Дело № 2-174/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Лебяжье, Курганская область 01 июня 2018 г.
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Чайкина В.В.,
при секретаре судебного заседания Козьминой А.А.,
с участием представителя истца прокурора Петрова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Коростелёва Мехмана Владимировича к Администрации Лебяжьевского района Курганской области о предоставлении жилого помещения,
установил:
прокурор Лебяжьевского района Курганской области, действуя в интересах Коростелёва М.В., обратился в суд с иском к Администрации Лебяжьевского района Курганской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указывается, что прокурором проведена проверка соблюдения жилищных прав Коростелёва М.В., который относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилье, в связи с чем подлежит обеспечению мерами социальной поддержки, поскольку его мать решением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 19 января 2005 г. лишена родительских прав, отец Коростелёв В.В., записанный со слов матери, умер 15 июля 2007 г., а собственного жилого помещения Коростелёв М.В. не имеет, нанимателем по договору социального найма жилого помещения на территории Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области не является. Постановлением главы Администрации Лебяжьевского района Курганской области от 10 июня 2017 г. № 205 Коростелёв М.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
С учетом изложенного, прокурор просит возложить на Администрацию Лебяжьевского района Курганской области обязанность предоставить Коростелеву Мехману Владимировичу, 25 декабря 1995 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Лебяжьевского района, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенной за счет средств бюджета Курганской области и переданной в муниципальную собственность.
Определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 14 мая 2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.
В судебном заседании помощник прокурора Лебяжьевского района Курганской области Петров Д.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам искового заявления.
Истец Коростелев М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался по правилам гражданского процессуального законодательства. Направленная судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой почтовой службы об истечении срока хранения.
Представитель ответчика Администрации Лебяжьевского района Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву на исковое заявление Администрация Лебяжьевского района Курганской области выражает несогласие с иском, полагая, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку жилые помещения для данной категории граждан приобретаются органом исполнительной власти Курганской области.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. В представленном отзыве на исковое заявление не оспаривается право Коростелева на обеспечение жилым помещением. Однако указывается, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда, приобретаемых за счет средств бюджета Курганской области и передаваемых в муниципальную собственность, осуществляется на основании списка в порядке очередности. Удовлетворение исковых требований нарушит права других лиц, включенных в список ранее истца. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Департамента земельных и имущественных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. В представленном отзыве на исковое заявление также указывается, что основанием для приобретения Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области благоустроенных жилых помещений с целью их последующей передачи в муниципальную собственность для обеспечения детей-сирот такими жилыми помещениями является список детей-сирот, предоставленный Главным управлением социальной защиты населения Курганской области. Полагают, что удовлетворение заявленных требований приведет к нарушению прав других детей-сирот, включенных в список раньше истца. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Разрешение спора оставили на усмотрение суда.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации провозглашено право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года признано право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, закреплено, что государства - участники Конвенции, принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Согласно п.п. 7, 8 данной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой, определяется размер общей площади жилого помещения, в муниципальном жилищном фонде р.п. Лебяжье, Лебяжьевского района, Курганской области, на основании Постановления Главы Лебяжьевского поссовета от 27 февраля 2006 № 81, составляет в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона Курганской области от 29.12.2015 № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда, приобретаемых за счет средств бюджета Курганской области и передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного найма.
Обязанность по обеспечению гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение с 01 января 2013 г. возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. На органы местного самоуправления Курганской области - обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Согласно свидетельству о рождении II-НЛ № №, выданному 10 января 1996 г. отделом ЗАГС г. Петропавловска Республики Казахстан, Коростелёв Мехман Владимирович родился ДД.ММ.ГГГГ. Его родители: мать – ФИО12, отец – ФИО13 (л.д. 17).
Решением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 19 января 2005 г. Коростелёва Н.В. лишена родительских прав в отношении сына Коростелева Мехмана Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9-10), этим же решением установлено, что запись об отце Коростелёва М.В. – ФИО14., в свидетельстве о рождении записано со слов матери.
Постановлением главы администрации Лебяжьевского района Курганской области от 10 июня 2017 г. № 205 Коростелёв М.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
В июне 2013 г. Коростелев М.В. закончил МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа № 3», что подтверждается аттестатом об основном общем образовании 45 БВ № от 21 июня 2013 г. (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ г. Коростелеву М.В. исполнилось 18 лет.
Из представленной выписки ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от 22 марта 2018 г. следует, что в Едином государственном реестре недвижимости, права на объекты недвижимости на территории Курганской области за Коростелевым М.В. не зарегистрированы (л.д. 13).
Согласно информации Администрации Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области, Коростелев М.В., 25 декабря 1995 года рождения, нанимателем, а также членом семьи нанимателей жилых помещений по договору социального найма, на территории муниципального образования Лебяжьевский поссовет не является (л.д. 15).
С 13 февраля 2007 г. Коростелев М.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Из представленной справки Администрации Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области следует, что указанное жилое помещение муниципальной собственностью Лебяжьевского поссовета не является (л.д. 14).
На основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 21 сентября 1992 г. № 251 жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, передано в собственность Коростелеву В.В. (л.д. 19).
Указанный Договор зарегистрирован распоряжением главы администрации Лебяжьевского района Курганской области от 10 декабря 1992 г. № 652-р (л.д. 20).
Согласно выписки ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от 22 марта 2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости не имеется сведений о зарегистрированных правах на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.11-12).
Согласно свидетельству о смерти I-БС № № от 16 июля 2010 г. отец ребенка ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ умер ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 18).
Доказательств наличия у Коростелёва М.В. права на указанную квартиру, суду не представлено.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что неисполнение указанного обязательства лишает истца права на получение жилого помещения, которое должно принадлежать ему в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и гарантировано Конституцией Российской Федерации.
С учетом изложенного, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Коростелева Мехмана Владимировича к Администрации Лебяжьевского района Курганской области о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Лебяжьевского района Курганской области обязанность предоставить Коростелеву Мехману Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Лебяжьевского района Курганской области, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенной за счет средств бюджета Курганской области и переданной в муниципальную собственность.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Лебяжьевский районный суд Курганской области.
Судья В.В. Чайкин
Мотивированное решение суда составлено 06 июня 2018 г.