КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Петушкова О.Ю. Дело № 33-13252/2021
УИД 24RS0036-01-2021-000329-79
А-2.048г
22 декабря 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.
судей Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Приходько П.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах Хилько Натальи Ивановны к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кулаковская СОШ» о взыскании недоначисленной заработной платы,
по апелляционной жалобе директора МБОУ «Кулаковская СОШ» – Грязновой Т.Я.
на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 09 августа 2021 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Мотыгинского района Красноярского края Бородкина П.А. в интересах Хилько Натальи Ивановны к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кулаковская СОШ» о взыскании недоначисленной заработной платы - удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кулаковской средней общеобразовательной школы недоначисленную заработную плату за период с октября 2019 г. по август 2020 г. в пользу Хилько Натальи Ивановны в размере 34180 (тридцать четыре тысячи сто восемьдесят) рублей 22 копейки.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кулаковская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1225 (одна тысяча двести двадцать пять) рублей 41 копейку.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мотыгинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Хилько Н.И. с требованиями к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кулаковская СОШ» о взыскании недоначисленной заработной платы.
Требования мотивированы тем, что материальный истец является работником Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кулаковская СОШ».
Прокурор полагает, что в период с октября 2019 года по август 2020 года заработная плата материальному истцу начислялась с нарушением требований действующего законодательства, поскольку в размер минимальной заработной платы включались доплаты за работу в ночное время, в нерабочие праздничные дни, за выполнение работы отсутствующего работника, что свидетельствует о нарушении положений ст. ст. 133, 149, 151-153 ТК РФ и не отвечает правовой позиции, отраженной в Постановлениях Конституционного суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, 16.12.2019 № 40-П. В соответствии с указанными нормами доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, должны начисляться работникам сверх МРОТ.
Просил взыскать с ответчика в пользу Хилько Н.И. недоначисленную заработную плату за период работы с октября 2019 по август 2020 в размере 36556,60 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе директор МБОУ «Кулаковская СОШ» - Грязнова Т.Я. просит изменить решение суда в части суммы взысканной недоначисленной заработной платы исходя из должностного оклада работника, а не из суммы минимального размера оплаты труда.
В судебное заседание явился процессуальный истец – прокурор прокуратуры Красноярского края – Андреев А.И., иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения процессуального истца прокурора Андреева А.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
Согласно ч.1 ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Статьей 148 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно ст.153 ТК РФ, работа в выходной илинерабочий праздничныйдень оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).
Данная правовая позиция находит свое отражение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018г. №26-П.
В соответствии со ст.154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальныеразмерыповышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Согласно п.п.4,5 постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019г. №17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданинаС.Ф.Жарова», как следует из буквального смысла статей 149, 152, 153 и 154 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере. Так, в соответствии с названным Кодексом сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере (статья 152), работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (статья 153), каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (статья 154).
Установление повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.
Приведенное законодательное регулирование призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, часть первая статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации).
Привлечение работника в установленном законом порядке к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, как это следует из Трудового кодекса Российской Федерации, производится на основании распоряжения работодателя с соблюдением предусмотренных законом правил (об ограничении привлечения к ним определенных категорий работников, о необходимости, как правило, получить письменное согласие работника) (статьи 99 и 113). Кроме того, для сверхурочных работ установлено количественное ограничение - не более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть шестая статьи 99). Работа в ночное время осуществляется на основе установленного режима рабочего времени, в том числе графиков сменности (статья 103).
Следовательно, выполнение работы в указанных условиях, отклоняющихся от нормальных, не может производиться на регулярной основе (за исключением случаев приема на работу исключительно для работы в ночное время); при сменной работе количество ночных смен в разных периодах может различаться.
Таким образом, выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.
Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130). При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая статьи 133), а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133).
Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).
Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений сформулировал следующие правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации:
институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (постановление от 27 ноября 2008г. №11-П);
вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени (постановление от 07 декабря 2017г. №38-П);
положения статей 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (определения от 1 октября 2009г. №1160-О-О и от 17 декабря 2009г. №1557-О-О);
в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (постановление от 7 декабря 2017г. №38-П).
Из приведенных правовых позиций следует, что положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с его статьями 149, 152-154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е.работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
При этом положения статей 129 и 133 ТК РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009г. №1160-О-О и от 17 декабря 2009г. №1557-О-О).
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно ст. 104 Трудового кодекса РФ когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Мотыгинский район Красноярского края согласно, Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому Постановлением Совмина СССР №1029 от 10 ноября 1967 года, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
На основании п.п. «в» пункта 16 «Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утверждённой Приказом Министерства труда РСФСР №2 от 22 ноября 1990 года, процентные надбавки начисляются на заработок (без учёта районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах: в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 % заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 % заработка за каждый последующий год работы до достижения 50 % заработка, но не выше 200 рублей в месяц.
Процентная надбавка в Мотыгинском районе Красноярского края применительно к материальному истцу установлена в размере 50 %.
Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС №380/П-17 от 04 сентября 1964 года «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» установлен районный коэффициент 1,3 по Мотыгинскому району Красноярского края.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Хилько Н.И. состояла в трудовых отношениях с ответчиком - муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Кулаковская СОШ» в период с октября 2019 года по август 2020 года в должности сторожа.
По условиям заключенного с материальным истцом трудового договора для Хилько Н.И. установлена 36 часовая пятидневная рабочая неделя. В состав заработной платы материального истца включены: должностной оклад, а также районный коэффициент в размере 30 % и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (северная надбавка), в размере 50%.
Положением о суммированном учете рабочего времени, утвержденным приказом МБОУ «Кулаковская СОШ» от 01.03.2018 года, установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом рабочего времени один календарный год.
Согласно указанного Положения оплата труда работников в ночное время (с 22 часов до 06 часов) оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях. Размер доплаты сторожам за работу в ночное время составляет: должностной оклад/норму часов за календарный месяц по производственному календарю * фактически отработанные работником часы в ночное время по графику в данном месяце * 35%. Работа в нерабочий праздничный дней оплачивается: в размере одинарной часовой ставки (части оклада за час работы) сверх оклада. Сумму большей оплаты в праздничные дни начисляют по итогам истекшего месяца, в котором был праздник, а не по результатам учетного периода.
Из представленных расчётных листков о начислении материальному истцу заработной платы, табелей учёта рабочего времени за период с 01.10.2019 года по август 2020 года следует, что материальному истцу с учётом отработанного времени была начислена следующая заработная плата:за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 г. в размере 20304 руб. в месяц, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2020 г. в размере 21834,00 руб. в месяц, за июль 2020 г. 949,30 руб., за август 2020г. в размере 11436,86 руб.
Согласно табелей учета рабочего времени материальным истцом отработано в октябре 2019 г. 174 рабочих часов, из них 88 часов в ночное время; в ноябре 2019 г. 180 рабочих часов, из них 80 часов в ночное время; в декабре 2019 г. 180 рабочих часов, из них 80 часов в ночное время; в январе 2020 г. 190 рабочих часов, из них 80 часов в ночное время, 64 часа в праздничные дни; в феврале 2020 г. 170 рабочих часов, из них 80 часов в ночное время; в марте 2020 г 170 рабочих часов, из них 80 часов в ночное время, 16 часов в праздничные дни; в апреле 2020 г. 180 рабочих часов, них 80 часов в ночное время; в мае 2020 г. 204 рабочих часа, из них 88 часов в ночное время, 16 часов в праздничный день; в июне 2020 г. 190 рабочих часов, из них 80 часов в ночное время, 16 часов в праздничный день; в июле 2020 г. 8 часов, из них 0 часов в ночное время; в августе 2020 г. 84 часа, из них 40 часов в ночное время.
Исследовав расчётные листки о начислении материальному истцу заработной платы, табеля учёта рабочего времени за период с октября 2019 года по август 2020 года, суд первой инстанции установил, что истцу заработная плата начислялась работодателем в нарушение приведенных выше положений закона.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, руководствуясь положениями статей 129, 133, 135, 148, 149, 152, 153, 154 ТК РФ, постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС №380/П-17 от 4 сентября 1964г. «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях №38-П от 07 декабря 2017г., №17-П от 11 апреля 2019г., исходил из того, что заработная плата работников за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах с особыми климатическими условиями должны начисляться сверх установленного законом минимального размера оплаты труда.
Проверив расчеты начисления и выплаты ответчиком заработной платы истцу за спорный период, произведя в решении соответствующие расчеты с учетом количества отработанных им часов в ночное время, в праздничные дни, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик имеет задолженность перед истцом по заработной плате, в связи с чем взыскал недоначисленную заработную плату за период с октября 2019 г. по август 2020 г. в пользу Хилько Н.И. в размере 34180 рублей 22 копейки.
Суд исходил из того, что выплата за работу в ночное время определяется в порядке, установленном ст.154 ТК РФ, а также Положением о суммированном учете рабочего времени МБОУ «Кулаковская СОШ» в размере 35%, размер доплаты сторожам за работу в ночное время составляет: должностной оклад/норму часов за календарный месяц по производственному календарю* фактически отработанные работником часы в ночное время по графику в данном месяце*35%.
При определении оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни суд исходил из того, что в соответствии с требованиями постановления Конституционного Суда РФ № 17-П от 11.04.2019 года работа в праздничные дни подлежит оплате сверх минимального размера оплаты труда.
Между тем, судебная коллегия полагает, что произведенный судом первой инстанции расчет недоначисленной и невыплаченной Хилько Н.И. заработной платы, с учетом доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, содержит неточности, основан на неверном применении положений ст.153 ТК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28 июня 2018г. №26-П, в связи с чем заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы ответчика в указанной части, и как следствие расчет подлежит изменению.
Также при произведении расчета судебная коллегия учитывает, что в данном учреждении установлен суммированный учет рабочего времени, и работник в зависимости от графика сменности перерабатывает (недорабатывает) норму рабочего времени. При таком положении судебная коллегия, производя расчет, исходит из нормы рабочего времени, установленной производственным календарем, поскольку объем сверхурочной работы подлежал определению работодателем лишь по окончании учетного годичного периода, то есть в декабре 2019 и 2020 г.г. соответственно.
Расчет и оплата сверхурочной работы как за 2019 г., так и за 2020 г., нашли свое подтверждение из представленных в материалах дела расчетных листков Хилько Н.И.
Кроме того, как следует из Положения о суммированном учете рабочего времени, по окончании учетного периода при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, выполненная сверх нормы рабочего времени, не учитывается, поскольку она уже оплачена в двойном размере в текущем месяце по графику.
Вместе с тем, доказательств оплаты праздничных дней в двойном размере, стороной ответчика не представлено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части размера взысканных сумм, исходя из следующего:
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с учетом районного коэффициента и северной надбавки 1,8 (30%+50%) с января 2019г. составлял: 11280 руб. х 1,8 = 20304 руб., с января 2020г. - 12130 руб. х 1,8 = 21834 руб.
Заработная плата Хилько Н.И. состоит из оклада - 2662 руб. (с июня 2020г. – 2928 руб.), районного коэффициента – 30%, северной надбавки - 50%, доплаты за работу в ночное время - 35% от оклада.
Размер задолженности по заработной плате Хилько Н.И. за период с октября 2019г. по август 2020г. составит:
В октябре 2019 года норма часов с учетом установленной для истицы сокращенной рабочей недели (36 часов) составила 165,6 часа, фактически отработано 174 часа, из них ночные 88 часов.
11280 МРОТ:165,6*165,6=11280
2662 (оклад):165,6*88*35%=495,11
(11280+495,11)*1,8=21195,20
За октябрь 2019 фактически было начислено 20304, недополученная разница по заработной плате составила: 21195,20-20304=891 руб. 20 коп.
В ноябре 2019 года норма часов составляет 144 часов, фактически отработано 180 часов, из них ночные 80 часов.
Заработная плата составит:
11280 МРОТ:144*144=11280
2662:144*80*35%=517,61
(11280+517,61)*1,8=21235,70
За ноябрь 2019 года фактически начислено 20304, недополученная разница составит: 21235,70 -20304=931 руб. 70 коп.
В декабре 2019 года норма часов составляет 157,4, фактически было отработано 180 часов, из них 80 часов в ночное время.
Заработная плата составит:
11280 МРОТ:157,4*157,4=11280
2662:157,4*80*35%=473,55
(11280+473,55)*1,8=21156,39
За декабрь 2019 года фактически начислено 20304 руб., недополученная разница составит: 21156,39-20304=852 руб. 39 коп.
В январе 2020 года норма рабочих часов составила 122,4 часа, фактически отработано 190 часов, из них 80 ночных и 64 (2,5,8 января) часа в праздничные и выходные дни.
Заработная плата составит:
12130 МРОТ:122,4*122,4=12130
2662:122,4*80*35%=608,95
(2662+665,50+133,10) : 122,4 * 64 = 1809,28
1809,28*2 = 3618, 56 руб. (праздничные в двойном размере)
(12130 +608,95+3618,56) * 1,8 = 29443, 51 руб.
Фактически начислено 21834 рубля, недополученная разница составит: 29443, 51 руб.-21834=7609,51 руб.
В феврале 2020 года норма часов составляет 136,8 часов, фактически отработано 170 часов, из них 80 часов в ночное время.
Заработная плата составит:
12130 МРОТ:136,8*136,8=12130
2662:136,8*80*35%=544,85
(12130+544,85)*1,8=22814,73
Фактически было начислено 21834 рубля, недополученная разница составит:22814,73-21834=980 руб. 73 коп.
В марте 2020 года норма часов составила 151,2 часов, фактически отработано 170 часов, из них 80 часов в ночное время, 16 часов в праздничные и выходные дни (8 марта).
Заработная плата составит:
12130 МРОТ:151,2*151,2=12130
2662:151,2*80*35%=492,96
(2662+665,50+133,10): 151,2 * 16 = 366,20
366,20*2=732,40 руб. (праздничные в двойном размере)
(12130+492,96+732,40)*1,8 = 24039,65
24039,65 - 21834 (фактически начислено) = 2205,65 руб.
В апреле 2020 года норма часов составила 157,4 часа, фактически отработано 180 часов из них 80 часов в ночное время.
Заработная плата составит:
12130 МРОТ:157,4*157,4=12130
2662:157,4*80*35%=473,54
(12130+473,54)*1,8=22686,37
Фактически начислено 21834 рубля, недополученная разница составит: 22686,37-21834=852 руб. 37 коп.
В мае 2020 года норма часов составила 121,4 часа, фактически отработано204 часов, из них в ночное время 88 часов, 16 часов (1 мая) в праздничные дни.
Заработная плата составит:
12130 МРОТ:121,4*121,4=12130
2662:121,4*88*35%=675,36
(2662+665,50+133,10):121,4*16=456,16
456,16*2=912,32
(12130+675,36+912,32)*1,8=24691,82
24691,82 – 21834 (фактически начислено)= 2857,82 руб.
В июне 2020 норма часов составила 150,2 часа, фактически отработано 190 часов, из них 80 часов в ночное время, 16 часов (12 июня) в праздничные дни.
Заработная плата составит:
12130 МРОТ:150,2*150,2=12130
2928 (повышение оклада) :150,2*80*35%=545,83
(2928+732+146,40):150,2*16=405,47
405,47*2=810,94 руб.
(12130+545,83+810,94)*1,8=24276,18
24276,18-21834=2442,18 руб.
В июле 2020 норма часов составила 165,6 часов, фактически отработано 8 часов, из них в ночное время 0 часов.
Заработная плата составит.
(12130 :165,6*7,2)*1,8=527,39*1,8 = 949, 3 руб.
Фактически было начислено 949,30, недополученная разница отсутствует.
В августе 2020 года норма часов составила 151,2 часа, фактически отработано 84 часа, из них в ночное время 40 часов.
Заработная плата составит:
12130:151,2*84=6738,88
2928:151,2*40*35%=271,11
(6738,88+271,11)*1,8=12617,98
Фактически было начислено 11436,86 рубля, недополученная разница составит: 12617,98-11436,86=1 181 руб. 12 коп.
Итого недополученная сумма заработной платы истицы Хилько Н.И.с октября 2019 по август 2020 составляет 20804, 67 руб. (891 руб. 20 коп.+931 руб. 70 коп.+852 руб. 39 коп.+7609,51 руб.+980 руб. 73 коп.+2205,65 руб.+852 руб. 37 коп.+2857,82 руб.+2442,18 руб.+1 181 руб. 12 коп.)
В связи с изменением решения суда подлежит изменению и взысканная судом с ответчика в доход местного бюджета государственная пошлина исходя из следующего расчета:
(20804,67 - 20 000) х 3% + 800 руб. = 824,14 руб. - государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Иные доводы апелляционной жалобы о неверном расчете судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения суда, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 09 августа 2021 года в части размера взысканных сумм изменить.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кулаковская СОШ» недоначисленную заработную плату за период с октября 2019 г. по август 2020 г. в пользу Хилько Натальи Ивановны в размере 20804 рублей 67 копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кулаковская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 824 рубля 14 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу директора МБОУ «Кулаковская СОШ» – Грязновой Т.Я. – без удовлетворения.
Председательствующий: Баимова И.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Сударькова Е.В.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.12.2021 года.