Решение по делу № 33-10391/2024 от 16.10.2024

Судья Дроздова Н.А.          Дело № 33-10391/2024

№ 2-1-3624/2024

64RS0042-01-2024-003907-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 ноября 2024 года                               город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Степаненко О.В.,

судей Карпачевой Т.В., Шайгузовой Р.И.

при помощнике судьи Гладченко М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Г.Х. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о сохранении жилого помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии по апелляционной жалобе Т.Г.Х. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от
<дата>, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Карпачевой Т.В., объяснения представителя истца П.С.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия

установила:

Т.Г.Х. обратилась в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, в котором просила сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,
<адрес>, в перепланированном (переустроенном) состоянии.

Требования мотивированы тем, что истец является сособственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В <дата> в указанном жилом помещении была проведена перепланировка путем организации газоснабжения с установкой прибора учета газа и отопительного газового котла. Работы проведены по проекту, подготовленному ООО «Энгельсгазсервис» и согласованному <дата> Энгельсским филиалом Саратовоблгаз, ОАО «Трест «Энгельсмежрайгаз». Данная перепланировка и переустройство не нарушает права других жильцов и не создает угрозу их жизни и здоровью. В <дата> истец обратилась в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области для получения ввода жилого помещения в эксплуатацию, однако истцу было отказано в связи с отсутствием соответствующего разрешения органа местного самоуправления.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от <дата> в удовлетворении исковых требований Т.Г.Х. отказано.

Не согласившись с указанным решением, в апелляционной жалобе и дополнениям к ней Т.Г.Х. просит решение суда отменить, принять по делу новое, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на незаконность и необоснованность решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Автор жалобы ссылается на то, что осуществленное истцом переоборудование и переустройство жилого помещения не нарушает права и интересы других лиц, не создает реальную угрозу жизни граждан и их имуществу, что также подтверждено заключением судебной экспертизы, которое не было оспорено ответчиком и принято судом в качестве доказательства. Кроме того, указывает, что судом не было учтено то обстоятельство, что переустройство жилого помещения было осуществлено более 20 лет назад, еще до принятия Федерального закона РФ «О теплоснабжении» № 190-ФЗ, которым введены определенные ограничения на установку индивидуальных источников теплоснабжения. Полагает, что система газового оборудования, установленная в квартире истца, полностью соответствует техническим требованиям, предъявляемым к индивидуальным источникам отопления, установленным п. 64 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 ноября
2021 года . В случае удовлетворения исковых требований о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном виде, соответствующие изменения в схему теплоснабжения вносятся администрацией самостоятельно.

В соответствии с ч. 7 ст. 113 ГПК РФ информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела заблаговременно размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем с учетом положений
ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1
ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Правоотношения, связанные с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, регулируются главой 4 ЖК РФ.

По смыслу ст. ст. 25 и 26 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме, являются переустройством жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1). При этом, решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (ч. ч. 5, 6).

При этом ч. 1 ст. 29 ЖК РФ предусматривает, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса.

Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Поскольку переход на индивидуальное отопление помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства помещения, оно должно производиться в соответствии с нормами гл. 4 ЖК РФ и положениями ГрК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Т.Г.Х. с <дата> на основании договора купли-продажи квартиры от <дата> на ряду с Т.С.А., Т.Е.С., Р.К.С. принадлежит 1/4 доли (каждому) в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>,
<адрес>, расположенное на 1 этаже многоквартирного дома.

В <дата> истцом произведено переустройство указанного жилого помещения путем установки прибора учета газа и отопительного газового котла.

Работы проведены ООО «Энгельсгазсервис» по проекту, подготовленному ООО «Энгельсгазсервис» и согласованному <дата> Энгельсским филиалом Саратовоблгаз, ОАО «Трест «Энгельсмежрайгаз».

Согласно акту от <дата>, составленному представителем предприятия тепловых сетей <адрес> – инженера МУП ЭГТС С.А.В., при осмотре установлено, что центральное отопление отключено с видимым разрывом с <дата>, отопление производится индивидуальным котлом.

В орган местного самоуправления по вопросу согласования произведенного переустройства Т.Г.Х. не обращалась, разрешения на переустройство не получала.

Как следует из материалов дела, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>,
<адрес> по вопросу сохранения квартиры в перепланированном состоянии не проводилось.

Согласно сведениям, представленным комитетом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от <дата>, по данным архива отдела перевода и перепланировки жилищного фонда управления жилищного фонда комитета жилищно-коммунального хозяйства топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района, заявление от собственника жилого помещения с перечнем документов в соответствии с нормами ЖК РФ, расположенного по адресу: <адрес>, для предоставления муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме», для организации газоснабжения с установкой прибора учета газа, решение о согласовании переустройства жилого помещения по вышеуказанному адресу не принималось.

В целях установления юридически значимых обстоятельств по делу судом первой инстанции по ходатайству стороны истца по делу назначена судебная строительно-техническая, оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Саратовский Центр Экспертиз».

Согласно заключению эксперта от <дата>, произведенная перепланировка (переустройство), в том числе путем организации газоснабжения с установкой прибора учета газа и отопительного газового котла, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, соответствует существующим строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и иным нормам и правилам. Произведенная перепланировка (переустройство), в том числе путем организации газоснабжения с установкой прибора учета газа и отопительного газового котла указанного жилого помещения, не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу жизни, здоровью граждан и их имуществу.

Переход квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на индивидуальную систему отопления не повлечет нарушение режима (схемы) внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома.

Перевод квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на индивидуальный источник тепловой энергии без ущерба внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома, технически возможен.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства по правилам
ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. ст. 8, 9, 11, 12, 209, 290 ГК РФ,
ст. ст. 8, 17, 26, 40 ЖК РФ, Федеральным законом от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от <дата>
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», положениями Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата>, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Т.Г.Х. требований о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии путем установки индивидуального газового котла, исходя из того, что истцу принадлежит квартира в многоквартирном жилом доме, а вся система отопления относится к общему имущества дома, поскольку устройства, отключающие обогревающие элементы отсутствовали, соответственно, демонтированные истцом обогревающие элементы относятся к общему имуществу многоквартирного дома, вследствие чего создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима в жилых и нежилых помещения, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, осуществленные истцом работы требуют получение разрешения органа местного самоуправления, которое истцом получено не было, а произведенные работы по установке газового оборудования, которое является источником повышенной опасности, не свидетельствуют о том, что они осуществлялись в соответствии с существующими стандартами, нормами и правилами, а результаты данных работ не будут создавать угрозу жизни и безопасности других граждан, проживающих в данном многоквартирном доме.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, с указанными выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований соглашается, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из ст. 1 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с <дата> введен в действие ЖК РФ.

Действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется, в первую очередь, гл. 4 ЖК РФ о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (ст. 26 ЖК РФ), а также нормами Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (ч. 1 ст. 1, п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 3), закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Демонтаж обогревающих приборов (батарей) в квартире истца и замена системы отопления в квартире на автономную с помощью индивидуального газового котла является переустройством жилого помещения.

Данное переустройство затрагивает систему отопления всего многоквартирного дома, вносит изменения во внутридомовую инженерную систему отопления, в связи с чем на производство таких работ требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. п. «в», «е» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ) «потребитель не вправе: в) самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом... е) несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы».

В п. п. 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденных Постановлением Госстроя России от <дата> ) указано, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

В силу требований ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1). Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование (ч. 4). Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 5). Предусмотренный ч. 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (ч. 6).

Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (постановление Госстроя РФ от
<дата> «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии; акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав. По смыслу приведенных правовых норм именно орган, осуществляющий согласование, должен провести оценку соответствия переустройства установленным требованиям.

На основании ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела, истцом в установленном законом порядке не получено согласование органа местного самоуправления на переустройство системы отопления в принадлежащей ему квартире в связи с переходом на теплоснабжение от автономного источника (газового котла).

В ходе рассмотрения дела Т.Г.Х. не представлено ни разрешения на переустройство, ни акта приемочной комиссии, следовательно, произведенное истцом переустройство принадлежащей ей квартиры является самовольным.

Кроме того, истцом не получено требуемое в соответствии с ч. 3 ст. 36 ЖК РФ согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на производство работ, об узаконении которых истец просил.

Кроме того, в целях проверки доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в качестве нового доказательства принят ответ ООО Управляющей организации «ФИО8» от <дата>, согласно которому ООО Управляющая организация «ФИО8» решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу перепланировки Т.Г.Х. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> по вопросу организации газоснабжения с установкой отопительного газового котла и прибора учета газа не принималось, общее собрание собственников не проводилось.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, переустройство системы теплоснабжения требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, а также согласования с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Однако решения общего собрания по вопросу установки газового отопления истцом предоставлено не было.

Переход на индивидуальное отопление без согласования с органом местного самоуправления и в отсутствие согласия собственников помещений в многоквартирном доме свидетельствует об отсутствии оснований для сохранения спорного жилого помещения в переустроенном состоянии.

При этом наличие согласия жителей многоквартирного дома и наличие акта о согласии соседей на установку в квартире истца индивидуального квартирного источника тепловой энергии, не свидетельствует о соблюдении предусмотренной
ЖК РФ процедуры, поскольку указанное обстоятельство не подтверждает получение разрешения уполномоченного на то органа.

В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В связи с чем, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть согласованным с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение, а также с собственниками помещений в многоквартирном доме, в котором расположено переустраиваемое жилое помещений.

Аналогичные требования к переходу на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии изложены в абз. 3 п. 1.2, п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> -П, согласно которому вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в соответствии с главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении», который в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (ч. 15 ст. 14).

Частью 15 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Право потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома, которая в данном случае не запланирована.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Как указано в п. 20 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что содержащаяся в ч. 15 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от <дата> -О-О, от <дата> -О-О, от <дата> -О, от <дата> -О и другие).

Данная норма носит отсылочный характер и действительно устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный в п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> .

Так, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе.

Вместе с тем, следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Из взаимосвязанных положений ст. ст. 2, 29, 36 Федерального закона от
<дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. п. 21 п. 2 ст. 2 указанного ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

По смыслу приведенных выше правовых норм переустройство квартиры в многоквартирном жилом доме, предполагающее ее отключение от системы горячего водоснабжения и центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, присоединение системы холодного водоснабжения к источнику тепловой энергии (газового теплорегулятора) должно соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с собственниками помещений в многоквартирном доме, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления, горячего и холодного водоснабжения, являющуюся их общим имуществом.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что система отопления многоквартирного дома представляет собой единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.

В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общая схема теплоснабжения в многоквартирном доме, предусмотренная проектом, позволяет устанавливать и использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Решения о реконструкции жилого дома собственниками помещений многоквартирного дома не принималось.

Принимая во внимание, что газоиспользующее оборудование по существу является источником повышенной опасности, представляя потенциальную опасность возникновения пожара, взрыва, и как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей, а также крупного материального ущерба, а установка газового оборудования в жилом помещении создает реальную угрозу и опасность жильцам дома, произведенное в квартире истца переустройство системы отопления не может быть признано законным.

При этом, ссылка заявителя жалобы на заключение судебной экспертизы по делу, которым установлено соответствие нормативным требованиям жилого помещения, не нарушает права и интересы других лиц, не создает реальную угрозу жизни граждан и их имуществу, не могут быть приняты во внимание и судебной коллегий отклоняются, поскольку оценка допустимости использования общего имущества (стояки, обогревающие элементы, регулирующие и запорные арматуры, коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии и другое оборудование, расположенное на этих сетях) без согласия собственников является правовым вопросом и не входит в компетенцию эксперта.

Ссылка истца на то, что установка индивидуального отопительного котла была произведена в 2004 году более 20 лет назад, еще до принятия Федерального закона РФ «О теплоснабжении» от <дата> № 190-ФЗ, также не могут быть приняты во внимание, поскольку установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений, кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-10391/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Трофимова гульнара Харисовна
Ответчики
Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области
Другие
Трофимов Сергей Анатольевич
ООО СтройРесурс
общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Р.П. Приволжский»
Ручимская (Трофимова) Екатерина Сергеевна
ООО Газпром межрегионгаз Саратов
Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района
ПАО Газпром газораспределение Саратовская область
Трофимова Елена Сергеевна
Дежин Сергей Петрович
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Карпачева Т.В.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
17.10.2024Передача дела судье
12.11.2024Судебное заседание
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2024Передано в экспедицию
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее