Решение от 23.11.2023 по делу № 8Г-20279/2023 [88-20641/2023] от 19.10.2023

УИД 89RS0003-01-2022-002914-30 Дело № 88-20641/2023 2-148/2023 Изготовлено в окончательной форме 30 ноября 2023 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 23 ноября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Чаус И.А.,
судей Бурматовой Г.Г.,
Зориной С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копыловой Галины Алексеевны к администрации Надымского района о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилом помещении на условиях договора социального найма,

по кассационной жалобе администрации Надымского района на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июня 2023 г.,

по кассационной жалобе Копыловой Галины Алексеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июня 2023 г.

Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г., объяснения истца Копыловой Г.А., третьего лица Копыловой О.В., представителя истца и третьего адвоката Томбасовой В.Н. по ордеру от 23 ноября 2023 г., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Копылова Г.А. обратилась в суд с иском (с учетом увеличения требований) к администрации Надымского района о возложении обязанности по постановке Копыловой Г.А., Копыловой О.В. <данные изъяты> <данные изъяты> на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении на условиях договора социального найма, на жилищный учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с момента обращения с письменным заявлением.

В обоснование требований иска указала, что в период с 26 апреля 1986 г. по 16 октября 1992 г. она со своей дочерью Копыловой О.В. проживала в <данные изъяты> области, в октябре 1992 г. вместе с дочерью выехала из зоны проживания с правом на отселение на постоянное место жительство в п<данные изъяты> Ямало-Ненецкого автономного округа. С апреля 2014 г. и по настоящее время она с дочерью проживают в <данные изъяты>, своего жилья не имеют, проживают в квартире, предоставленной по договору коммерческого найма, средств для приобретения жилья в собственность не имеют, в связи с чем, являются нуждающимися в его получении. В 2019 г. они с дочерью получили удостоверения, согласно которым они являются лицами, добровольно выехавшими из зоны отселения Чернобыльской АЭС, имеющими право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В ноябре 2022 г. она обратилась в администрацию Надымского района с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставив необходимые документы. Однако, письмом ответчика ей и её дочери в этом было отказано, поскольку состоять на таком учёте имеют право только малоимущие граждане, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. С данным отказом она не согласна, поскольку Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещение у гражданина, переселённого (выехавшего добровольно) из зоны проживания с правом на отселение вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаемость в улучшении жилищных условий, не устанавливая при этом требований к признанию их малоимущими. При этом, жилые помещения, как утраченное имущество, ими, в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не сдавались, компенсация за утраченное имущество им не выплачивалась.

Решением Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 марта 2023 г. исковые требования удовлетворены. Администрацию Надымского района обязали поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма, Копылову Г.А., Копылову О.В., <данные изъяты>, <данные изъяты> с момента обращения, то есть, со 2 ноября 2022 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июня 2023 г. решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 марта 2023 г. отменено в части, принято новое решение об обязании Администрации Надымского района поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма, Копылову Г.А., Копылову О.В., с момента обращения - со 2 ноября 2022 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Администрация Надымского района просит судебные постановления отменить, ссылаясь на незаконность, полагая, что на истцов возлагается обязанность доказывания малоимущности.

С апелляционным определением не согласилась истец Копылова Г.А., полагая его незаконным в части отказа в удовлетворении требования в отношении несовершеннолетних детей <данные изъяты>, <данные изъяты>

В судебном заседании истец, третье лицо доводы жалобы поддержали, в удовлетворении жалобы администрации просили отказать.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Копылова Г.А. и Копылова О.В. в период с 26 апреля 1986 г. по 16 октября 1992 г. проживали в п. Белый Колодец Новозыбковского района Брянской области, территория которого относилась к зоне отселения, с 21 октября 2015 г. отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

Копылова Г.А. и Копылова О.В., имеют удостоверения, подтверждающие право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Копылова Г.А. совместно с членами её семьи: Копыловой О.В. (дочь), Тарнакиной А.А. (внучка), Копыловой В.В. (внучка) проживают в жилом помещении – квартире № <данные изъяты>, принадлежащем на праве собственности муниципальному округу Надымский район и предоставленном им на условиях договора найма жилого помещения от 31 марта 2021 г. за плату во временное владение и пользование.

Иных жилых помещений истец и члены её семьи не имеют.

2 ноября 2022 г. Копылова Г.А., Копылова О.В. обратились в Администрацию Надымского района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как граждане, добровольно выехавшие из зоны Чернобыльской АЭС с приложением необходимых документов.

Письмом от 22 ноября 2022 г. администрация Надымского района Копыловой Г.А. и Копыловой О.В. даны разъяснения, согласно которым на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принимаются малоимущие граждане.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7 части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подпункта «е» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что истец и члены её семьи являются гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, относятся к определенной федеральным законом категории граждан и имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, соответственно, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что истцы Копылова Г.А. и Копылова О.В., как лица относящиеся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, соответствующие требованиям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право состоять на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Отменяя решение суда в части удовлетворения требований в части возложения на ответчика обязанности поставить <данные изъяты>, <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данные лица к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не относятся, в связи с чем не имеют права на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренные законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационных жалоб в силу следующего.

В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 17 вышеназванного закона гражданам, указанным в пункте 11 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 3-П право на однократное предоставление жилых помещений имеют лица, отнесенные к вышеприведенной категории, вне зависимости от даты принятия на учет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в соответствии с которыми предусмотрено, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются путем получения социальной выплаты из федерального бюджета, удостоверяемой соответствующим сертификатом.

Таким образом, право на однократное жилищное обеспечение путем получения социальной выплаты предоставляется Копыловой Г.А. и Копыловой О.В. при условии признания указанных лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с частью 3, части 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к компетенции органов местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При таком положении, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу, что орган местного самоуправления является органом осуществляющим принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к числу лиц, указанных в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а соответствующие доводы администрации Надымского района отклоняются ввиду их несостоятельности.

Согласно пункту 17 Правил № 153 применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане - в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Условия и порядок признания членом семьи определяются нормами жилищного законодательства, подлежащими применению к спорным правоотношениям.

Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» к другим родственникам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В рамках настоящего спора судом установлено, что самостоятельным правом на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обладают только Копылова Г.А. и Копылова О.В., что подтверждается соответствующим удостоверение7м.

У иных лиц (внучек <данные изъяты>., <данные изъяты>.) самостоятельное право на обеспечение жилья на основании указанного закона отсутствует.

Из материалов дела следует, что с заявлением о постановке на учет и с настоящим иском обратилась только истец Копылова Г.А., следовательно, по отношению к заявителю Копыловой Г.А., в соответствии с вышеприведёнными требованиями членом семьи является только ее дочь Копылова О.В., тогда как ее внучки (<данные изъяты>., <данные изъяты>.) не названы законом среди лиц, которые безусловно являются членами семьи, однако требований о признании членами своей семьи внучек с целью постановки на учет Копыловой Г.А. предъявлено не было.

Копылова О.В., самостоятельных требований, в том числе о постановке на учет в интересах своих детей не заявляла, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.

При таком положении, суд апелляционной инстанции верно определил круг лиц, подлежащих постановке на учет по заявленным требованиям, основания для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы Копыловой Г.А. у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений по доводам кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 6 ░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 6 ░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-20279/2023 [88-20641/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Копылова Галина Алексеевна
Ответчики
Администрация надымского района
Другие
Тарнакина Анастасия Алексеевна
Томбасова Вера Николаевна
Копылова Оксана Владимировна
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
23.11.2023Судебное заседание
23.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее