МРСК Северо-Запада» просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что истцами не представлено доказательств свидетельствующих о наличии у спорной ВЛ статуса бесхозяйного объекта. Актом разграничения балансовой принадлежности от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что спорная ВЛ является абонентской, то есть имеет владельца. Считает, что из ответа администрации МО «Лисестровское» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о.заместителя генерального директора ЗАО «МРСЭН» - Управляющего ОАО «Архэнергосбыт» не следует, что спорные ВЛ являются бесхозяйными. Само по себе отсутствие в Управлении Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу информации о зарегистрированных правах на спорный объект электросетевого хозяйства не свидетельствует о наличии у спорного объекта признака бесхозяйности. Ссылаясь на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» считает, что спорный объект электросетевого хозяйства является муниципальной собственностью. Считает, что спорный объект электросетевого хозяйства не является объектом недвижимости так как его можно демонтировать и переместить на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и целевого назначения объекта, доказательства того, что данный объект был создан с получением разрешительной документации, на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости в материалы дела не представлено, а потому у суда отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности поставить спорный объект на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Истцы Павлов С.В., Томилов В.Д. и Мочалов А.Ф. представили возражения на апелляционную жалобу администрации МО «Лисестровское».
Заслушав представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» Тучнолобову С.Ю., поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы, истцов Павлова С.В., Томилова В.Д., Мочалова А.В., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений истцов, проверив судебное решение, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с положениями ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (ч. 1). Признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 2).
В абзаце 11 ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» закреплено, что объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Судом первой инстанции установлено, что Павлов С.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Томилов В.Д. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Мочалов А.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Электроснабжение домов, принадлежащих истцам, осуществляется по линии электропередачи ВЛ-04 кВ, которая проходит в районе домов с № по № в <адрес> и находится в неудовлетворительном состоянии. Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра линии от 16 июля 2019 г.
Из ответа ПАО «МРСК Северо-Запада» от 9 октября 2015 г. жителям <адрес> следует, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» не имеет юридической возможности принятия на баланс электросетевых объектов, не имеющих собственника, рекомендовано обратиться в администрацию Приморского района по вопросу оформления объекта на баланс, в этом случае ПАО «МРСК Северо-Запада» может быть рассмотрен вопрос о передаче ВЛ-0,4 кВ на баланс, в аренду, эксплуатационное обслуживание.
14 октября 2015 г. Томилов В.Д. и Мочалов А.В. обратились к главе администрации МО «Приморский муниципальный район» с ходатайством о принятии линии ВЛ – 04 кВ на баланс района указав, что линия находится в аварийном состоянии, является бесхозяйной и не обслуживается.
Согласно ответу администрации МО «Приморский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, гражданам предложено обратиться в администрацию МО «Лисестровское».
Кроме этого, в адрес администрации МО «Лисестровское» 2 ноября 2015 г. направлено обращение ОАО «Архэнергосбыт» в связи с обращениями жителей домов <адрес> с просьбой разобраться в данной ситуации. При этом указано, что ОАО «Архэнергосбыт» не располагает актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности по указанным электроустановкам. Оставаясь бесхозяйными, они несут угрозу для жизни людей.
Из ответа администрации МО «Лисестровское» от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес и.о. заместителя генерального директора ЗАО «МРСЭН» - Управляющего ОАО «Архэнергосбыт» следует, что администрация не располагает сведениями о том, как производился монтаж и эксплуатация линии электропередач. Принятие бесхозяйных сетей ЭС в настоящее время не представляется возможным по причине отсутствия финансирования, необходимо проведение технической инвентаризации, выполнение схемы сетей, постановка на кадастровый учет. Начать мероприятия по принятию бесхозяйных электрических сетей в <адрес> запланировано в 1 полугодии 2016 г.
В то же время ответом администрации МО «Лисестровское» от ДД.ММ.ГГГГ № жителям <адрес> рекомендовано самим принять меры для оформления правового статуса данной линии электропередачи для решения вопроса ее содержания и обслуживания.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – участок линии ВЛ-04 кВ, подходящий к домам с № по № в <адрес> отсутствует.
Разрешая спор, суд первой инстанции на основании представленных доказательств пришел к выводу, что объект недвижимого имущества – объект электросетевого хозяйства – линия электропередачи ВЛ-04 кВ, расположенная в районе домов с № по № в <адрес>, является бесхозяйной недвижимой вещью, и возложил обязанность на орган местного самоуправления обратиться в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о постановке на учет данного объекта как бесхозяйного недвижимого имущества.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционных жалоб как ответчика, так и третьего лица, спорное имущество является безхозяйным. Доказательств принадлежности линии электропередачи ВЛ-04 кВ, расположенная в районе домов с № по № в <адрес> кому-либо из лиц, участвующих в деле, либо иным лицам, не имеется.
При этом само по себе нахождение опор линии электропередачи на земельных участках истцов не делает их собственниками спорной линии электропередачи.
Исходя из характеристик спорного имущества, оно является недвижимым имуществом и в силу закона именно на ответчике лежит обязанность по постановке на учет данного объекта как бесхозяйного недвижимого имущества.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных, исследованных и оцененных судом в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционных жалоб администрации МО «Лисестровское» и ПАО «МРСК Северо-Запада» были предметом рассмотрения в суде первой инстанции при разрешении дела по существу и им дана надлежащая правовая оценка, что отражено в обжалуемом судебном акте. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Апелляционные жалобы не содержит доводов, опровергающих изложенные в решении суда выводы, и его отмену не влекут.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального и материального права, являющихся безусловным основанием для отмены или изменения решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Приморского районного суда Архангельской области от 18 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Лисестровское» и публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» – без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Гаркавенко
Судьи Т.А. Мананникова
Н.В. Романова