№ 2-1886/2023
6767RS0001-01-2022-005003-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2024 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Дмитриевой Г.И.,
судей: Филенковой С.В., Шнытко С.М.,
при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Дмитрия Владимировича к Федеральной таможенной службе, Смоленской таможне о понуждении к включению в выслугу лет определенного периода времени, проведению перерасчёта выплат, назначаемых по выслуге лет, к назначению пенсии по выслуге лет, с апелляционной жалобой Семенова Дмитрия Владимировича на решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 14 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., объяснения Семенова Д.В., представителей Смоленской таможни Масловой Н.В., Демидова А.Л.,
установила:
Семенов Д.В. обратился в суд с требованием о возложении на Смоленскую таможню обязанности зачесть в выслугу лет в календарном порядке периоды: с 27.12.2004 по 20.08.2010, с 23.08.2010 по 15.01.2011, с 15.01.2011 по 24.06.2013, произвести перерасчет за период с 01.10.2020 по 30.09.2022 всех выплат, назначаемых по выслуге лет, назначить пенсию в связи с выслугой лет.
В обоснование требований истец сослался на то, что в период с 27.12.2004 по 20.08.2010 он проходил службу в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области, с 23.08.2010 по 15.01.2011 - в Следственном управлении Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Смоленской области, с 15.01.2011 по 24.06.2013 – в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Смоленской области, которое является правопреемником Следственного комитета при Прокуратуре РФ; с 21.11.2016 по 30.09.2020 проходил службу в должности начальника отдела Смоленской таможни; с 01.10.2020 по 30.09.2022 проходил службу в Смоленской таможни, в отделе контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров. Таким служащим в выслугу лет в таможенных органах засчитывается срок службы в службе судебных приставов и в следственном комитете. При увольнении из таможни указанные выше периоды не были включены в выслугу лет для цели установления надбавки к окладу месячного содержания, в связи с чем сумма выплаченных ему денежных средств оказалась меньше (л.д.3-5).
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная таможенная служба (л.д. 44).
Решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от 14 декабря 2023 года в удовлетворении иска Семенова Дмитрия Владимировича к Федеральной таможенной службе, Смоленской таможне о понуждении к включению в выслугу лет определенного периода времени, проведению перерасчета выплат, назначаемых по выслуге лет, к назначению пенсии по выслуге лет отказано.
В апелляционной жалобе Семенов Д.В. просит решение отменить, как незаконное, принять новое решение об удовлетворении его требований.
Относительно апелляционной жалобы Смоленской таможней, Федеральной таможенной службой представлены возражения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В соответствии с абзацем первым статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее – Закон о службе в таможенных органах) пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Согласно абзацу третьему пункта «а» статьи 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения, и их семей» (далее – Закон от 12.02.1993) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Пунктом «а» статьи 13 Закона от 12.02.1993 предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого Закона, имеющие на день увольнения о службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 50 Закона о службе в таможенных органах порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года №103 утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, согласно подпункту «а» пункта 2 которого в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается, в частности, исчисленное в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы), указанное в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».
Пунктом 1 вышеупомянутого постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается, помимо прочего, служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации в качестве лиц начальствующего состава (в том числе срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации).
В статье 18 Закона от 12.02.1993 определяющей виды деятельности, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 этого Закона, также указывается служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 1 октября 2019 года №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №328-ФЗ) служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона №328-ФЗ должности в органах принудительного исполнения - должности сотрудников органов принудительного исполнения, которые учреждаются в органах принудительного исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона №328-ФЗ сотрудником признается гражданин, проходящий в соответствии с этим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Таким образом, в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов засчитывается не любая трудовая деятельность в органах принудительного исполнения, а лишь период службы в качестве сотрудника.
Кроме того, частью 1 статьи 27 Закона о службе в таможенных органах установлено, что работникам судов, органов прокуратуры, военнослужащим, а также лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации при приеме их на службу в таможенные органы присваиваются специальные звания.
Указанным лицам в выслугу лет в таможенных органах засчитывается стаж их работы (службы) в перечисленных органах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец с 01.09.1993 по 30.06.1995 обучался в Смоленском торгово – коммерческом техникуме, с 01.08.2001 по 26.12.2004 занимал должность специалиста 1-й категории в Управлении Министерства юстиции РФ по Смоленской области, с 27.12.2004 по 20.08.2010 замещал государственную должность, федеральные государственные должности в отделе материально – технического обеспечения Управлении Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области Министерства юстиции РФ, с 23.08.2010 по 14.01.2011 проходил службу в Следственном управлении Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Смоленской области, с 15.01.2011 по 24.06.2013 проходил службу в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Смоленской области, с 21.11.2016 по 31.01.2019 проходил службу в должности начальника отдела Смоленской таможни, с 01.02.2019 по 30.09.2020, 01.10.2020 по 30.09.2022 проходил службу в Смоленской таможне в отделе контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров (л.д. 11-27).
Приказом от 20.09.2022 №187-КС Семенов Д.В. уволен со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом. Приказом определено, что его выслуга в таможенных органах для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет 11 лет 01 месяц 28 дней и предписано выплатить денежное довольствие, ежемесячную премию, денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, единовременное пособие в связи с увольнением. В выслугу зачтены периоды: с 01.08.2001 по 26.12.2004 с 06.11.2013 по 27.09.2015, с 21.11.2016 по 30.09.2020, 01.10.2020 по 30.09.2022 (л.д. 9-10).
18.04.2021 истец обращался в центральную комиссию ФТС России с заявлением о включении в выслугу лет в таможенных органах периодов с 01.08.2001 по 20.08.2010, с 23.08.2010 по 14.10.2011, 15.01.2011 по 24.06.2013 (л.д.36, 63).
05.08.2021 комиссия ФТС отказала Семенову Д.В. в зачете в выслугу лет периодов 27.12.2004 по 20.08.2010 (05 лет 07 мес. 24 дня) и с 15.01.2011 по 24.06.2013 (02 года 05 мес. 10 дней) (л.д.37-41).
Протоколом от 13.12.2022 центральная комиссия ФТС, повторно рассмотрев обращение истца, зачла период с 23.08.2010 по 24.06.2013 в выслугу лет (л.д. 60, 61-62).
Как видно из расчета, подготовленного Смоленской таможней 12.01.2023, приказа от 13.01.2023 выслуга лет Семенова В.Д. на момент увольнения составила 14 лет. Причем в выслугу лет был зачтен, помимо прочих, период с 23.08.2010 по 24.06.2013 (л.д.58, 59).
Из объяснений сторон и письменных материалов дела следует, что два из трех спорных периодов (23.08.2010 по 15.01.2011, с 15.01.2011 по 24.06.2013) ответчиками зачтены.
Установив отсутствие правовых оснований для включения в выслугу лет истца периода работы в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области с 27.12.2004 по 20.08.2010, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о возложении на ответчиков обязанности по включению истцу в выслугу лет, в том числе в целях осуществления перерасчета установленных выплат по выслуге лет, спорного периода, поскольку истец в этот период не проходил службу в качестве сотрудника.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он не противоречит установленным по делу обстоятельствам и положениям законов, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы истца о необоснованном отказе во включении в выслугу лет для назначения пенсии его работы в должности специалиста по обеспечению вещевым имуществом в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области, основаны на неправильном толковании норм права.
В стаж службы (выслугу лет) в таможенных органах с 1 января 2020 года включается период прохождения гражданином службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации. Учитывая, что Семенов Д.В. в спорный период занимал должность специалиста по обеспечению вещевым имуществом до принятия Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», службу в органах принудительного исполнения не осуществлял, оснований для включения периодов его работы в должности специалиста по обеспечению вещевым имуществом в стаж службы (выслугу лет) в таможенных органах не имеется.
Именно этим Законом в статью 27 Закона о службе в таможенных органах, статьи 13 и 18 вышеупомянутого Закона от 12.02.1993 внесены соответствующие изменения, влекущие зачет в выслугу лет сотрудникам таможенных органов периода службы в органах принудительного исполнения.
Не является значимой в правовом отношении и ссылка истца на то, что во втором абзаце втором пункта 1 статьи 27 Закона о службе в таможенных органах упоминается не только собственно служба, но и работа. К тому же данная норма права отсылает к абзацу первому того же пункта, где перечисляются государственные органы, в числе которых не только органы, полномочия которых осуществляются путем прохождения службы сотрудниками, имеющими специальные звания, но и государственные органы, где предусматривается работа (суд, прокуратура).
Исходя из того, что спорный период работы (27.12.2004 – 20.08.2010) не может быть учтен при расчете выслуги лет истцу, которая по этой причине составляет всего 14 лет, суд обоснованно отказал и в удовлетворении требования о понуждении ответчиков к назначению пенсии по выслуге лет.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба истца не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 14 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова Дмитрия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 мая 2024 года.