Решение по делу № 2а-153/2022 (2а-1250/2021;) от 23.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 февраля 2022 года                   г. Советск

Советский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ганага Ю.Н.

при помощнике Котиевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области (далее – МИФНС России № 7 по Калининградской области) к Фирсикову Андрею Семеновичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №7 по Калининградской области обратилась в Советский городской суд Калининградской области к Фирсикову А.С. с указанным выше административным исковым заявлением, в обоснование требований которого указала следующее. Согласно сведениям МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области на Фирсикова А.С. в период с 2017 года по настоящее время зарегистрирован легковой автомобиль «БМВ Х6 351 AWD», государственный регистрационный знак . По сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в собственности у Фирсикова А.С. находится квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Административному ответчику направлялось налоговое уведомление от 04.07.2019 № 15007509 об уплате транспортного налога, имущественного налога за 2018 год. В связи с неуплатой налога административным истцом выставлено требование об уплате налога, пени и штрафа от 15.01.2020 №2157. Вышеуказанное требование в добровольном порядке исполнено не было, вынесенный мировым судьей второго судебного участка Советского судебного района Калининградской области в отношении Фирсикова А.С. судебный приказ от 27.05.2020 №2а-1581/2020, отменен 21.09.2020, в связи с поступившими возражениями должника. На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 44 835 рублей и пени в сумме 406 рублей 51 копейки, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 12 рублей и пени 0 рублей 11 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №7 по Калининградской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Административный ответчик Фирсиков А.С., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК России) каждый обязан платить законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 356 НК России транспортный налог является региональным налогом, устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных названным кодексом, порядок и сроки его уплаты.

На территории Калининградской области транспортный налог установлен и введен Законом Калининградской области от 16.11.2002 № 193 «О транспортном налоге» (далее – Закон Калининградской области).

Как следует из ст. 357 НК России и ст. 1 Закона Калининградской области, налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК России, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 названного кодекса объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из п. 1 ст. 359 того же кодекса, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии со ст. 360 НК России налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год.

Пунктом 1 ст. 361 названного кодекса определены ставки налога в зависимости от мощности двигателя в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Пунктом 2 данной статьи установлено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 этой статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Пунктом 4 статьи 57 НК России предусмотрено, что в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п. 1 ст. 362 названного кодекса. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 363 НК России налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В судебном заседании по сведениям, представленным административным истцом и ОГИБДД МО МВД России «Советский» установлено, что на Фирсикова А.С. в 2018 году был зарегистрирован легковой автомобиль «БМВ Х6 351 AWD» (с 16.05.2017 по настоящее время), государственный регистрационный знак , мощностью двигателя 305 лошадиных сил.

Исходя из изложенного, Фирсиков А.С. в 2018 году являлся плательщиком транспортного налога.

В соответствии с требованиями ст. 359, 361, 362 НК России и ст. 6 Закона Калининградской области МИФНС России № 7 по Калининградской области Фирсикову А.С. был начислен налог на указанное транспортное средство в размере 44 835 рублей.

Размер налога определён административным истцом правильно. Транспортный налог исчислен из мощности двигателя автомобиля и установленной Законом Калининградской области ставки налога за одну лошадиную силу. При расчете налога учтены положения ч. 3 ст. 362 НК России, согласно которым месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Согласно п. 4 ст. 12 НК России местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Налог на имущество физических лиц вводится в действие и прекращает действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц предусмотрена главой 32 НК России.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК России (ст. 400 НК России).

В силу пп. 1 п. 1 ст. 401 НК России объектом налогообложения признается расположенная в пределах муниципального образования квартира.

Налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате за 2018 год, исчисляется из кадастровой стоимости недвижимого имущества, как установлено п. 1 ст. 402 НК России и Законом Калининградской области от 25.11.2015 № 467 «Об установлении единой даты начала применения на территории Калининградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц».

При расчете налога на имущество физических лиц за 2018 год налоговая база определялась в соответствии со ст. 403 НК России как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1% в отношении квартир (п. 2 ст. 406 НК России). Налоговые ставки, указанные в пп. 1 п. 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 3 ст. 406 НК России).

В силу п.3 Решения Совета депутатов Неманского городского поселения от 26.11.2015 № 138 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «Неманское городское поселение» налога на имущество физических лиц с 1 января 2016 года» и Решения Совета депутатов Неманского городского округа от 21.02.2017 № 33 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «Неманский городской округ» налога на имущество физических лиц» в 2018 году налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в отношении квартир составляет 0,1%.

В соответствии со ст.405 НК России налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 409 НК России налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В судебном заседании по сведениям, представленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области установлено, что право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , зарегистрировано за Фирсиковым А.С. с 16.11.2017 на основании свидетельства о праве на наследство по закону.

Налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате Фирсикову А.С. был рассчитан налоговым органом за указанную выше квартиру за 2018 год в размере 12 рублей.

Согласно материалам, представленным административным истцом МИФНС России № 7 по Калининградской области в адрес Фирсикова А.С. 14.07.2019 направлено налоговое уведомление №15007509 от 04.07.2019 об уплате за 2018 транспортного налога и налога на имущество физических лиц в срок до 02.12.2019, что подтверждается списком почтовых отправлений №688693.

Поскольку административным ответчиком задолженность по налогу погашена не была, 15.01.2020 ему через личный кабинет выставлено требование №2157 об уплате в срок до 26.02.2020 транспортного налога в сумме 44 835 рублей и пени 406 рублей 51 копейки, налога на имущество физических лиц в сумме 12 рублей и пени 0 рублей 11 копеек.

По сведениям Межрайонной ИФНС России №7 по Калининградской области до настоящего времени сумма задолженности налогоплательщиком не оплачена.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Статьей 48 НК России предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2).

В силу абз. 2. 3 ст. 48 НК России требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством налогов.

27.05.2020 мировым судьей второго судебного участка Советского судебного района Калининградской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Фирсикова А.С. транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени, который определением мирового судьи второго судебного участка Советского судебного района Калининградской области от 21.09.2020 был отменен.

Как разъяснено в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.

В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из смысла положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Как установлено при рассмотрении дела, налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности с Фирсикова А.С., уполномоченным государственным органом (административным истцом) явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, затем после его отмены на основании возражений Фирсикова А.С., предъявлен административный иск. Налоговым органом административное исковое заявление о взыскании налога и пени было подано по истечении шести месяцев после отмены судебного приказа мирового судьи.

В ходе рассмотрения дела административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Административный истец полагает, что уважительными причинами для пропуска срока подачи искового заявления явилась модернизация налоговых органов Калининградской области, а именно создание налогового центра на базе Инспекции, проблемы связанные с нестабильной работой программного комплекса АИС «Налог-3», реорганизационными мероприятиями, существенная загруженность сотрудников в связи с вышеперечисленными причинами, сокращенные сроки на обращение в суд установленные законом, требуемые для подготовки заявления и выполнения обязательных процессуальных действий.

Рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи в суд административного искового заявления о взыскании задолженности по налогу и пени, суд не может признать приведённые налоговым органом обстоятельства уважительными причинами пропуска процессуального срока. Поскольку, к уважительным причинам пропуска данного процессуального срока могут быть отнесены обстоятельства объективного характера, не зависящие от деятельности налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обращения в суд. Тогда как приведенные административным истцом причины указывают на недостатки организационного характера и не могут быть расценены судом в качестве исключительных обстоятельств, объективно препятствовавших обращению Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области с административным исковым заявлением в Советский городской суд в установленный законом срок.

Более того, налоговый орган не представил в суд доказательств, подтверждающих наличие тех обстоятельств, на которые он ссылается, обосновывая уважительность причин пропуска процессуального срока.

Поскольку причины пропуска налоговым органом срока суд признаёт неуважительными, срок на подачу административного искового заявления в Советский городской суд о взыскании с Фирсикова А.С. задолженности по налогу и пени восстановлению не подлежит.

Пропуск установленного срока для обращения в суд в силу приведённых выше положений закона и части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием к отказу в заявленных требованиях.

При изложенных обстоятельствах исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области к Фирсикову А.С. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калининградской области к Фирсикову Андрею Семеновичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Советский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Резолютивная часть решения вынесена в совещательной комнате.

Мотивированное решение суда составлено 07.02.2022.

Судья Ю.Н. Ганага

2а-153/2022 (2а-1250/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №7 по Калининградской области
Ответчики
Фирсиков Андрей Семенович
Суд
Советский городской суд Калининградской области
Судья
Ганага Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
sovetsky.kln.sudrf.ru
23.12.2021Регистрация административного искового заявления
24.12.2021Передача материалов судье
27.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2022Судебное заседание
07.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее