РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2023 года адрес
Кузьминский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-701/23 по административному иску фио к Госинспекции по недвижимости, ГБУ «МКМЦН» об оспаривании действий по установлению факта нецелевого использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец фио Н.В. обратилась в суд с административным иском к Госинспекции по недвижимости, ГБУ «МКМЦН» об оспаривании действий по установлению факта нецелевого использования земельного участка. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 10 марта 2023 года ей поступило уведомление от Госинспекции по недвижимости, которой был установлен факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка по адресу: адрес, выразившийся в возведении автомобильной газозаправочной станции, двух биотуалетов и металлического контейнера. В связи с этим административному истцу предложено в добровольном порядке освободить земельный участок от данных объектов. фио Н.В. полагает, что указанные объекты находятся на земельном участке на законных основаниях, земельный участок используется в соответствии с режимом землепользования, установленным договором аренды, в связи с чем просила признать незаконными действия Госинспекции по недвижимости по установлению факта нецелевого использования земельного участка.
Административный истец фио Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя.
Представитель административного истца фио в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Госинспекции по недвижимости и заинтересованного лица Правительства Москвы - фио в судебное заседание явилась, административные исковые требования полностью не признала, поддержала ранее представленный отзыв на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика ГБУ «МКМЦН» фио в судебное заседание явился, административные исковые требования полностью не признал, поддержал ранее представленный отзыв на административное исковое заявление.
Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации, статьи 3, 4, 227 КАС РФ).
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа заявитель должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым постановлением, действиями (бездействием) и указать способ их восстановления.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ, полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля в городах федерального значения Москве, Санкт- Петербурге и Севастополе осуществляются органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля.
Согласно п. 1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 года № 184-ПП (далее Положение о Госинспекции по недвижимости) Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим, в том числе, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории адрес, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности адрес и государственная собственность на которые не разграничена, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
В силу п. 7 вышеуказанного Положения Госинспекция по недвижимости осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
Вопросы выявления и пресечения самовольного строительства на территории адрес на земельных участках, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, регламентированы постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 года № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» (далее - Постановление № 819-ПП).
В соответствии с п. 3.3.2 приложения 1 к Постановлению № 819-ПП, в случае выявления Госинспекцией по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Госинспекция по недвижимости проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого, в случае подтверждения факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, составляет акт наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в рамках осуществления полномочий и выявления Госинспекцией по недвижимости в рамках осуществления текущей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков было проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 77:02:0011003:5664 по адресу: адрес (далее - спорный земельный участок).
В результате обследования установлено, что спорный земельный участок предоставлен в аренду фио на основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 25.03.2021 года № М-02-056406 для эксплуатации нежилых зданий (далее – Договор). Согласно п. 1.7.1 Договора на спорном земельном участке расположены принадлежащие на праве собственности фио нежилые здания общей площадью: 3317,8 кв.м., 456,9 кв.м., 49,1 кв.м., 438 кв.м. и 1022,4 кв.м., по адресу: адрес, 9 и 14.
Проведённым обследованием установлено, что на спорном земельном участке расположен комплекс зданий и сооружений, в том числе: комплекс автомобильной газозаправочной станции без адресного ориентира (АГЗС) площадью 33 кв.м.; два биотуалета площадью по 1 кв.м., металлический контейнер площадью 12 кв.адрес объекты размещены на спорном земельном участке в период 2021-2022 годов.
В соответствии с ч. 2 ст. 264 ГК РФ, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
адрес для размещения объектов общей площадью 47 кв.м. не предоставлялся. Критериям постановления Правительства Москвы от 13.11.2012 года № 636-ПП «О размещении и установке на территории адрес объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов» данные объекты не соответствуют. В связи с этим, по результатам обследования в соответствии с п. 3.3.2 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы № 819-ПП, был составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования спорного земельного участка.
В силу п. 7(1) вышеназванного Положения Госинспекция по недвижимости обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков.
В соответствии с пунктом 4.1 приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы № 819-ПП проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков осуществляется Госинспекцией по недвижимости на основании акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
ГБУ «МКМЦН» осуществляет в соответствии с Уставом, в том числе, техническое сопровождение мероприятий для проведения Госинспекцией по недвижимости контроля за использованием земель, находящихся на территории адрес, и объектов нежилого фонда, находящихся в собственности адрес, мероприятий по профилактике, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в использовании таких объектов недвижимости.
Доводы административного истца о том, что спорный земельный участок используется ею под вспомогательные виды разрешенного использования, не могут быть приняты судом во внимание, так как из п. 4.4 Договора следует, что спорный земельный участок предоставлен фио без права возведения капитальных зданий и сооружений и некапитальных объектов, в то время как административным истцом на спорном земельном участке были возведены комплекс автомобильной газозаправочной станции, два биотуалета и металлический контейнер, несмотря на установленный на это договором аренды земельного участка прямой запрет.
Таким образом, Госинспекцией по недвижимости обоснованно был установлен факт нецелевого использования административным истцом фио земельного участка с кадастровым номером 77:02:0011003:5664, расположенного по адресу: адрес.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что права административного истца фио при обследовании арендуемого ею спорного земельного участка и установлении факта его нецелевого использования нарушены не были, нарушений закона при обследовании Госинспекцией по недвижимости земельного участка не допущено, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований фио к Госинспекции по недвижимости, ГБУ «МКМЦН» об оспаривании действий по установлению факта нецелевого использования земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Кузьминский районный суд адрес.
фио Вересов