№2 Дело №2
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 16 января 2019 года ДД.ММ.ГГГГ
Шелковской районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Даудова С.С.,
с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО5,
государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора по ЧР Кавказского управления ФИО6, ответчика – ИП ФИО2,
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО4 в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику Индивидуальному предпринимателю ФИО2 о запрете эксплуатации автозаправочной станции «Терек» до устранения нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
<адрес> ЧР обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района в октябре-ноябре 2018 г. проведена проверка исполнения и соблюдения на взрывопожароопасных производственных объектах (автозаправочных станциях «Терек»), расположенных по адресу:
<адрес> (далее – АЗС №2) и <адрес> (далее – АЗС
№2), <адрес> требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности при осуществлении предпринимательской деятельности по розничной реализации потребителям моторного топлива, по результатам которой выявлены многочисленные нарушения требований названного законодательства, требующие принятия действенных мер, направленных на их устранение.
Проверкой установлено, что ИП ФИО2, на указанных взрывопожароопасных производственных объектах организована розничная реализация топлива, в том числе газомоторного (СУГ) с использованием для его приемки, хранения и отпуска потребителям одностенных резервуаров объемом 54 куб.м. с надземным размещением, которые являются оборудованием, работающим под избыточным давлением 1,6 мегопаскаля, и в силу п. 2 приложения 1 и п. 5 приложения 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ №2) по уровню потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества относящиеся к III классу опасности. Работу каждой из АЗС обеспечивают по двое операторов.
АЗС находятся в собственности ИП ФИО2, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №2, от ДД.ММ.ГГГГ №2, от ДД.ММ.ГГГГ №2 и от ДД.ММ.ГГГГ №2.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ №2 к видам деятельности в области промышленной безопасности в том числе относится эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.
Согласно ст. 9 ФЗ №2 лица, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и т.д.
Вместе с тем, проведенная на АЗС №2 и №2 проверка показала, что:
- в нарушение требований ст. 9 ФЗ №2 и п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №2 (далее – ФНП №2), у лиц, допущенных к работе на АЗС отсутствуют документы, подтверждающие, что они отвечают соответствующим квалификационным требованиям и не имеют медицинских противопоказаний к указанной работе, кроме того в нарушение названной статьи на АЗС отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- в нарушение требований ст. 15 ФЗ №2 не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на АЗС;
- в нарушение ч. 1 ст. 13 ФЗ №2 в отношении здания АЗС не проведена экспертиза промышленной безопасности;
- в нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ №2 на АЗС не созданы резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, не проводится обучение работников действиям в случае аварии, отсутствуют системы оповещения, связи и поддержки действий в случае аварий;
- в нарушение требований п. 8 ФНП №2 рабочие АЗС допущены к самостоятельной работе на объекте без проведения вводного и первичного инструктажей;
- в нарушение требований п. 12 ФНП №2 на рабочем месте обслуживающего персонала (операторской АЗС) отсутствует технологическая схема, отражающая расположение резервуаров, их номеров, а также газопроводы, запорную и предохранительную арматуру;
- в нарушение требований п. 193 ФНП №2 работники АЗС не обеспечены спецодеждой, головными уборами и защитными очками необходимыми в том числе для слива СУГ из автоцистерны в резервуар (сосуд);
- в нарушение п.п. «б» п. 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №2 (далее – ФНП №2) на АЗС не назначены специалисты, ответственные за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;
- в нарушение требований п. 302 ФНП №2 и п. 10 ФНП №2 не разработаны производственные (например, инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосуда) и должностные инструкции, графики по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту;
- в нарушение требований п. 2.1 приложения №2 ФНП №2 и ФНП №2 на АЗС отсутствуют эксплуатационные журналы и иные документы по контролю состояния оборудования и выполнению работ по обеспечению его работоспособного состояния в процессе эксплуатации, а именно, документы фиксирующие результаты работ, проводимых сменным обслуживающим персоналом в процессе эксплуатации оборудования: графики проведения технического обслуживания, проверок и осмотров сосуда для хранения СУГ и иного технологического оборудования, приемки и сдачи смены, обхода (осмотра) оборудования и проверки исправности установленных в его составе устройств, а также сведения об устранении выявленных при этом замечаний и дефектов, например, сменный журнал, сменные (суточные) рапорты (ведомости), журнал дефектов и замечаний, выявленных при работе оборудования, и результатов их устранения, журналы проверки исправности предохранительных клапанов и (или) иных устройств (приборов) безопасности); документы отражающие (содержащие) сведения о факте и результатах проведения работ по техническому обслуживанию, плановым и внеплановым ремонтам оборудования (далее - ремонт), в том числе о датах начала и окончания ремонта, результатах осмотра оборудования до начала ремонта и после его окончания, перечень выполненных в ходе ремонта работ, о результатах контроля качества ремонта (в том числе примененных при этом методах контроля и видов испытаний), например, журналы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (ремонтные журналы сосудов, трубопроводов, а также журналы технического обслуживания и ремонта, настройки и проверки срабатывания приборов и устройств безопасности оборудования, отдельно установленных, либо находящихся в составе автоматизированной системы управления).
Пунктом 6 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2, определено, что допуск к работе на таком объекте лиц, у которых отсутствуют документы, подтверждающие, что они отвечают соответствующим квалификационным требованиям и не имеют медицинских противопоказаний к указанной работе, без подготовки и проведения аттестации в области промышленной безопасности, а также отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на объекте, являются грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №2 «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ №2) устанавливает, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст. 37 ФЗ №2 руководители организаций в том числе обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.
Вместе с тем, по результатам проведенной на АЗС №2 проверки установлено, что:
- в нарушение требований п. 8.30 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №2 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее – Свод правил №2) общая вместимость резервуара для приемки и хранения СУГ превышает 20 куб.м., а единичная - 10 куб.м.;
- в нарушение требований п. 6.35 Свода правил №2 для целей пожаротушения на АЗС не предусмотрены: стационарные установки пожаротушения (в том числе автоматические); наружный противопожарный водопровод или водоем (резервуар);
- в нарушение требований п. 8.30 Свода правил №2 резервуар для хранения СУГ на АЗС не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.;
- в нарушение требований п. 46 Норм пожарной безопасности НПБ 111-98 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2 (далее – НПБ 111-98) резервуары для хранения топлива на АЗС не оборудованы системами контроля их герметичности;
- в нарушение требований п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №2 (далее – Правила пожарной безопасности) на АЗС не обеспечено наличие первичных средств пожаротушения (огнетушителей) по нормам, определенным п. 468 и п. 474 Правил противопожарного режима и приложением №2 к настоящим правилам;
- в нарушение требований п. 6 Правил пожарной безопасности на АЗС на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны;
- в нарушение требований п. 2 Правил пожарной безопасности не утверждена и не вывешена на видном месте инструкция о мерах пожарной безопасности на территории и в помещениях АЗС;- в нарушение требований п. 3 Правил пожарной безопасности работники АЗС допускаются к работе без обучения мерам пожарной безопасности;
- в нарушение требований п. 14 Правил пожарной безопасности заправочный островок СУГ не обеспечен размещением знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»;
- в нарушение требований п. 482 Правил пожарной безопасности имеющийся на АЗС пожарный щит не доукомплектован немеханизированным пожарным инструментом;
- в нарушение требований п. 450 Правил пожарной безопасности на покрытие дорог, на территории АЗС, не нанесена отличительная разметка или иные визуальные указатели для обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции;
- в нарушение требований п. 70 Правил пожарной безопасности АЗС не обеспечена огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 Правил пожарной безопасности и приложениям №2 и 2 к настоящим правилам; - в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Таблица №2 к настоящему Закону) расстояние от резервуара для хранения СУГ до операторской АЗС составляет 10 метров, тогда как в силу требований указанного закона это расстояние должно быть не менее 50 метров;
- в нарушение требований приложения Е, п. Е.1. Свода правил №2 на АЗС размещены здания и сооружения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, а также не предусмотрены площадки высадки и посадки пассажиров, площадка подпора (участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки);
- в нарушение требований п. 54 Норм пожарной безопасности НПБ 111-98 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2 (далее – НПБ 111-98) резервуары для хранения топлива АЗС не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с;
- в нарушение требований п. 6.21 Свода правил №2 планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы, то есть на въезде и выезде с территории АЗС, не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- в нарушение требований п.п. «б» п. 457 Правила пожарной безопасности заправочные островки АЗС для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, а также площадка для автоцистерны не оснащены двумя передвижными огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров);
- в нарушение требований п. 478 Правил пожарной безопасности не обеспечен учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы;
- в нарушение требований п. 6.27 Свода правил №2 движение транспортных средств по территории АЗС не выполнено односторонним.
Указанные нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности подтверждаются справкой помощника прокурора <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о результатах проверки исполнения на АЗС
№2 требований законодательства о промышленной безопасности и справкой ОНД и ПР МЧС РФ по ЧР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №2 о результатах проверки исполнения на АЗС №2 требований законодательства о пожарной безопасности, а также объяснением ИП ФИО2, полученного в ходе прокурорской проверки.
Аналогичные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в ходе проведенной проверки выявлены на АЗС №2, которые подтверждаются справкой помощника прокурора <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о результатах проверки исполнения на АЗС №2 требований законодательства о промышленной безопасности и справкой ОНД и ПР МЧС РФ по ЧР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №2 о результатах проверки исполнения на АЗС №2 требований законодательства о пожарной безопасности, а также объяснением ИП ФИО2, полученного в ходе прокурорской проверки.
Согласно выводам ОНД и ПР МЧС РФ по ЧР в <адрес> отраженным в названных справках дальнейшая эксплуатация АЗС №2и №2 при указанных нарушениях законодательства о пожарной безопасности создает реальную угрозу возникновения пожара, сопряженного взрывом и, соответственно, причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга потребителей, а также работников заправочных станций.
Таким образом, эксплуатация указанных выше взрывопожароопасных производственных объектов при наличии приведенных нарушений законодательства характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в возможности возникновения пожара, взрыва и иных чрезвычайных ситуаций, способных привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределённого круга потребителей, в том числе работников
АЗС №2и №2, повреждению и уничтожению имущества, принадлежащего как гражданам, так и иным лицам.
В силу требований ч. 1 ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1065 ГК РФ определено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Гарантированное установленными государством мерами принуждения исполнение требований законодательства может быть достигнуто посредством обращения прокурора в суд с соответствующим иском и последующего исполнения судебного акта.
На этом основании просит запретить эксплуатацию автозаправочной станции «Терек», расположенной по адресу: <адрес> Чеченской Республики и автозаправочной станции «Гарант», расположенной по адресу: <адрес> Чеченской Республики, до устранения указанных выше нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности, и решение суда обратить к немедленному исполнению.
Ответчик – ИП ФИО2 в судебном заседании требования прокурора признал и пояснил, что на момент проведения проверки нарушения были и на сегодняшний он считает, что указанные нарушения он устранил, принятие решения оставил на усмотрение суда.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО5 при таких обстоятельствах пояснил, что ФИО2 не в полном объеме устранил выявленные при проверке нарушения, в связи с чем, исковые требования прокурора поддержал в полном и просил их удовлетворить.
Участвовавший в судебном заседании по доверенности государственный
инспектор отдела общепромышленного и горного надзора по Чеченской <адрес> ФИО6 пояснил, что действующее законодательство о промышленной безопасности не требует размещение названного резервуара подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0.5 м.
Как следует из пояснений государственного инспектора Кавказского управления Ростехнадзора ФИО6 в силу требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №2, резервуар используемый для приемки, временного хранения и отпуска газомоторного топлива (СУГ) подлежит систематическому техническому осмотру в соответствии с утвержденными графиками, а также периодическому освидетельствованию. Действующее законодательство о промышленной безопасности не требует размещения названного резервуара подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0.5 м. Поэтому размещение указанного резервуара подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0.5 м. в соответствии с требованием п. 8.30 Свода правил №2 исключает возможность исполнения указанных требований промышленного законодательства, так как исключают доступ к резервуару.
Учитывая изложенное, проанализировав требования законодательства о пожарной и промышленной безопасности суд приходит к выводу о наличии правовой коллизии между правовыми нормами законодательства о пожарной и промышленной безопасности.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя Ростехнадзора и исследовав в совокупности материалы дела, находит, что требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности по размещению резервуара подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0.5 м. следует отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.
В порядке ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход государства государственную пошлину, от уплаты которой истец при обращении с иском в суд был освобожден законом. Государственная пошлина подлежит взысканию в размере, определяемом в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, по требованию неимущественного характера с физических лиц - в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194–199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <адрес> Чеченской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику Индивидуальному предпринимателю ФИО2 о запрете эксплуатации автозаправочной станции «Терек» и «Гарант» до устранения нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности - удовлетворить.
Запретить эксплуатацию автозаправочной станции «Терек», расположенной по адресу: <адрес> Чеченской Республики, до устранения указанных выше нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности.
Запретить эксплуатацию автозаправочной станции «Гарант», расположенной по адресу: <адрес> Чеченской Республики, до устранения указанных выше нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности.
Исключить из перечня нарушений требование о необходимости засыпки резервуаров для хранения СУГ грунтом не менее 0,5 м.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с ИП ФИО2 в доход государства государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чеченской Республики через Шелковской районный суд Чеченской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.С. Даудов
Копия верна: Судья
Решение вступило в законную силу «____» __________________ 2019 года
Судья