Дело № 2-1601/2024 03 мая 2024 года
УИД: 29RS0023-01-2023-008414-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Дружинина И.А.,
при секретаре Черноковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе к Селиванову <данные изъяты> об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее – МТУ Росимущества) обратилось в суд с иском к Селиванову <данные изъяты> об истребовании из чужого незаконного владения защитного сооружения гражданской обороны (убежище № 272-30) с кадастровым номером ..... расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес> (далее – защитное сооружение) (л.д. 3-4).
В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора купли-продажи от 16 июня 2015 года защитное сооружение находится в собственности ответчика. Право собственности ответчика на объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) 22 июня 2015 года.
Между тем, защитные сооружения гражданской обороны и мобилизационного назначения не могут быть отнесены к обычному нежилому фонду, объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения в силу особого предназначения условий использования, создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Поскольку защитные сооружения продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, истец просил суд истребовать защитное сооружение из чужого незаконного владения ответчика.
Представитель истца МТУ Росимущества, ответчик Селиванов <данные изъяты> представители третьих лиц ГУ МЧС России по Архангельской области, администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В предварительном судебном заседании 12 февраля 2024 года ответчик Селиванов <данные изъяты>., его представитель по устному ходатайству Тарасов <данные изъяты> возражали против удовлетворения заявленных требований, просили суд отказать в удовлетворении иска, в том числе, в связи с пропуском МТУ Росимущества срока исковой давности.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон и представителей третьих лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на балансе государственного предприятия «Управление строительством № 19» находился отдельно стоящий объект недвижимости с кадастровым номером ....., расположенное по адресу: <адрес>.
Указанный объект недвижимости стоит на учете в качестве защитного сооружения гражданской обороны под инвентаризационным номером .....
В отношении убежища 13 сентября 1984 года изготовлен паспорт защитного сооружения 3 класса № 48, согласно которому убежище имеет следующие технические характеристики: вместимость – 150 человек по проекту; общая площадь - 108 кв. м; общий объем – 324 1650 куб. м; расположение убежища – встроенное в здание; входов – один; аварийных выходов – один; количество ворот, дверей и ставен – четыре; класс защиты убежища – 3.
По сообщению Администрации Северодвинска, защитное сооружение было отчуждено государственным предприятием «Управление строительством № 19» в процессе ликвидации.
В реестре государственного и муниципального имущества защитное сооружение не числится.
В результате нескольких последовательных сделок спорный объект недвижимости по договору купли-продажи от 16 июня 2015 года перешел в собственность ответчика Селиванова <данные изъяты>. Право собственности Селиванова М.В. на объект зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 22 июня 2015 года.
Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспариваются, в связи с чем признаются судом установленными.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон о гражданской обороне) порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее – Порядок создания убежищ).
В соответствии пунктом 2 Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила эксплуатации защитных сооружений), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В частности, в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных и отдельно стоящих защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
Согласно пункту 3 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 – 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию государственной собственности, объединенные по признаку единого назначения, которые в Приложениях 1 – 3 к указанному постановлению не указаны.
Согласно пункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника), материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения относятся к объектам, приватизация которых запрещена.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся, в том числе, отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Таким образом, как на момент осуществления приватизации, так и на момент отчуждения защитные объекты гражданской обороны, в том числе убежища, действительно не подлежали приватизации и должны были быть исключены из состава имущества приватизируемого предприятия.
Между тем, Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 (ред. от 26.06.2018) (далее – Приказ МЧС России) «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» утвержден порядок учета и снятия с учета защитных учреждений.
Так, в соответствии с пунктом 2.5 Приказ МЧС России при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно защитные сооружения гражданской обороны подлежат снятию с учета.
В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС создается комиссия решением соответствующего должностного лица: руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся, - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; руководителем организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, за исключением ЗС ГО, переданных в пользование организациям; руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации (пункт 2.6 Приказа).
В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО (пункт 2.7 Приказа).
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО или акт об изменении типа ЗС ГО, или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (пункт 2.8 Приказа).
Судом установлено, что по результатам комиссионного обследования и в соответствии с актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища) от 16 августа 2018 года, комиссией сделан вывод о том, что спорный объект недвижимости находится в неудовлетворительном состоянии, не готов к приему укрываемых, требует капитального ремонта, инженерно-техническим требованиям не соответствует, подлежит списанию и снятию с учета.
Принимая во внимание, что нежилое помещение с кадастровым номером 29:28:107056:23, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям гражданской обороны, решением комиссии было списано и снято с учета, правовых оснований для истребовании из чужого незаконного владения Селиванова <данные изъяты>. спорного объекта недвижимости суд не находит, в связи с чем отказывает в удовлетворении исковых МТУ Росимущества.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ИНН 2901194203) к Селиванову <данные изъяты> (паспорт серии .....) об истребовании имущества из чужого незаконного владения нежилого помещения с кадастровым номером ....., расположенного по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Дружинин
Мотивированное решение по делу изготовлено 14 мая 2024 года.