ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2023 года г.Минусинск Красноярского края,
ул.Гоголя, 66а
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Полянской Е.В.,
при секретаре Давыденко Ю.С.,
с участием представителя процессуального истца Красноярского природоохранного прокурора - помощника Минусинского Межрайонного прокурора Коптевой Е.И.,
рассматривая в предварительном судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Фортрейд» о возложении обязанности об устранении нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в Минусинский городской суд с исковым заявлением к ООО «Фортрейд» о возложении обязанности об устранении нарушений лесного законодательства, мотивируя свои требования тем, что в ходе осуществления надзорной деятельности, на основании анализа состояния законности, в деятельности ООО «Фортрейд» выявлены нарушения лесного законодательства, выразившиеся в ненадлежащем проведении мероприятий по воспроизводству лесов. На основании договора аренды от 23 июля 2019 года № ООО «Фордтрейд» передан лесной участок, площадью 27285 га. (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 271432640 кв.м.) защитных, эксплуатационных лесов, имеющий местоположение: <адрес>, <адрес>, в том числе: - площадью 3010 га (уточненная площадь по результатам межевания 29756911 кв.м.), отнесенный защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес>), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером №; - площадью 30 га (уточненная площадь по результатам межевания 226371 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 1348 га (уточненная площадь по результатам межевания 13480000 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес>, являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 1070 га (уточненная площадь по результатам межевания 10155248 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес>, являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:00:0000000:5817; - площадью 4008 га (уточненная площадь по результатам межевания 40863349 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 12872,78 га (уточненная площадь по результатам межевания 127661679 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером №; площадью 31,22 га (уточненная площадь по результатам межевания 312181 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 3034 га (уточненная площадь по результатам межевания 30203913 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес>, являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:19:0000000:1838; - площадью 210 га (уточненная площадь по результатам межевания 2308145 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 1670 га (уточненная площадь по результатам межевания 16464843 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № для заготовки древесины. Согласно информации, представленной Министерством лесного хозяйства Красноярского края, ООО «Фортрейд» ненадлежащим образом выполнило мероприятия по искусственному лесовосстановлению за 2022 год. Не исполнение ООО «Фортрейд» лесовосстановительных мероприятий на арендованных лесных участках являются нарушением природоохранного законодательства, нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, препятствует исполнению целевых показателей национального проекта «Экология». В связи с указанными обстоятельствами Красноярский природоохранный прокурор в интересах РФ обратился в суд и просил обязать ООО «Фортрейд», (ИНН 4217090430, ОГРН 1074217001451) обеспечить воспроизводство лесов на лесной участок, площадью 27285 га. (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 271432640 кв.м.) защитных,-эксплуатационных лесов, имеющий местоположение: <адрес>, <адрес> по мероприятиям подготовка почвы под искусственное лесовосстановление - 27,5 га., в соответствии с требованиями природоохранного законодательства в 6 месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель процессуального истца - помощник Минусинского Межрайонного прокурора Коптева Е.И., в предварительном судебном заседании о передаче дела по подсудности возражала.
Ответчик ООО «Фортрейд», извещенный о дате, месте и времени проведения предварительного судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела и отзыва по иску не представил.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени проведения предварительного судебного заседания (л.д.,103), в суд не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела и отзыва по иску не представил.
Частично исследовав материалы дела, суд считает, что данное гражданское дело подлежит направлению по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов.
Согласно части 2.1 статьи 33 ГПК РФ, если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.
Приведенные положения части 2.1 статьи 33 ГПК РФ, устанавливающие обязанность суда передать дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно принято к производству с нарушением правил подсудности, направлены на реализацию указанных конституционных принципов.
В ч. 1 ст. 27 АПК РФ предусмотрено, что к компетенции арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 ст. 27, ст. 28 АПК РФ установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; случаи рассмотрения арбитражным судом дела с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, должны быть предусмотрены АПК РФ или федеральным законом.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, ВАС РФ от 18.08.1992 N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" гражданские дела, в том числе указанные в п. 2 настоящего Постановления, подлежат рассмотрению в суде, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица.
Таким образом, по общему правилу подведомственности критериями разграничения дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами являются субъектный состав и характер споров.
Как установлено по делу, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Фортрейд» является действующим юридическим лицом, основной вид деятельности согласно выписки – лесозаготовки (л.д.20-33).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО «ФорТрейд» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины № согласно которому министерство предоставило ООО «ФорТрейд» во временное пользование лесной участок площадью 27285 га. (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 271432640 кв.м.) защитных, эксплуатационных лесов, имеющий местоположение: <адрес>, <адрес> в том числе: - площадью 3010 га (уточненная площадь по результатам межевания 29756911 кв.м.), отнесенный защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 30 га (уточненная площадь по результатам межевания 226371 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 1348 га (уточненная площадь по результатам межевания 13480000 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 1070 га (уточненная площадь по результатам межевания 10155248 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес>, являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 4008 га (уточненная площадь по результатам межевания 40863349 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 12872,78 га (уточненная площадь по результатам межевания 127661679 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № площадью 31,22 га (уточненная площадь по результатам межевания 312181 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 3034 га (уточненная площадь по результатам межевания 30203913 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 210 га (уточненная площадь по результатам межевания 2308145 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № - площадью 1670 га (уточненная площадь по результатам межевания 16464843 кв.м.), отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный: <адрес>, <адрес> являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № для заготовки древесины (л.д.35-48, 89-95).
В соответствии с ч. 1 ст. 78 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
При этом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
Согласно п. 13 и 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 года № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Из системного анализа указанных выше положений следует, что споры относительно причинения вреда окружающей среде разрешаются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами в соответствии с общими правилами о подсудности, установленными процессуальным законодательством. Родовая подсудность по такому роду рода искам должна определяться исходя из субъектного состава спорящих сторон и не зависит от того, заявлено ли требование о выплате компенсации в денежном выражении либо об устранении допущенных нарушений в натуре.
Обращаясь с требованиями о возложении обязанности обеспечить воспроизводство лесов на лесном участке истец ссылается на нарушение ответчиком норм лесного законодательства в ходе заготовки древесины на земельном участке, принадлежащем ответчику на основании договора аренды.
Фактически истцом заявлены требования о возмещении причиненного лесному фонду вреда посредством выполнения определенных мероприятий, подсудность которых определяется в соответствии с общими правилами о подсудности, установленными процессуальным законодательством.
Учитывая субъектный состав участников спорных правоотношений и характер возникших между сторонами правоотношений, суд считает, что заявленные исковые требования суду общей юрисдикции неподсудны и подлежат рассмотрению и разрешению в порядке арбитражного судопроизводства, поскольку между ответчиком, имеющим статус юридического лица и истцом, имеется спор, возникший в связи с требованиями прокурора о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым передать данное дело для рассмотрения в Арбитражный суд Красноярского края, поскольку данное исковое заявление было принято к производству Минусинского городского суда Красноярского края с нарушением правил подсудности.
Руководствуясь ст.ст. 33, 224, 225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Гражданское дело № 2-2421/2023 по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Фортрейд» о возложении обязанности передать для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края (660049, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ленина, д.1).
Определение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 15 дней путем подачи частной жалобы через Минусинский городской суд.
Судья Е.В.Полянская