Дело № 2-189/2024 27 февраля 2024 года
49RS0001-01-2023-005147-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Кузиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Борико Сергея Васильевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии, возложении обязанностей включить периоды работы в специальный стаж и назначить страховую пенсию со дня возникновения права на ее назначение,
установил:
Борико С.В. обратился в Магаданский городской суд с названным иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (далее - ОСФР по Магаданской области).
В обоснование требований истцом указано, что решением ОПФР по Магаданской области (ныне именуемое ОСФР по Магаданской области) от 15 сентября 2022 года № 164/5 ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием достаточного количества стажа работы на соответствующих видах работ (по Списку № 1).
Сообщает, что отказывая в назначении пенсии, ответчиком из его стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, были исключены периоды его работы в Колымской ГЭС АО «Колымаэнерго» Магаданской области с 3 мая 2001 года по 18 июля 2022 года по мотиву невозможности учета указанного стажа, в связи с отсутствием документального подтверждения условий работы истца требованиям Списка № 1.
С данным решением истец не согласен, поскольку он был принят на работу в военизированный горноспасательный взвод «Колымская ГЭС» АО «Колымаэнерго» на должность респираторщика с полным рабочим днем в подземном комплексе 3 мая 2001 года, где по состоянию на 26 сентября 2023 года продолжает работать в той же должности без изменений условий труда.
Настаивает, что его суммарный стаж работы в АО «Колымаэнерго», дающий право на досрочное назначение пенсии согласно Списку № 1, по состоянию на 18 июля 2022 года составлял 21 год 2 месяца 15 дней (с учетом необходимости исключения из данного периода дней отпусков без сохранения заработной платы), следовательно, у него имеется достаточно специального стажа (по Списку № 1) для досрочного назначения страховой пенсии с момента обращения за ней.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд признать незаконным решение ОПФР РФ в г. Магадане Магаданской области от 15 сентября 2022 года № 164/5 об отказе в установлении страховой пенсии; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 1, периоды его работы в Колымской ГЭС АО «Колымаэнерго» с 3 мая 2001 года по 18 июля 2022 года в должности респираторщика; назначить ему страховую пенсию по Списку № 1 с момента возникновения права на назначении досрочной пенсии.
Определением судьи от 28 ноября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено ПАО «Колымаэнерго».
Истец Борико С.В., представители ответчика ОСФР по Магаданской области, третьего лица ПАО «Колымаэнерго» для участия в судебном заседании не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем суд в на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика требования не признал, поскольку документально льготный характер работы истца в спорные периоды не подтверждается доказательствами по делу.
Исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных указанным Законом.
Статья 8 Закона о страховых пенсиях предусматривает, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Закону) (ч. 1).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены в ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 указанного Закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения страховой пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 Закона о страховых пенсиях).
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 1 января 2002 года до 1 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В п. «а» ст. 1 указанного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона о страховых пенсиях применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на указанных выше работах, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Список № 1 построен по производственному признаку, то есть право на досрочное назначение страховой пенсии дает работа в тех производствах, которые указаны в Списке. При этом должен быть соблюден ряд других условий, предусмотренных действующим законодательством, в том числе постоянная и непосредственно занятость работника во вредных условиях труда. Вредные производственные факторы, не обусловленные занятостью в производстве, которое включено в Список № 1, права на досрочное назначение страховой пенсии не дают.
В позиции 1010600а-18029 подраздела 5 «Горноспасательные части (станции)» раздела I «Горные работы. Добыча полезных ископаемых. Геолого-разведочные работы. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт шахт, рудников, приисков, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений» Списка № 1 предусмотрены должности «респираторщики».
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня.
При этом в соответствии с п. 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80% рабочего времени.
Исходя из системного толкования приведенных норм права следует, что в специальный стаж по Списку № 1 подраздела 5 раздела I позиция 1010600а-18029 могут включаться периоды работы в качестве респираторщика при условии постоянной занятости работника на подземных работах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18 июля 2022 года Борико С.В., 12 августа 1976 года рождения обратился в ОПФР по Магаданской области с заявлением о назначении пенсии на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
По результатам рассмотрения заявления истца и представленных им документов ОПФР по Магаданской области приняло решение об отказе в установлении пенсии от 15 сентября 2022 года № 164/5, из которого следует, что Борико С.В. необходимо иметь 20 лет страхового стажа, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера и 10 лет стажа на соответствующих видах работ (по Списку № 1), тогда как истцом документально подтвержден страховой стаж - 32 года 10 месяцев 16 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 24 года 8 месяцев 21 день, стаж на соответствующих видах работ (по Списку № 1) - 0 лет 0 месяцев 0 дней.
Названным решением из специального стажа истца исключен период работы в ПАО «Колымаэнерго» с 3 мая 2001 года по 18 июля 2022 года.
В оспариваемом истцом решении пенсионным органом указано, что аварийно-спасательное формирование горноспасательный взвод Колымской ГЭС не входит в состав военизированных горноспасательных частей, работникам которых предоставляется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подразделом 5 раздела I Списка № 1.
Оценивая законность указанного решения ответчика, суд приходит к следующему.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Исходя из ст. 66 Трудового кодекса Российской Федеарции трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся, в частности сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Исследуя копию трудовой книжки Борико С.В., суд усматривает, что он:
- 3 мая 2001 года был принят на работу в военизированный горноспасательный взвод респираторщиком в Колымскую ГЭС АО «Колымаэнерго» с полным рабочим днем в подземный комплекс;
- 1 июля 2002 года военизированный горноспасательный взвод переименован в «Аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод»;
- с 7 октября 2010 года филиал Колымская ГЭС ОАО «Колымаэнерго» переименован в филиал Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И. ОАО «Колымаэнерго»;
- решением общего собрания ОАО «Колымаэнерго» с 24 июня 2015 года внесено изменение наименования в устав общества (протокол от 10 июня 2015 года № 3) на ПАО «Колымаэнерго»;
- 1 июня 2019 года наименование «Аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод» изменено на «Профессиональное аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод».
В копии трудовой книжки, сделанной по состоянию на 26 сентября 2023 года, имеется запись о том, что истец в данной должности продолжает работать по настоящее время.
Колымская ГЭС является основой энергосистемы Магаданской области, имеет самую высокую в России грунтовую плотину, а также является самой мощной в стране гидроэлектростанцией с подземным расположением машинного зала. В состав Колымского гидроузла входят следующие сооружения: водохранилище, плотина, подводящий канал, водосброс, водоприемник, станционный узел (турбинные водоводы, подземное здание ГЭС, отводящий канал, ПТК включающий в себя ЗРУ-220кВ, ГРУ, маслохозяйство, административные и другие производственные помещения, подземные выработки).
Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений. Установлены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, среди которых: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях (ст. 8).
Согласно ст. 24 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» эксплуатация предприятий подземных сооружений различного назначения допускается только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами.
В соответствии с п. 10.17 Правил безопасности при строительстве (реконструкции) и горнотехнической эксплуатации размещаемых в недрах объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых. РД 06-28-93, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 19 августа 1993 года № 29 (далее - Правила) (срок действия документа с 19 августа 1993 года по 19 февраля 2004 года), на период строительства объектов гидротехнического назначения, обслуживающие их военизированные горноспасательные части должны также обслуживать и уже введенные в эксплуатацию объекты этих гидроэлектростанций.
В районах Крайнего Севера по согласованию с местными органами госгортехнадзора на эксплуатируемых гидроэлектростанциях допускается организация горноспасательных частей в составе предприятия (примечание к п. 10.17 Правил).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, создавать на опасных производственных объектах I класса опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды.
Комплекс ГТС «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.» согласно перечню потенциально опасных объектов, на которых создаются локальные системы оповещения, относится к гидродинамически опасным объектам I класса опасности (п. 7 приложения к постановлению администрации Магаданской области от 9 февраля 2006 года № 31-па «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»).
По решению Гостехнадзора России согласно письму от 23 ноября 1992 года № П-22/413 «О передаче Синегорского военизированного горноспасательного отряда в подчинение администрации Колымской ГЭС», и в соответствии с приказом директора Колымской ГЭС № 26/а от 15 февраля 1993 года создана Аварийно-спасательная служба - военизированный горноспасательный взвод (с 1 июля 2002 года - аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод). Профессионально аварийно-спасательное формирование горноспасательный взвод (ПАСФ) ПАО «Колымаэнерго» является аварийно- спасательным формированием, созданным в структуре ПАО «Колымаэнерго» и предназначено для проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварии (чрезвычайной ситуации) (п. 2.2, 2.4, 2.5 раздела 2 Положения о ПАСФ ПАО «Колымаэнерго», утвержденного генеральным директором ПАО «Колымаэнерго» 30 апреля 2020 года.
Военизированный горноспасательный взвод (с 1 июля 2002 года - аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод, с 1 июня 2019 года - профессиональное аварийно-спасательное формирование-горноспасательный взвод) АО «Колымаэнерго» (с 24 июня 2015 года - ПАО «Колымаэнерго») Колымская ГЭС (с 7 октября 2010 года - ОАО «Колымаэнерго» филиал «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.») был создан для обеспечения безопасности на Колымской ГЭС, наделен полномочиями по проведению мероприятий по спасению и эвакуации людей при ликвидации аварий на подземных объектах, что соответствует определению аварийно-спасательного формирования и согласуется с положениями, указанными в Федеральном законе от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Согласно ст. 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ) профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 151-ФЗ:
- аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования;
- аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
- аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Профессиональные аварийно-спасательные формирования комплектуются на постоянной штатной основе в соответствии с утвержденным работодателем штатом (штатным расписанием). Ключевыми должностями для профессиональных аварийно-спасательных формирований являются должности спасателей или приравненные к ним должности. Участие в аварийно-спасательных работах - основная трудовая функция спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований.
В соответствии с Положением об аварийно-спасательном формировании - горноспасательном взводе Колымской ГЭС (АСФ-ГВС) П-12 (далее - Положение), утвержденным директором Колымской ГЭС ОАО «Колымаэнерго» 29 декабря 2008 года, аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод является структурным подразделением Колымской ГЭС, профессиональным аварийно-спасательным формированием, обеспечивающим противопожарное и горноспасательное обслуживание Колымской ГЭС. В зону обслуживания АСФ-ГСВ входят сооружения, производственные и служебные помещения Колымской ГЭС, горные выработки подземного комплекса Колымской ГЭС (п. 1.2, 1.3 Положения).
Основной задачей АСФ-ГСВ является осуществление экстренных и неотложных мер по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации последствий взрывов, обрушений горных пород, а также выполнения других работ, требующих применения средств защиты органов дыхания и специального снаряжения (п. 2.1 Положения).
В соответствии с возложенными на него задачами АСФ-ГСВ осуществляет, в том числе:
- горноспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по спасению людей, оказанию помощи пострадавшим, локализации аварий и ликвидации последствий при взрывах взрывчатых материалов и рудничных газов, пожарах, загазованиях, обвалах, выбросах горной массы в результате геодинамических процессов, затоплениях и других видах аварий в условиях подземных горных выработок, а также открытых горных работ) в подземных условиях;
- осуществление контроля по готовности Колымской ГЭС к спасению людей и ликвидации возможных аварий;
- обучение персонала Колымской ГЭС правилам пользования средствами защиты, правилам личного поведения и действиям в аварийных и других чрезвычайных ситуациях (п. 3.1 Положения).
Аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод Колымской ГЭС является подразделением способным самостоятельно или во взаимодействии с другими подразделениями Колымской ГЭС выполнять оперативные задачи по спасению людей, ликвидации аварий и тушению пожаров в подземном и поверхностном комплексе Колымской ГЭС (п. 5.1 Положения).
В соответствии с п. 3 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30 «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»; раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1» работники горноспасательной и газоспасательной служб, военизированной службы по предупреждению возникновения и по ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, военизированной охраны по ЕТКС не тарифицируются, а права и обязанности регламентируются уставами, специальными положениями.
Из п. 2.2-2.4, 2.6-2.10 должностной инструкции респираторщика 4 разряда профессионального аварийно-спасательного формирования - горноспасательного взвода филиала «Колымская ГЭС имени Фрипггера Ю.И.» ПАО «Колымаэнерго», утвержденной генеральным директором ПАО «Колымаэнерго» 18 апреля 2022 года, следует, что в обязанности респираторщика входит следующее:
- при заступлении на дежурство обязан проверить наличие и исправность закрепленного за ним снаряжения, в случае обнаружения неисправности доложить командиру отделения и принять меры к замене или ремонту;
- дополнительно обязан: содержать пожарные автомобили, установленное на них оборудование и пожарно-техническое вооружение в исправном состоянии и постоянной готовности к выезду; при заступлении на дежурство пробным пуском двигателя проверить исправность автомобилей и спецоборудования; проверить полноту заправки топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, при необходимости провести дозаправку; проверить наличие, исправность и комплектность оснащения пожарного автомобиля, в случае обнаружения неисправности немедленно доложить командиру отделения и принять меры к замене или ремонту данного оснащения;
- при дежурстве у средств связи обязан: не отвлекаться посторонними делами, безотлучно находиться возле средств связи; принимать все служебные распоряжения; получив вызов на аварию немедленно включить сигнал «Тревога», заполнить в трех экземплярах и вручить командирам дежурного и резервного отделения путевки на выезд на ликвидацию аварии;
- при выполнении работ по спасению людей, локализации и ликвидации аварий обязан: быстро и четко применять горноспасательную технику, оперативно оказывать первую помощь пострадавшим; следить за ходом работ, действиями товарищей, за состоянием места работы, сообщать о замеченном командиру отделения, пользуясь установленными способами связи; включаться и выключаться из СИЗОД только по команде командира отделения; при обнаружении неисправности в СИЗОД, признаках плохого самочувствия немедленно сообщить командиру отделения; следить за давлением кислорода в баллоне респиратора; запрещается самовольно оставлять отделение, ведущее аварийные работы;
- по прибытии в подразделение обязан: перезарядить свой респиратор, проверить его, привести в порядок закрепленное оснащение и спецодежду и провести техническое обслуживание пожарного автомобиля; немедленно заполнить емкости пожарного автомобиля водой и пенообразователем, очистить автомобиль от грязи.
Респираторщик участвует в тушении пожаров, спасении людей, ликвидации пожаров, аварий и стихийных бедствий, осуществляет первую медицинскую помощь пострадавшим, осуществляет транспортировку пострадавших с места аварии.
Рабочее место респираторщика расположено в пожарном депо ПАСФ-ГСВ филиала «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.» ПАО «Колымаэнерго» (п. 1.11 должностной инструкции).
Во время выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по локализации и ликвидации аварий, осуществления профилактической работы ПАСФ-ГСВ, рабочим местом и зоной ответственности респираторщика является весь подземный комплекс и расположенный на поверхности комплекс зданий и сооружений с прилегающими к нему строительными и технологическими площадками филиала «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.» ПАО «Колымаэнерго» (п. 1.12 должностной инструкции).
За респираторщиком закрепляются: вся моторизованная пожарная техника (пожарные автомобили, мотопомпы, гидравлический аварийно- спасательный инструмент и т.д.), СИЗОД, аварийно-спасательное оборудование и оснащение, пожарно-техническое вооружение, используемое им при проведении аварийно-спасательных работ, профилактических работ, во время тренировок (п. 1.13 должностной инструкции).
При выполнении этих задач персоналом применяются сложные системы защиты органов дыхания и специальное снаряжение. В соответствии с поставленными задачами формирования аварийно-спасательных служб выполняют идентичные функции. Работы, выполняемые руководителями и специалистами аварийно-спасательных формирований Колымской ГЭС, осуществляются в подземном комплексе полный рабочий день, и характер этой работы не зависит от стадии строительства или эксплуатации (реконструкции, модернизации). Условия труда характеризуются как опасные, связанные с высокой напряженностью труда, в том числе, риском для собственной жизни и ответственностью за безопасность других лиц, а также высокой степенью ответственности за результат собственной деятельности, которая несет высокую значимость ошибки, влекущую за собой возможность возникновения техногенной катастрофы.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что задачи аварийно-спасательных формирований независимо от масштабности самого формирования заключаются в осуществлении экстренных и неотложных мер по спасению людей, ликвидации последствий аварий и предупреждении чрезвычайных ситуаций на объектах.
Справкой ПАО «Колымаэнерго» от 5 августа 2022 года, подтверждается, что Борико С.В. работает полный рабочий день в филиале «Колымская ГЭС им. Фриштера Ю.И.» ПАО «Колымаэнерго» респираторщиком с 3 мая 2001 года по настоящее время.
В справке также указано, что в спорный период у истца имелись периоды работы, в которые ему предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы с 9 октября 2019 года по 10 октября 2019 года и с 27 января 2022 года по 14 февраля 2022 года.
С целью определения условий и характера работы истца по делу была назначена экспертиза условий труда.
Согласно мнению специалистов отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда управления по труду и занятости населения министерства труда и социальной политики Магаданской области от 1 февраля 2024 года по представленным материалам и согласно нормативным правовым актам работы, выполняемые Борико С.В. в АО «Колымаэнерго» (с 24 июня 2015 года - ПАО «Колымаэнерго») Колымская ГЭС (с 7 октября 2010 года - ОАО «Колымаэнерго» филиал «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю.И.») с 3 мая 2001 года по 18 июля 2022 года по профессии респираторщик в военизированном горноспасательном взводе с полным рабочим днем в подземном комплексе (с 1 июля 2002 года - аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод, с 1 июня 2019 года - профессиональное аварийно-спасательное формирование - горноспасательный взвод) по условиям труда соответствуют характеристике работ, выполняемых по профессии «респираторщики», в соответствии со Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел I. Горные работы, подраздел 5. Горноспасательные части (станции), шифр 1010600а-18029.
Доказательств, указывающих на недостоверность выводов специалистов, либо ставящих под сомнение их выводы, равно как доказательств, позволяющих усомниться в квалификации и полномочиях специалистов, ответчиком в материалы дела не представлено, а потому оснований сомневаться в правильности, обоснованности данного экспертного мнения у суда не имеется.
При этом занятость Борико С.В. по профессии респираторщика полный рабочий день подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в частности, справкой филиала ПАО «Колымаэнерго», уточняющей характер работы или условия труда.
Вместе с тем, учитывая нахождение истца в отпусках без сохранения заработной платы в периоды 9 октября 2019 года по 10 октября 2019 года и с 27 января 2022 года по 14 февраля 2022 года суд полагает, что у ответчика не имелось оснований для исключения из специального стажа периодов работы с 3 мая 2001 года по 8 октября 2019 года, с 11 октября 2019 года по 26 января 2022 года и с 15 февраля 2022 года по 18 июля 2022 года, а потому решение ОПФР по Магаданской области от 15 сентября 2022 года об отказе в установлении пенсии является незаконным.
При этом оснований для включения периодов работы истца 9 октября 2019 года по 10 октября 2019 года и с 27 января 2022 года по 14 февраля 2022 года в специальный стаж не имеется, поскольку в данные периоды истец находился в отпусках без сохранения заработной платы, которые в силу действующего законодательства не подлежат включению в специальный стаж, в связи с чем в удовлетворении требований в указанной части надлежит отказать.
Принимая во внимание, что решение ответчика в части исключения вышеперечисленных периодов работы истца из специального стажа признано незаконным, то на ОСФР по Магаданской области подлежит возложению обязанность включить такие периоды в специальный стаж Борико С.В.
Разрешая требование в части возложения на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 указанного Закона.
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями ст. 30 Закона о страховых пенсиях по общему правилу назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию.
Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением страховой пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить гражданину страховую пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию - со дня возникновения такого права.
Таким образом, возложение на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган или со дня возникновения такого права возможно только в том случае, если истцу необоснованно было отказано в назначении пенсии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Борико С.В., 12 августа 1976 года рождения при возрасте 46 лет необходимо иметь 20 лет страхового стажа, 10 лет стажа на соответствующих видах работ (по Списку № 1) и 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, в то время как органом, отвечающим за пенсионное обеспечение, зачтен документально подтвержденный страховой стаж - 32 года 10 месяцев 16 дней, стаж на соответствующих видах работ (по Списку № 1) 0 лет 0 месяцев 0 дней и стаж работы в районах Крайнего Севера - 24 года 8 месяцев 21 день.
Учитывая, что с учетом включения судом спорных периодов работы стаж истца на соответствующих видах работ составил более требуемых 10 лет, суд приходит к выводу, что право истца на пенсию возникло с момента обращения за ней, в связи с чем суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях с 18 июля 2022 года.
При этом оснований для назначения истцу страховой пенсии со дня возникновения права на ее назначение суд не усматривает, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, в то время как доказательств, подтверждающих обращение истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии ранее 18 июля 2022 года, в материалы дела не представлено.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 указанного Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Из представленного в материалы дела чека-ордера от 24 октября 2023 года следует, что при подаче искового заявления в суд истцом была уплачена в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Учитывая, что заявленные требования носят неимущественный характер, то, несмотря на частичное удовлетворение требований, с ответчика в пользу истца необходимо взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме, поскольку на требования неимущественного характера правило о пропорциональном взыскании судебных расходов не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Борико Сергея Васильевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии, возложении обязанностей включить периоды работы в специальный стаж и назначить страховую пенсию со дня возникновения права на ее назначение удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области от 15 сентября 2022 года № 164/5 об отказе в установлении страховой пенсии Борико Сергею Васильевичу в части исключения из специального стажа периодов работы с 3 мая 2001 года по 8 октября 2019 года, с 11 октября 2019 года по 26 января 2022 года и с 15 февраля 2022 года по 18 июля 2022 года в должности респираторщика ПАО «Колымаэнерго».
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (ИНН 4900000434) включить в специальный стаж Борико Сергея Васильевича (СНИЛС №) периоды работы с 3 мая 2001 года по 8 октября 2019 года, с 11 октября 2019 года по 26 января 2022 года и с 15 февраля 2022 года по 18 июля 2022 года в должности респираторщика ПАО «Колымаэнерго».
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (ИНН 4900000434) назначить Борико Сергею Васильевичу (СНИЛС №) страховую пенсию по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 18 июля 2022 года.
В удовлетворении остальной части требований Борико Сергею Васильевичу отказать.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (ИНН 4900000434) в пользу Борико Сергея Васильевича (СНИЛС №) государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день дня составления мотивированного решения - 4 марта 2024 года.
Судья Н.А. Панова
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>