Дело № 12 – 397 / 2018
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь 3 сентября 2018 года
Судья Индустриального районного суда г. Перми Мокрушин О.А., при секретаре судебного заседания Ичетовкиной Е.Н., с участием Пермского межрайонного природоохранного прокурора Моисеевских Л.А., заместителя Пермского межрайонного природоохранного прокурора Дарипова Р.А., представителя Управления Росприроднадзора по Пермскому краю Потемкиной Ю.Н., защитников общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» по доверенности Пастухова Д.В., Воронкова А.А., Мелик-Казаровой Н.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе в защиту общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, в связи с тем, что ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» не соблюдаются экологические требования при обращении с отходами: не составлен и не утвержден паспорт на отходы (нефтесодержащую жидкость), расположенные в «линзах», не определен их класс опасности, не ведется учет отходов в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, не в полном объеме представлена в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю отчетность по форме № 2- ТП (отходы), что является нарушением частей 2, 3 ст. 14, ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».
Защитник ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» в жалобе указал, что в постановлении не указано в чем конкретно выразились противоправные действия общества, критерии по которым нефтесодержащая жидкость классифицирована как отходы в постановлении не приведены, что указывает на отсутствие состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в действиях общества.
ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» не было уведомлено о проведении проверки надлежащим образом, ДД.ММ.ГГГГ общество обратилось в прокуратуру Пермского края, а не в Пермскую межрайонную природоохранную прокуратуру, в связи с чем у Пермского межрайонного природоохранного прокурора отсутствовали основания для проведения проверки.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было подписано Пермским межрайонным природоохранным прокурором, а не лицом, его составившим. При этом только одному из защитников были разъяснены процессуальные права и обязанности после вручения копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Общество не осуществляет деятельность в области обращения с отходами по отношению к нефтесодержащей жидкости, поэтому не относится к числу субъектов, на которых возложены обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». «Линзы» нефтесодержащей жидкости образовались до 1993 года, поэтому на них не распространяются требования по предоставлению отчетности по форме № 2-ТП (отходы), регламентированные приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».
Административный орган необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ о проведении экологической экспертизы определением от ДД.ММ.ГГГГ, при этом ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение дела было отложено для предоставления сведений о статусе экспертного учреждения.
В судебном заседании защитники на доводах жалобы настаивали, дополнительно пояснили, что информацией о проводимой обществом работы по предупреждению попадания нефтепродуктов в реку Пыж и исполнению решения Индустриального районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Пермский межрайонный природоохранный прокурор обладал еще в ДД.ММ.ГГГГ, однако решение о привлечении общества к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ не принималось, что указывает на истечение годичного срока давности привлечения к административной ответственности по данной статье.
Законный представитель ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Пермский межрайонный природоохранный прокурор, представитель Управления Росприроднадзора по Пермскому краю просили жалобу оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы жалобы, дела об административном правонарушении, материалы прокурорской проверки, заслушав присутствующих лиц, прихожу к следующему выводу.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно п. 6.32 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, под удалением опасных или других отходов понимается: сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, нефтесодержащая жидкость, находящаяся под промышленной площадкой ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез», подпадает под отходы, входящие в группу «Отходы производства нефтепродуктов» (код - 3 08 200 00 00 0).
Учитывая приведенные нормы законодательства, нефтесодержащая жидкость относится к остаткам сырья, т.е. к отходам, которые подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу ст. 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Под обработкой отходов понимается предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Утилизация отходов использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии со ст. 14 Закона № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Исходя из указанных норм Закона № 89-ФЗ, отходы (нефтесодержащая жидкость) требуют отнесения их к конкретному классу опасности отходов с последующим внесением в группу «Отходы производства нефтепродуктов» ФККО, а также проведения паспортизации в соответствии с Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.
Статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ).
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, и устанавливает требования к ведению юридическими лицами учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
Вместе с тем ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» не обеспечен учет отходов (нефтесодержащей жидкости) по установленной форме.
Положениями ч. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок предоставления отчетности по форме № 2-ТП (отходы) регламентирован приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления». Указанная отчетность предоставляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в территориальный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Отчетность предоставляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации не позднее 1 февраля после отчетного периода. Отчет содержит сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления.
Данный вид отходов в форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» не отражен и соответственно сведения по нему не представлены в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю.
Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» не соблюдаются экологические требования при обращении с отходами: не составлен и не утвержден паспорт на отход (нефтесодержащую жидкость), расположенный в «линзах»; не определен их класс опасности; не ведется учет отходов в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721; не в полном объеме представлена в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю отчетность по форме № 2- ТП (отходы), что является нарушением ч.ч. 2, 3 ст. 14, ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 г № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».
При указанных обстоятельствах должностное лицо к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Фактические обстоятельства по делу подтверждаются постановлением Пермского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, письмом ООО «ЛУКОЙЛ - Пермнефтеоргсинтез» от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения представления об устранении нарушений законодательства, отчётом по мониторингу состояния воды в <адрес>, копией аналитической справки о содержании нефтепродуктов (мг/дм) в бассейне <адрес>, находящейся в зоне влияния общества за ДД.ММ.ГГГГ, копией отчёта о научно-исследовательской работе ЕНИ ПГНИУ, копией объяснения гр.А., копией лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № на осуществление утилизации отходов III - IV классов опасности и другими документами дела.
Доказательства, полученные в ходе производства по делу об административном правонарушении, отвечают требованиям допустимости, относимости и достоверности.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находившимися вне контроля юридического лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законно установленной обязанности.
Таких обстоятельств, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено не было.
Следовательно, юридическим лицом не были предприняты все меры к соблюдению норм действующего законодательства, не представлены доказательства невозможности надлежащего исполнения обязанностей.
Вопреки доводам жалобы в постановлении должностного лица указаны критерии по которым нефтесодержащая жидкость классифицирована как отходы, конкретные нарушения, допущенные обществом при осуществлении деятельности в области обращения с отходами в виде нефтесодержащей жидкости, подробно проанализированы нормативные акты, дана надлежащая правовая оценка действиям юридического лица, оснований с которой не соглашаться не имеется.
Доводы жалобы о том, что «линзы» нефтесодержащей жидкости образовались до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому требования по предоставлению отчетности по форме № 2-ТП (отходы), регламентированные приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», на данные отходы не распространяются, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства. Данная годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются Росприроднадзором, введена в действие с отчета за ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на юридические лица была возложена обязанность предоставлять такие сведения в случае наличия таких отходов в ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные сведения должны были быть представлены не позднее 1 февраля после отчетного периода, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на момент вынесения постановления годичный срок давности привлечения ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ не истек.
Кроме того, часть нарушений носит длящийся характер, обязанности возложенные на юридическое лицо не были исполнены на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» вынесено Пермским межрайонным природоохранным прокурором не по результатам проверки как это указано в жалобе, а на основании совокупности поступивших Пермскому межрайонному природоохранному прокурору сведений и документов, в пределах полномочий, представленных п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Положениями ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором в порядке, установленном ст. 28.4 КоАП РФ.
Нарушений положений ст. 28.4 КоАП РФ при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» допущено не было, защитнику присутствовавшему при его вынесении предварительно были разъяснены процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается распиской гр.А., вручена копия постановления, присутствие иных защитников при вынесении постановления ничем не подтверждено, замечаний от гр.А. в этой части на содержание постановления не поступило.
Согласно вводной части постановления, оно вынесено Пермским межрайонным природоохранным прокурором Моисеевских Л.А., что опровергает доводы жалобы о допущенных процессуальных нарушениях при его составлении.
Вопреки доводам жалобы, определение государственного инспектора Российской федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю об отказе в назначении экологической экспертизы вынесено ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ как это указано в жалобе.
В ходе производства по делу об административном правонарушении не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемого постановления.
При назначении наказания учтены характер совершенного правонарушения, а также имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, административный штраф назначен в минимальном размере в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Мокрушин