Судья Свинкина М.Л. |
№ 33а-1843/2020 (10RS0008-01-2020-000143-30) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26.06.2020 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Сильченко Р.П., Щепалова С.В.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы административного истца и его представителя на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 02.03.2020 по административному делу № 2а-179/2020 по административному исковому заявлению Благодарова А. В. к ФКЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия, Министерству здравоохранения Российской Федерации, ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благодаров А.В. обратился с административным иском по тем основаниям, что он отбывает наказание в виде лишения свободы, неоднократно находился на обследовании и лечении в ФКЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия, специалисты которого без согласования с врачом-эндокринологом производили замену рекомендованных административному истцу специалистами эндокринологического отделения ГБУЗ Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» лекарственных препаратов (инсулина) «Новорапид» и «Левемир» на иные инсулины. Кроме того, Благодарову А.В. для лечения глаукомы были назначены препараты «Дорзопт», «Глаупрост» и «Тимолол» однако, административный ответчик снабжал его только препаратом «Тимолол», вследствие чего наступила полная слепота. Благодаров А.В. полагает, что поскольку назначенные ему препараты он получает только от родственников, а у административного ответчика они либо отсутствуют, либо заканчиваются, постольку жизнь и здоровье административного истца находятся под угрозой. Благодаров А.В. просил суд признать действия (бездействие) административного ответчика незаконными, обязать надлежащего административного ответчика обеспечить его необходимым количеством инсулина торговых марок «Новорапид» и «Левемир», а также лекарственными препаратами, снижающими внутриглазное давление «Глаупрост», «Дорзопт», «Тауфон», «Тимолол».
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
С постановленным решением суда не согласны административный истец и его представитель Благодаров А.А., в апелляционных жалобах просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалоб указывают, что судьей не дана оценка всем обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения настоящего административного спора, а также необоснованно отклонено ходатайство о проведении судебной медицинской экспертизы для установления необходимости получения препаратов торговых марок, указанных Благодаровым А.В.
В возражениях на апелляционные жалобы ФКЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ МСЧ-10 ФСИН России, Министерство здравоохранения Российской Федерации выражают согласие с решением суда.
В заседании суда апелляционной инстанции Благодаров А.В., участие которого было обеспечено с использованием систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал, представители ФКУ МСЧ-10 ФСИН России Дагданова А.А. и УФСИН России по Республике Карелия Пищугин В.А. против доводов апелляционной жалобы возражали.
Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, исполнительного производства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Вступившим в законную силу 30.04.2015 приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.10.2014 БлагодаровуА.В. назначено наказание в виде (...) лет лишения свободы со штрафом в размере (...). без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Согласно выписному эпикризу из эндокринного отделения Республиканской больницы им. В.А. Баранова от 2007 г. Благодаров А.В. имеет клинический диагноз: (...). Являлся инвалидом III группы по общему заболеванию. Было назначено лечение сахарного диабета инсулинами «Левемир» и «Новорапид».
После осуждения с 2014 г. Благодаров А.В. находится под наблюдением медицинского персонала филиала «Больница-1» ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (далее также – Больница №1), отмечается тяжелое течение сахарного диабета с постепенным прогнозируемым развитием осложнений. Назначено лечение инсулинами в непрерывном режиме. При отсутствии какого-либо препарата с назначения лечащего врача производится замена данного препарата на препарат с аналогичным действием.
Все препараты, которые используются в Больнице №1, относятся к человеческим генно-инженерным или синтетическим инсулинам; свиные инсулины в Больнице № 1 не используются.
Как следует из истории болезни Благодарова А.В., ни одного дня перерыва в получении инсулинотерапии не установлено. Инсулин Благодаров А.В. принимал либо переданный от родственников, либо предоставленный Больницей №1.
Все замены одного препарата инсулина на другой аналогичного действия производились лечащим врачом.
Ухудшение состояния здоровья по основному заболеванию материалами дела не подтверждено.
Имеющиеся осложнения основного заболевания, протекающего в тяжелой форме в течение длительного времени с 1976 г., являются прогнозируемыми, причинно-следственная связь их появления с применением инсулина разных производителей не установлена.
Кроме того, в Больнице №1 при неоднократном осмотре окулистом у Благодарова А.В. с января 2015 г. (...). Рекомендованы глазные капли, а именно капли «Тимолол» 0,25% (начиная с января 2015г.;) «Тимолол» 0,5% (с июля 2015 г.); «Дорзопт» (с октября 2015 г.); «Глаупрост» (с 20.12.2019).
Глазными каплями «Тимолол» Благодаров А.В. обеспечивается за счет Больницы №1, глазные капли Дорзопт», «Глаупрост» и «Тауфон» получал от родственников.
Перерывов в лечении препаратами не было, что подтверждается данными истории болезни и амбулаторной карты.
С ноября 2019 г. Благодаров А.В. признан инвалидом I группы по зрению.
Нарушение своих прав Благодаров А.В. усматривает в том, что препараты человеческого инсулина «Новоропид» и «Левемир» ему приходилось приобретать самостоятельно из-за отсутствия данных препаратов в Больнице №1; при их отсутствии в Больнице №1 его переводили на свиные инсулины. При этом замена препаратов «Новоропид» и «Левемир» происходила по заключению врача-терапевта с нарушением условий имеющейся у Больницы №1 лицензии на осуществления медицинской деятельности.
Также указывает на возможность получения в Больнице №1 лишь глазных капель «Тимолол», которые, по его мнению, неэффективны.
Просил суд обязать Больницу №1 обеспечить его инсулинами «Новоропид» и «Левемир» и глазными каплями Дорзопт», «Глаупрост», «Тауфон» и Тимолол.
Международное непатентованное наименование (далее – МНН) назначенных административному истцу препаратов: инсулин Левемир (МНН – инсулин детемир), Новорапид (МНН – инсулин аспарт), Глаупрост (МНН – латанопрост), Дорзопт (МНН – дорзоламид), Тауфон (МНН – таурин), Тимолол (МНН – тимолол).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что желание административного истца получать лекарственные препараты конкретных торговых марок, не подтвержденное объективными медицинскими показаниями, не может свидетельствовать о нарушении права на получение медицинской помощи, учитывая отсутствие фактов перерывов в получении как инсулинотерапии, так и глазных капель.
Судебная коллегии не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, установлен приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» (далее – Порядок № 285).
В соответствии с пунктом 2 Порядка № 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее – медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС – в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее – медицинские организации).
В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (пункт 9 Порядка № 285).
Прием лекарственных препаратов осужденными, в том числе поступающими в передачах и посылках, регламентирован пунктами 11, 12 Порядка № 285.
В силу пункта 1 части 1 и части 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается в числе прочих социальных услуг обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (приложение № 2), в который включены лекарственные препараты инсулин детемир, инсулин аспарт, дорзоламид, тимолол и не включены лекарственные препараты латанопрост и таурин.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ).
Согласно пунктам 2.1 и 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 (далее – Порядок), за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее – Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
В силу пунктов 2.6 и 2.7 Порядка гражданам, проживающим в стационарном учреждении независимо от его ведомственной принадлежности, не имеющим возможности самостоятельно обратиться в аптечное учреждение, а также осужденным к лишению свободы лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, выписанные в соответствии с Перечнями, приобретаются соответственно представителями стационарного или исправительного учреждения, на которых администрацией данных учреждений возложена обязанность их получения (приобретения) для нужд учреждений.
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют граждане с заболеванием «диабет».
Аналогичные требования установлены и нормативными правовыми актами Республики Карелия (Закон Республики Карелия от 30.11.2011 № 1558-ЗРК «Об обеспечении лекарственными препаратами, средствами введения инсулина и средствами самоконтроля граждан, больных сахарным диабетом», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 24.11.2010 № 1960 «Об утверждении Порядка лекарственного обеспечения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями»).
Таким образом, Благодаров А.В. имеет право на получение лекарственных препаратов за счет средств бюджета как для инсулинотерапии, так для лечения болезни глаз.
Однако указанная возможность носит заявительный характер, доказательств того, что Благодаров А.В. обращался в Больницу №1 за выдачей лекарственных препаратов для лечения болезни глаз и проведения инсулинотерапии и ему было отказано в их предоставлении, не имеется, как не имеется доказательств того, что использование Благодаровым А.В. лекарственных препаратов за счет средств родственников носило вынужденный характер, связанный с отсутствием указанных препаратов в Больнице №1 и наличием угрозы его жизни и здоровью.
Нежелание Благодарова А.В. принимать ряд препаратов, назначаемых медицинскими работниками Больницы №1, в отсутствие каких-либо медицинских противопоказаний для этого не может свидетельствовать о нарушении его прав на получение медицинской помощи.
Статьей 70 Федерального закона от 21.11.2.011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.
Лечащим врачом Благодарова А.В. являлся врач-терапевт.
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, к квалификационным характеристикам врача-терапевта относится: получение информации о заболевании; применение объективных методов обследования больного; выявление общих и специфических признаков заболевания; выполнение перечня работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи; определение показаний для госпитализации и ее организации, проведение дифференциальной диагностики; обоснование клинического диагноза, плана и тактики ведения больного; определение степени нарушения гомеостаза и выполнение всех мероприятий по его нормализации; выполнение перечня работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи; выявление факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний.
Порядок оказания медицинской помоши взрослому населению по профилю «терапия» утвержден приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 923н.
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология» утвержден приказом Минздрава России от 12.11.2012 № 899н.
Согласно вышеуказанным нормативным правовым актам, первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях по профилю «эндокринология» оказывается, в том числе, врачом-терапевтом.
Назначение лекарственных препаратов, а также изменение врачом-терапевтом назначенного ранее лечения не противоречит требованиям вышеуказанных порядков.
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при сахарном диабете с синдромом диабетической стопы, утвержденный приказом Минздрава России от 09.11.2012 № 751н, не исключает назначение лекарственных препаратов «Ринсулин НИХ», «Ринсулин Р», «Туджео Соло Стар».
Таким образом, назначение врачом-терапевтом лекарственных препаратов «Ринсулин НПХ», «Ринсулин Р», «Туджео Соло Стар» Благодарову А.В. не противоречит вышеназванному стандарту.
В соответствии с требованиями пункта 5 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 757н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения» в ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» организован мониторинг безопасности лекарственных препаратов.
Целью мониторинга является своевременное выявление нежелательных реакций (в том числе отсутствие терапевтического эффекта), возникающих на фоне приема лекарственных препаратов, с последующим проведением соответствующей коррекции лекарственной терапии.
На текущий момент в системе АИС Росздравнадзора «Фармаконадзор» ФКУЗ «МСЧ-10 ФСИН России» не зарегистрированы нежелательные реакции на фоне приема лекарственных препаратов «Ринсулин НПХ», «Ринсулин Р», «Туджео Соло Стар».
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, замена одних препаратов другими для инсулинотерапии врачом-терапевтом соответствовала стандартам оказания медицинской помощи по данному виду заболевания. Перерывов в инсулинотерапии, и в лечении заболевания глаз со стороны Больницы №1 допущено не было. Фактов отказа в предоставлении Благодарову А.В. необходимых ему по показаниям здоровья и в соответствии с действующими стандартами оказания медицинской помощи по имеющимся у него заболеваниям лекарственных препаратов не установлено.
Следовательно, оснований для признании незаконным бездействия ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, выразившегося в ненадлежащем оказании медицинской помощи осужденному, не имеется.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции исходя из предмета заявленных требований и вопросов, которые Благодаров А.В. хотел поставить на разрешение перед экспертом (возможна ли замена одних инсулинов на другие и каковы последствия такой замены), правомерно отказал Благодарову А.В. в назначении по делу судебной экспертизы.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, явившуюся предметом рассмотрения судом первой инстанции и получившую надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 02.03.2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Благодарова А.В. и его представителя Благодарова А.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи