Решение по делу № 2а-124/2020 от 18.02.2020

Дело № 2а-124/2020

УИД № 45RS0002-01-2019-000395-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Белозерское                                                                            18 марта 2020 г.

Белозерский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Воронежской О.А.,

при секретаре Яцук А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мосина Романа Николаевича к Управлению Росгвардии по Курганской области, Отделению лицензионно-разрешительной работы № 4 Управления Росгвардии по Курганской области об оспаривании заключения об аннулировании разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия,

У С Т А Н О В И Л:

    Мосин Р.Н. обратился в Белозерский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением, с учетом его изменения в порядке ст. 46 КАС РФ, к Управлению Росгвардии по Курганской области, Отделению лицензионно-разрешительной работы № 4 Управления Росгвардии по Курганской области (далее - ОЛРР № 4 Управления Росгвардии по Курганской области) об оспаривании заключения об аннулировании разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия. В обоснование административного искового заявления указал, что на основании заключения об аннулировании разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия от 9 сентября 2019 г. участковым уполномоченным полиции 13 сентября 2019 г. у него было изъято 6 единиц оружия. При ознакомлении с заключением ему стало известно, что по данным ГБУ «Белозерская ЦРБ» он с сентября 2016 г. состоит на консультативном наблюдении у врача-психиатра с диагнозом F-41 - <данные изъяты>. Однако на учете у врача-психиатра он никогда не находился и за период с 2016 г. неоднократно проходил медицинские обследования для получения разрешений на оружие, на право управления транспортными средствами. В сентябре 2016 г. к врачу-психиатру он не обращался и не проходил никакого лечения. Кроме того, в заключении отсутствует информация о том, что он находится на учете с психическим заболеванием, в то время как в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» указано, что не должен состоять на учете с психическим заболеванием. Ссылаясь на положения ст. ст. 13, 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», ст. ст. 1, 26, 27 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», просил суд признать незаконным заключение об аннулировании разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия ОЛРР № 4 Управления Росгвардии по Курганской области от 9 сентября 2019 г.

В судебном заседании административный истец Мосин Р.Н. и его представитель Кононов А.В., действующий по доверенности, просили об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь в обоснование на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

    Представитель административного ответчика Управления Росгвардии по Курганской области Ладыгин Д.А., действующий по доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями Мосина Р.Н. не согласился. При этом пояснил, что разрешение на право хранения и ношения гражданского оружия было аннулировано у Мосина Р.Н. в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оружии».

Представитель административного ответчика ОЛРР № 4 Управления Росгвардии по Курганской области Малахов А.В., действующий по доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями Мосина Р.Н. не согласился. При этом пояснил, что в связи с поступившей из прокуратуры информацией о том, что Мосин Р.Н. с сентября 2016 г. состоит на консультативном наблюдении у врача-психиатра в ГБУ «Белозерская ЦРБ» с диагнозом, который входит в перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, разрешение на право хранения и ношения гражданского оружия было аннулировано в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оружии».

    Представитель заинтересованного лица ГБУ «Белозерская ЦРБ» Головачева М.А., действующая по доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями Мосина Р.Н. не согласилась. При этом ссылалась на доводы, изложенные в письменном отзыве, указав, что Мосин Р.Н. состоял на учете у врача-психиатра (консультативном наблюдении) в ГБУ «Белозерская ЦРБ» с 7 сентября 2016 г. с диагнозом F-41.0 - <данные изъяты>. После сентября 2016 г. за психиатрической помощью в ГБУ «Белозерская ЦРБ» Мосин Р.Н. не обращался. 18 сентября 2019 г. снят с учета врача-психиатра в связи со значительным стойким улучшением состояния здоровья. В этой связи полагает, что у ОЛРР № 4 Управления Росгвардии по Курганской области 9 сентября 2019 г. имелись основания для аннулирования у Мосина Р.Н. разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1);

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (п. 2).

Таким образом, из смысла указанных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие двух условий – это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) регулируются правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Указанный Федеральный закон устанавливает особый режим оборота оружия - устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели (ч. 1 ст. 1), в частности предусматривает лицензионно-разрешительный порядок его приобретения гражданами Российской Федерации, с тем, чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также, чтобы обеспечить строго целевое использование оружия (ст. 13).

Для этого федеральный законодатель определил исчерпывающий перечень категорий граждан Российской Федерации, которым лицензия на приобретение оружия не может быть выдана (ч. 20 ст. 13 Закона об оружии), а выданная - подлежит аннулированию (ст. 26 Закона об оружии).

Пунктом 1 статьи 22 Закона об оружии предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

Статьей 28 Закона об оружии установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и законодательством РФ о стандартизации.

В соответствии со ст. 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 (далее – Положение), Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия.

Основными задачами Росгвардии являются, в том числе осуществление федерального государственного контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций (ч. 9 ст. 2 Положения).

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается, в том числе федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Как следует из п. п. 15, 25 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» к войскам национальной гвардии отнесены полномочия: выдавать гражданам при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия; устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных пунктами 15 и 18 настоящей статьи; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно Положению от Отделении лицензионно-разрешительной работы (по Варгашинскому, Белозерскому, Макушинскому, Лебяжьевскому, Мокроусовскому, Петуховскому, Частоозерскому районам) Управления Росгвардии по Курганской области, утвержденному приказом врио начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курганской области от 13 сентября 2018 г. № 392, Отделение является структурным подразделением Управления Росгвардии по Курганской области и осуществляет: полномочия Росгвардии в области государственного контроля (надзора) за оборотом гражданского и служебного оружия (п. 2); действия, связанные с оказанием государственных услуг, и выполняет функции в сфере оборота оружия (п. 7.2); выдачу в установленном порядке гражданам лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия (п. 7.9); государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия (п. 7.10).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Мосин Р.Н. состоит на учете в ОЛРР № 4 Управления Росгвардии по Курганской области в качестве владельца шести единиц гражданского охотничьего огнестрельного оружия: ЛОСЬ-7 , 7,62х51 мм калибра (разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа , выдано 9 декабря 2016 г. сроком до 9 декабря 2021 г.); МР-155 , 12/76 калибра (разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа , выдано 21 апреля 2017 г. сроком до 21 апреля 2022 г.); ТОЗ-34Р , 12 калибра (разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа        , выдано 9 августа 2017 г. сроком до 9 августа 2022 г.); МЦ-21-12          , 12 калибра (разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа       , выдано 9 ноября 2018 г. сроком до 9 ноября 2023 г.); ИЖ-58МЕ           , 16 калибра (разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа        , выдано 9 ноября 2018 г. сроком до 9 ноября 2023 г.); ИЖ-94 Север      , 22LR/20х76 калибра (разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа , выдано 22 апреля 2019 г. сроком до 22 апреля 2024 г.).

По запросам прокурора Белозерского района Курганской области от 28 июня и 5 июля 2019 г. ГБУ «Белозерская ЦРБ» предоставило сведения от 4 и 10 июля 2019 г. о том, что Мосин Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на консультативном наблюдении у врача-психиатра ГБУ «Белозерская ЦРБ» с сентября 2016 г. с диагнозом F-41 - <данные изъяты>, на учете у врача-психиатра-нарколога – не состоит.

5 сентября 2019 г. прокурором Белозерского района Курганской области в адрес начальника ОЛРР № 4 Управления Росгвардии по Курганской области направлен материал проверки соблюдения законодательства об оружии для принятия мер в пределах компетенции не позднее 20 сентября 2019 г.

Согласно п. 9 ч. 20 ст. 13 Закона об оружии лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 26 Закона об оружии лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в том числе в случае возникновения предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 2 - 10 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.

Системное толкование приведенных правовых норм свидетельствует о том, что лицензия на право приобретения охотничьего, пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения, а равно - разрешение на право его хранения либо хранения и ношения, выданные лицу, у которого выявлено психическое заболевание, подлежат аннулированию выдавшим ее органом.

На основании п. 9 ч. 20 ст. 13, п. 3 ч. 1 ст. 26 Закона об оружии и представленных сведений, инспектором ОЛРР № 4 Управления Росгвардии по Курганской области лейтенантом полиции ФИО1 в соответствии с п. п. 9.8, 9.11 должностной инструкции, 9 сентября 2019 г. вынесено заключение об аннулировании у Мосина Р.Н. разрешений на право хранения и ношения оружия серии: РОХа , РОХа , РОХа , РОХа , РОХа , РОХа и изъятии оружия ИЖ-58 , МЦ-21-12 , ЛОСЬ-7 , МР-155 , ИЖ-94 , ТОЗ-34Р .

Данное заключение 9 сентября 2019 г. утверждено начальником ОЛРР № 4 Управления Росгвардии по Курганской области майором полиции ФИО2.

В соответствии с абз. 4 п. 1, п. 1.1 ст. 27 Закона об оружии изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случае аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.

На основании указанного заключения принадлежащее Мосину Р.Н. охотничье огнестрельное оружие в количестве 6 единиц изъято УУП ОП «Белозерское» МО МВД «Варгашинский», что подтверждается протоколом изъятия огнестрельного оружия и боеприпасов от 13 сентября 2019 г.

Статья 13 Закона об оружии содержит указание на то, что Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, определяется Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1.4 разд. 1 Перечня заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 № 143, в перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, входят невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства, с кодом F40-F48.

Согласно Международной классификации болезней МКБ-10 к числу других тревожных расстройств (F41) отнесено заболевание с кодом F41.0 <данные изъяты> (<данные изъяты>).

Из ответа главного врача ГБУ «Белозерская ЦРБ» от 8 октября 2019 г. на запрос суда следует, что Мосин Г.Н. состоял на учете у врача-психиатра ГБУ «Белозерская ЦРБ» с 7 сентября 2016 г. с диагнозом F41.0 - <данные изъяты>. По данным амбулаторной медицинской карты из кабинета врача-психиатра данный диагноз установлен врачом-психиатром ФИО3 после приема у врача-терапевта. С 18 сентября 2019 г. Мосин Р.Н. на учете у врача-психиатра не состоит в связи с его снятием с консультативного наблюдения на основании решения врачебной комиссии по причине значительного улучшения состояния психического здоровья.

Согласно ответу ГКУ «КОПНБ» от 28 октября 2019 г. № 2988 Мосин Р.Н. по состоянию на 1 сентября 2019 г. получает консультативную помощь у врача-психиатра по Белозерскому району, диагноз - <данные изъяты> (F41.0).

Данные обстоятельства также подтверждаются медицинской картой амбулаторного больного № 12951, копиями протоколов заседания подкомиссии ВК по экспертизе временной нетрудоспособности, рациональному назначению лекарственных препаратов, медицинскому отбору в другие медицинские организации и иным медико-социальным вопросам ГБУ «Белозерская ЦРБ» от 18 сентября и 20 ноября 2019 г., справками ГБУ «Белозерская ЦРБ» от 18 сентября 2019 г. и ГКУ «КОПНБ» от 17 сентября и 23 октября 2019 г., ответом ГКУ «КОПНБ» от 19 ноября 2019 г. на обращение Мосина Р.Н.

Полномочия врача-психиатра ГБУ Белозерская ЦРБ» ФИО3, установившего 7 сентября 2016 г. диагноз Мосину Р.Н., подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями: диплома от 20 июня 2013 г., диплома о послевузовском профессиональном образовании от 31 июля 2014 г.; сертификата по специальности психиатрия от 31 июля 2014 г. со сроком действия в течение 5 лет; приказами о приеме от 11 сентября 2015 г. и увольнении от 27 июня 2018 г.

Исследовав и оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о законности оспариваемого заключения об аннулирования разрешений на право хранения и ношения гражданского оружия, поскольку на момент его вынесения Мосин Р.Н. состоял на учете в ГБУ «Белозерская ЦРБ» по поводу психического заболевания F41.0 - <данные изъяты>, препятствующего владению оружием.

Доказательств, опровергающих эти выводы, административным истцом и его представителем вопреки ст. 62 КАС РФ не представлено.

Доводы административного истца и его представителя об отсутствии психического заболевания, а также не нахождении на учете с психическим заболеванием, со ссылкой на медицинские заключения от 5 и 11 марта 2019 г. (серии 3727 и об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и к управлению транспортными средствами соответственно), опровергаются иными исследованными судом доказательствами, и на выводы суда не влияют, поскольку с учета в ГБУ «Белозерская ЦРБ» Мосин Р.Н. был снят 18 сентября 2019 г., т.е. после вынесения 9 сентября 2019 г. заключения инспектором ОЛРР № 4 Управления Росгвардии по Курганской области.

При этом пояснения допрошенного свидетеля ФИО4 не опровергают установленные судом обстоятельства.

Установление у гражданина прямого противопоказания к владению оружием безусловно свидетельствует о создании непосредственной угрозы для безопасности граждан, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Закона об оружии и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства.

Оспариваемое заключение об аннулировании разрешений на право хранения и ношения гражданского оружия в отношении Мосина Р.Н. принято уполномоченным органом в соответствии с законом.

При этом обстоятельства, связанные с проверкой законности состояния гражданина на учете в лечебном учреждении по поводу психического заболевания, в данном случае, к полномочиям административного ответчика законом не отнесены. Действия лечебного учреждения, связанные с постановкой и нахождением на учете по поводу указанного заболевания, административным истцом и его представителем на момент рассмотрения настоящего дела не оспорены.

Принятые в отношении административного истца меры в виде аннулирования разрешений на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия соответствуют требованиям действующего законодательства. Нарушений прав и законных интересов Мосина Р.Н. судом не установлено.

Правовые последствия, вытекающие из аннулирования разрешений, не влекут за собой запрет на повторное их получение в соответствии с положениями ст. 26 Закона об оружии по истечении одного года со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с настоящим Федеральным законом возможность получения таких лицензии и (или) разрешения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Мосина Р.Н.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении административных исковых требований Мосина Романа Николаевича к Управлению Росгвардии по Курганской области, Отделению лицензионно-разрешительной работы № 4 Управления Росгвардии по Курганской области об оспаривании заключения об аннулировании разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия отказать.

        Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.

Судья                                                         О.А. Воронежская

(Мотивированное решение суда составлено 27 марта 2020 г.)

2а-124/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Мосин Роман Николаевич
Ответчики
Управление Росгвардии по Курганской области
Отделение лицензиолнно-разрешительной работы № 4 Управления Росгвардии по Курганской области
Другие
Кононов Андрей Валерьевич
ГБУ "Белозерская ЦРБ"
Суд
Белозерский районный суд Курганской области
Судья
судья Воронежская Оксана Александровна
Дело на странице суда
belozersky.krg.sudrf.ru
18.02.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
18.02.2020Передача материалов судье
21.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2020Подготовка дела (собеседование)
05.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее