В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-5701
Строка №083 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 24 августа 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Глазовой Н.В., Квасовой О.А.,
при секретаре Курякиной Г.Н.,-
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по иску Лутовинова АН к КУ ВО «Управление социальной защиты населения Новохоперского района» о признании незаконным приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
по апелляционной жалобе Лутовинова АН
на решение Новохоперского районного суда Воронежской области от 11 мая 2017г.
(судья райсудаКамеров И.А.),
У С Т А Н О В И Л А:
Лутовинов А.Н. обратился в суд с вышеназванным иском к КУВО «Управление социальной защиты населения Новохоперского района», указав, чтоявляется инвалидом III группы, а также медицинским работником, работающим в сельской местности, и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Воронежской области от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», на денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Пунктом 11 статьи 15 данного Закона предусмотрено, что при наличии у получателя права на предоставление денежной компенсации по нескольким основаниям, такая компенсация назначается по одному основанию. По существу данной правовой нормы он имеет право получать данную компенсацию либо как инвалид, либо как медицинский работник. В связи с этим, считает незаконным лишение его права на иные меры социальной поддержки по разным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. В связи с чем, просит признать незаконным решение КУВО «Управление социальной защиты населения Новохоперского района» о приостановлении с 01 марта 2017 г. выплаты ему ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 2).
Решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 11 мая 2017 г.в удовлетворении исковых требованийЛутовинову А.Н. отказано (л.д. 34-36).
В апелляционной жалобе Лутовинова А.Н. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ввиду неправильного применения и толкования норм материального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований, указывая, что не претендует на двойную компенсацию своих расходовна оплату жилья и коммунальных услуг, получает их по одному основанию как медицинский работник, работающий в сельской местности(л.д. 34-36).
В суде апелляционной инстанции представитель КУВО «Управление социальной защиты населения Новохоперского района» по доверенности Лещенко М.Ю. просит решение суда оставить без изменения, полагает апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Представитель департамента социальной защиты населения Воронежской области по доверенности Никитинская М.А. поддержала решение суда, указав, что разделение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено ни федеральным, ни региональным законодательством, так как является единым комплексом мер социальной поддержки, и истец вправе выбрать одну из мер социальной поддержки наиболее выгодную для себя.
Лутовинов А.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятое КУ ВО «УСЗН Новохоперского района Воронежской области» решение о приостановлении истцу выплаты ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, соответствует требованиям действующего законодательства и оснований для признания его незаконным, не имеется.
Судебная коллегия не может с этим согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "е", "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущийремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно с ч. 1, 3, 5 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерацииот 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу ст. 28.2 названного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Согласно п. 17 ст. 6 Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. N 103-ОЗ (ред. от 23.12.2016г.) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области", право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют отдельные категории граждан, проживающих в сельской местности.
Главой 21 Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" установлены меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг (плата за электрическую энергию, расходуемую на освещение жилого помещения, тепловую энергию, твердое топливо, включая его доставку, при наличии печного отопления) отдельных категорий граждан, проживающих и осуществляющих профессиональную деятельность в сельской местности, а также определены условия, форма и порядок предоставления таких мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 89 Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" меры социальной поддержки в соответствии с настоящей главой предоставляются педагогическим и медицинским работникам государственных образовательных организаций Воронежской области и муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу ч. 6 ст. 91 указанного Закона гражданину, имеющему одновременно право на меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставляются меры социальной поддержки по одному основанию по выбору гражданина.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оплаты и доставки топлива, установленных настоящим Законом Воронежской области, в форме денежной компенсации отдельным категориям граждан установлены статьями 14, 15 Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. N 103-ОЗ.
Согласно ч. 9 ст. 15 указанного Закона получатели обязаны своевременно информировать уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, влияющих на получение денежной компенсации (о перемене места жительства, возникновении права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другому основанию, изменении состава семьи и др.).
Как следует из материалов дела, а также представленного ответчиком личного дела истца, Лутовинов А.Н. работает фельдшером скорой помощи больницы Елань - Коленовского рабочего поселка и является инвалидом III группы с 14 июня 2011 г., и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с вышеназванными законами.
Так, в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Лутовинов А.Н. получает ежемесячную денежную выплату по категории инвалиды.
С 24 июня 2011 г. Лутовинов А.Н. являлся также получателем ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) на оплату жилья и коммунальных услуг по категории «инвалид» на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
20 октября 2011 г., воспользовавшись правом выбора мер социальной поддержки по одному основанию,Лутовиновым А.Н. было подано ответчику заявление о назначении денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг по категории «работник здравоохранения», и с 2 ноября 2011 г. ответчиком ему была назначена денежная компенсацияпо оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в соответствии со ст. 89 Закона Воронежской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области"по категории «работник здравоохранения».
При этом в материалах дела и в личном деле Лутовинова А.Н. сведений о получении им после указанной даты ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) на оплату жилья и коммунальных услуг по категории «инвалид», не имеется, что не оспаривается стороной ответчика.
10 февраля 2017г. КУ ВО «УСЗН Новохоперского района Воронежской области» было направлено Лутовинову А.Н. уведомление о необходимости обратиться с заявлением для оформления мер социальной поддержки по одному основанию.
Решением КУ ВО «УСЗН Новохоперского района Воронежской области» с 01 марта 2017 г. выплата ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истцу была приостановленана основании ст. 91 Закона Воронежской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области"по причине - получение ЕДВ через Пенсионный фонд, ввиду отсутствия обращения для оформления мер социальной поддержки, о чем был уведомлен Лутовинов А.Н.
Согласно ч.6 ст. 91Закона Воронежской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" гражданину, имеющему одновременно право на меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставляются меры социальной поддержки по одному основанию по выбору гражданина.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области N 2772/ОД от 12 августа 2013 г. утвержден Порядок предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Воронежской области, пунктом 5.2 которого установлены основания приостановления выплаты денежной компенсации.
В силу подп. 5 п. 5.2.1 Порядка, в качестве основания для приостановления выплаты на который ссылается сторона ответчика, выплата денежной компенсации приостанавливается на основании решения, принятого КУ ВО "УСЗН" района по месту жительства граждан, в случаях неисполнения получателем денежной компенсации требований, установленных пунктом 4.1.10 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 4.1.10 вышеуказанного Порядка, гражданин, получающий денежные компенсации, обязан в течение 14 календарных дней со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой изменение размера денежной компенсации или прекращение (приостановление) ее выплаты, извещать КУ ВО "УСЗН" района о наступлении этих обстоятельств.
Между тем, каких-либо обстоятельств, влекущих за собой изменение размера денежной компенсации или приостановление ее выплатыистцу в марте 2017 г., из материалов дела не усматривается и сторона ответчика на наступление таких обстоятельств не ссылается.Истец воспользовался правом выбора получения мер социальной поддержки в виде денежной компенсации по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг по одному основанию в соответствии со ст. 89 Закона"О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" по категории работник здравоохранения в октябре 2011 г., которое подтверждено соответствующим решением ответчика.
Таким образом, основания, по которым ответчик приостановил истцу выплаты, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и доказательств, подтверждающих законность принятого решения, ответчиком вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
С учетом изложенного, обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно не соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям вышеназванных норм материального права, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требованийЛутовинова А.Н.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р ЕДЕЛИЛА:
решение Новохоперского районного суда Воронежской области от 11 мая 2017 г. отменить, принять по делу новое решение:
Решение КУ ВО «Управление социальной защиты населения Новохоперского района Воронежской области» о приостановлении выплаты Лутовинову АН денежной компенсации по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг с 1 марта 2017 г. признать незаконным.
Председательствующий:
Судьи коллегии: