Дело № 2-1895/2019 01 июля 2019 года
78RS0017-01-2019-001141-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Петроградский районный суд Санкт- Петербурга в составе:
председательствующего судьи Байбаковой Т.С.,
при секретаре Петуховой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харчук Евгения Сергеевича к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании учитывать показания индивидуального прибора учета при выставлении счетов за потребленную тепловую энергию и выполнить перерасчет потребленной тепловой энергии в соответствии показаниями индивидуального прибора учета.
В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежит квартира <адрес>. Ответчик является управляющей организацией и поставщиком жилищных и коммунальных услуг. В период с 2016 по 2018 в указанном жилом помещении истцом установлены индивидуальные приборы учета потребления тепловой энергии, которые были приняты ответчиком в эксплуатацию. Однако, несмотря на то, что все помещения оборудованы приборами учета тепловой энергии, начисления платы за данную коммунальную услугу по показаниям индивидуального прибора учета ответчик не производит, претензию истца ответчик оставил без удовлетворения.
В судебное заседание явился истец, поддержал исковые требования.
В судебное заседание явился представитель ответчика, возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Реализуя полномочие, предоставленное ему ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 354, согласно п. 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 2).
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абз. 2 - 4 п. 42(1) Правил N 354 и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абз. 2 п. 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения N 2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Согласно абз. 3 п. 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Как следует из материалов вдела, на праве собственности принадлежит квартира <адрес>.
В период с октября 2016 года по 2018 года истец передавал ответчику показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Из представленных квитанций следует, что начисления по оплате за услугу отопление ответчиком производится исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Как следует из пояснений представителя ответчика и представленных документов, в период с октября 2016 по май 2017 года, с октября 2017 по май 2018 года и октябрь 2018 по декабрь 2018 года (отопительные сезоны) не все жилые и нежилые помещения в доме бы оборудованы индивидуальными и/или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Подпунктом у. п. 31 Правил установлена обязанность исполнителя осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений...»
Также подпунктом у(2)) п. 31 Правил введена дополнительная обязанность управляющей компании осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуальные приборы учета после ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены Правилами.
Пункт 81 Правил установлено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется Исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Таким образом, из системного совокупного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что понятие помещения, оборудованные индивидуальным прибором учета означает в совокупности:
приборы учета фактически установлены в помещении; приборы исправны и прошли поверку в установленном законом порядке; приборы введены в эксплуатацию (по заявлению владельца и/или после ремонта, замены, поверки).
Отсутствие хотя бы одного из указанных факторов, не позволяет считать помещение, оборудованным прибором учета.
В материалы дела ответчиком представлены документы, подтверждающие, что в спорные периоды в квартирах по указанному адресу, приборы учеты были выведены из строя (не работали), о чем представлены акты, из которых следует факт обращения собственников квартир в управляющую организацию о неисправности приборов учета.
Кроме того, представителем ответчика в материалы дела представлены списки, согласно которым на 31.12.2016 и 30.04.2017 часть квартир еще не были переданы от застройщика, в связи с чем оборудованные приборы учета в непереданных квартирах, в установленном законом порядке не были введены в эксплуатацию.
Поскольку в ряде квартир приборы учета были выведены из строя, и часть квартир не были переданы от застройщика, в связи с чем не были введены в эксплуатацию приборы учета, то исходя из вышеизложенного, как предписано абз. 4 п. 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении управляющей компанией определялся за спорный период по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Учитывая, что многоквартирный дом <адрес> в спорный период не был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, суд первой инстанции приходит к выводу о правомерном начислении ответчиком платы за данную коммунальную услугу в соответствии с абз. 2 п. 42(1) Правил N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
По состоянию на июнь 2016 года, на май 2018 года методика расчета платы за отопление на сновании показаний индивидуального прибора учета в конкретном жилом помещении многоквартирного дома, в котором не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, не была законодательно установлена.
Постановлением Конституционного Суда РФ № 30-П 10.07.2018г. по делу о проверке Конституционности ч.1 ст.157 ЖК РФ, абз.З и 4 п.42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 Федеральному Собранию и Правительству РФ было выдано поручение внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Постановлением Правительства РФ от 28.12,2018 №1708, вступившим в силу с 01.01.2019, были внесены соответствующие правки в Правила. При этом Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» указанным изменениям обратная сила не придана.
В отопительный период 2018-2019 года расчет платы за отопление в помещениях многоквартирного дома с ноября 2018 помай 2019 года производился по формуле, указанной в 3(3) Правил - «размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Таким образом, ООО «Коммунальные сети» в период с июня 2016 года по май 2018 года производило истцу расчёт платы за отопление в соответствии с положениями действующего на тот момент законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 30, 154, 157, 161 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исходит из того, что для начисления платы за тепловую энергию с учетом показаний индивидуальных приборов учета, необходимо, чтобы многоквартирный дом был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а все жилые и нежилые помещения - индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета. Многоквартирный дом, в котором проживает истец, оснащен общим (коллективным) прибором учета тепловой энергии, однако в указанном доме хотя и все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепла, однако в спорный период часть из них были выведены из строя, а часть квартир, оборудованных приборами учета не были переданы от застройщика и в связи с чем не были в установленном законом порядке введены в эксплуатацию, следовательно, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в данном случае необходимо руководствоваться формулой 3 Приложения N 2 Правил N 354.
При таких обстоятельствах, учитывая невозможность учета показаний установленных в квартире истца приборов учета тепловой энергии при определении объема потребления соответствующей коммунальной услуги, суд первой инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67-68, 98, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Харчук Евгения Сергеевича к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» о защите прав потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированно решение суда изготовлено 05.07.2019