№2-664/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2015 года город Орёл
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Носовой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда г.Орла гражданское дело по иску Цуцыной Т.В., Рябчиковой В.Н., Алдошиной Е.А., Музалевской Л.Е., Леонова А.В., Куткова С.А., Йовса С.Н., Йовса О.А., Лаптевой Т.А., Фроловой И.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, Бессмертной В.И., Пискунова В.А. к Администрации г. Орла о признании незаконным постановления №№*** от ДД.ММ.ГГ «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <...> по <...>» в части установления срока сноса дома и организации переселения граждан,
УСТАНОВИЛ:
Цуцына Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Орла о признании незаконным постановления Администрации г. Орла №*** от ДД.ММ.ГГ «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <...> по <...>» в части установления срока сноса дома и организации переселения граждан.
В обоснование иска указала, что является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <...>. Указанная квартира была приобретена Цуцыной Т.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГ г., на момент приобретения квартиры ей не было известно о техническом состоянии дома. <...> по <...> в <...>, двухэтажный многоквартирный, построен в 1961 году в кирпичном исполнении, однако все перекрытия деревянные. Жилой дом находится в аварийном состоянии, ДД.ММ.ГГ один из жильцов дома Алдошина Е.А. обратилась к Главе администрации г. Орла с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос о непригодности для проживания и признании <...> по <...> в <...> аварийным и подлежащим сносу, с выделением жильцам нового жилья.
ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией администрации г. Орла было вынесено заключение №*** о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного жилого <...> по <...> в <...>. Решением Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу №*** по иску Алдошиной Е.А. к Администрации г. Орла заключение межведомственной комиссии при Администрации г. Орла №*** от ДД.ММ.ГГ о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного жилого <...> по <...> в <...> было признано незаконным, суд обязал повторно рассмотреть заявление Алдошиной Е.А. от ДД.ММ.ГГ и вынести новое заключение. Решением Суда от ДД.ММ.ГГ было установлено, что согласно заключению ЗАО «Горпроект», что техническое состояние несущих и ограждающий конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <...> соответствии с положениями СП 13-102-2003, оценивается как аварийное, дальнейшая эксплуатация жилого дома невозможна, общий процент износа основных строительных конструкций составляет <данные изъяты>%, состояние жилого дома не соответствует требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и др. нормам действующим на территории РФ, и не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания. Во исполнение указанного решения суда ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией было вынесено заключение №*** о признании многоквартирного <...> по <...> в <...> аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГ Администрацией г. Орла было вынесено постановление №*** «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <...> по <...> в <...>», согласно п.<данные изъяты> данного постановления, Управлению городского хозяйства администрации г. Орла в срок до ДД.ММ.ГГ направить заказными письмами с почтовым уведомлением о вручении собственникам помещений жилого <...> по <...> в <...> требование о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГ года; п.<данные изъяты> – Управлению городского хозяйства администрации г. Орла, жилищному отделу администрации г. Орла и управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла в срок до ДД.ММ.ГГ организовать переселение граждан из <...> по <...> в соответствии с действующим законодательством. Цуцына Т.В. считает, что в силу аварийного состояния дома, снижения уровня надежности, прочности и устойчивости его строительных конструкций, непринятие в ближайшее время мер по расселению может привести к неблагоприятным последствиям для жителей дома.
Просит суд признать незаконным постановление Администрации г. Орла №*** от ДД.ММ.ГГ «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <...> <...> в <...>» в части установления срока сноса дома до ДД.ММ.ГГ и организации переселения граждан до ДД.ММ.ГГ г.
В судебном заседании представитель истца Цуцыной Т.В. по доверенности Тулупова Ю.И. уточнила исковые требования, просит суд признать незаконным постановление Администрации г. Орла №*** от ДД.ММ.ГГ «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <...> по <...> в <...>» в части установления срока сноса дома до ДД.ММ.ГГ и организации переселения граждан до ДД.ММ.ГГ г., взыскать с Администрации г. Орла компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Определением от ДД.ММ.ГГ настоящее гражданское дело было объединено в одно производство с гражданским делом по иску Рябчиковой В.Н., Алдошиной Е.А., Музалевской Л.Е., Леонова А.В., Куткова С.А., Йовса С.Н., Йовса О.А., Лаптевой Т.А., Фроловой И.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, Бессмертной В.И., Пискунова В.А. к Администрации г. Орла о признании незаконным постановления Администрации г. Орла №*** от ДД.ММ.ГГ «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <...> по <...>» в части установления срока сноса дома и организации переселения граждан, взыскании компенсации морального вреда, поскольку их требования аналогичны требованиям, заявленным Цуцыной Т.В.
В судебном заседании представитель истцов Тулупова Ю.И. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, в них изложенным.
ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО9, ФИО10, ФИО4, ФИО13 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Истцы ФИО9, ФИО2, ФИО3, ФИО8, ФИО11, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1 поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.Орла по доверенности в деле Егоркин В.В. исковые требования не признал, пояснив, что определение сроков отселения граждан из аварийного жилого фонда осуществляется исходя фактического состояния жилищного фонда.
Представитель третьего лица УФСИН России по Орловской области по доверенности в деле Протасенко В.Г. при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Третье лицо Шалимова М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщила.
Представитель третьего лица МКУ «УКХ г.Орла» по доверенности в деле Рытова Н.А. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетелей, специалиста, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (п. 1); жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3).
В силу ст. 2 ЖК РФ, органы местного самоуправления, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Цуцына Т.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ
Рябчикова В.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ
Алдошина Е.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, пер. <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ
Музалевская Л.Е. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, пер. <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ
Лаптева Т.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ
Леонов А.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ
Кутков С.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ
Йовса С.Н. и Йовса О.А. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ
Фролова И.А. и несовершеннолетняя ФИО1 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ
Бессмертная В.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ
Пискунов В.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>, <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ
Двухэтажный многоквартирный жилой дом № №***, в котором расположена квартира, был построен в 1961 году в кирпичном исполнении, все перекрытия данного дома - деревянные.
Как следует из справки об адресной регистрации от ДД.ММ.ГГ № №***, ранее <...> по <...> был домом № №***.
Указанный дом находится в аварийном состоянии с конца 80-х годов, в 1986 году <...> по <...> был стянут двумя поясами жесткости в качестве временного усиления. В 1991 году в техническом паспорте на дом было указано, что все его конструктивные элементы, в том числе фундамент, перекрытия, крыша, полы, оконные и дверные проемы, находятся в ветхом состоянии. Уже по состоянию на 1991 год на стенах дома, в швах между плитами, в фундаменте имелись глубокие трещины и мелкие пробоины.
ДД.ММ.ГГ один из жильцов дома, Алдошина Е.А., обратилась к Главе администрации города Орла ФИО2 с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос о непригодности для проживания и признании дома аварийным и подлежащим сносу, с выделением жильцам нового жилья.
В ответ на данное обращение ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией администрации г. Орла было вынесено заключение №*** о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного жилого <...> по <...>.
Решением Советского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу №*** по иску Алдошиной Б.А. к Администрации г. Орла заключение межведомственной комиссии при администрации г. Орла №*** от ДД.ММ.ГГ о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного жилого <...> по <...> <...> было признано незаконным. Суд обязал межведомственную комиссию при администрации <...> повторно рассмотреть заявление Алдошиной Е.А. от ДД.ММ.ГГ и вынести новое заключение.
В соответствии с заключением ЗАО «Горпроект», техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <...>, <...>, <...>, в соответствии с положениями СП 13-102-2003, оценивается как аварийное, эта категория технического состояния конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Жилой <...> по <...> много раз ремонтировался, и стянут двуми металлическими поясами жесткости, которые не предотвращают деформацию стен с образованием сквозных трещин от карниза до земли. Дальнейшая эксплуатация жилого дома невозможна.
Строительные конструкции находятся в аварийном техническом состоянии и восстановлению не подлежат. Общий процент износа основных строительных конструкций составляет 80%.
Основные строительные конструкции (фундаменты, стены, балки, перекрытия, перегородки и крыша) жилого дома не отвечают предъявляемым эксплуатационным требованиям, жилой дом не пригоден для постоянного проживания.
Состояние жилого дома не соответствует требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и др. норм, действующих на территории РФ, и не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания.
Многоквартирный жилой дом является аварийным. Ремонтные работы, проведенные по устранению дефектов жилого <...> по <...>, не дали результатов, предпринятые меры не предотвращают деформацию стен. Проведение капитального ремонта нецелесообразно.
Таким образом, многоквартирный жилой <...> является непригодным и небезопасным для проживания граждан.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО3 указанное заключение поддержала в полном объеме.
Свидетели ФИО4 ФИО25 ФИО26 в судебном заседании также показали, что проживание в <...> по <...> <...> невозможно ввиду деформации стен, пола, наличия плесени на стенах.
Во исполнение решения суда ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией было вынесено заключение №*** о признании многоквартирного <...> по <...> аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГ Администрацией г. Орла было вынесено постановление №*** «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <...> по <...>». Согласно данному постановлению Управлению городского хозяйства администрации <...>, жилищному отделу администрации города Орла и управлениям муниципального имущества и землепользования администрации города Орла поручено в срок до ДД.ММ.ГГ организовать переселение граждан из <...> по пер<...> в соответствии с действующим законодательством. Финансовому управлению администрации города Орла при формировании бюджета города Орла на 2020 год поручено предусмотреть расходы на организацию переселения граждан из жилых помещений данного дома.
В настоящее время расселение граждан из домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется по областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, в которую в силу действия ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ включены дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГ <...> по <...> <...> в данную программу не включен.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
ДД.ММ.ГГ состоялось общее собрание собственников жилых помещений <...> по <...> <...>, в соответствии с которым единогласного решения по вопросу сноса многоквартирного <...> не принято.
Истцы также отказались от переселения в жилые помиещения в маневренном фонде.
В силу Жилищного кодекса РФ переселение граждан из аварийного дома должно быть произведено в разумный срок с соблюдением права граждан на сохранность их жизни и здоровья. Такой же разумный срок должен быть указан в требовании о сносе дома, предъявляемым собственникам в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что действия Администрации г.Орла в части установления срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, носили законный и обоснованный характер, произведены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Учитывая, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку судом сделан вывод о том, что действия ответчика носили законный и обоснованный характер, оснований ко взысканию в пользу истцов компенсации морального вреда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Цуцыной Т.В., Рябчиковой В.Н., Алдошиной Е.А., Музалевской Л.Е., Леонова А.В., Куткова С.А., Йовса С.Н., Йовса О.А., Лаптевой Т.А., Фроловой И.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, Бессмертной В.И., Пискунова В.А. к Администрации г. Орла о признании незаконным постановления №*** от ДД.ММ.ГГ «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого <...> по <...>» в части установления срока сноса дома и организации переселения граждан – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Орловский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: