Решение по делу № 2а-492/2017 от 18.10.2017

Дело № 2а-492/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Верхняя Тойма                      30 октября 2017 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Королевой Я.А.

при секретаре Филипповой Е.А.

с участием

помощника прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Барушева Д.В.,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» Дементьева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действия,

    

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Богданов А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к КУМИ МО «Верхнетоемский муниципальный район» о признании незаконным бездействия административного ответчика по непринятию мер, направленных на межевание земельного участка под Корниловским общественным кладбищем, расположенным на территории МО «Двинское» Верхнетоемского района Архангельской области в районе перекрестка автомобильных дорог Верхняя Тойма – Тимошино – отворотка на пос. Усть-Ерга, и принять меры, направленные на межевание земельного участка под Корниловским общественным кладбищем, расположенным на территории МО «Двинское» Верхнетоемского района Архангельской области в районе перекрестка автомобильных дорог Верхняя Тойма – Тимошино – отворотка на пос. Усть-Ерга, в срок до 01 сентября 2018 года.

В судебном заседании помощник прокурора района Барушев Д.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Председатель КУМИ муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» Струнин Д.В. в судебном заседании не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленным отзыве выразил свое согласие с административными исковыми требованиями в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» Дементьев Д.А. согласился с заявленными требованиями.

Заслушав участников разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов землепользования является приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении и похоронном деле) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребенья умершего предоставляется участок земли в соответствии с п. 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Закона о погребении и похоронном деле предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1 ст. 17 Закона о погребении и похоронном деле).

Согласно п.п. 3 и 4 ст. 17 Закона о погребении и похоронном деле для выделения факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Гигиенические требования к содержанию кладбищ установлены санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п.п.1.1-1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Положениями ст. 4 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусматривается обязанность государственной регистрации права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с п. 22 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с п. 4 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» от 29.02.2016 № 1 комитет по управлению муниципальным имуществом (далее - КУМИ) обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием.

В соответствии с пп. 28-30 п. 7 Положения о комитете - КУМИ осуществляет полномочия по представлению интересов МО «Верхнетоемский муниципальный район» при решении вопросов, связанных с муниципальным имуществом, в том числе обращение в суд; выступает в качестве представителя в судах при рассмотрении споров, связанных с муниципальным имуществом; совершает действия, необходимые для оформления документов на муниципальное имущество, регистрации прав на него и оценки.

Главой II Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Верхнетоемского района разграничены полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом. Так, согласно ст. 8 Положения об управлении имуществом к полномочиям КУМИ относятся:

представление интересов муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» при решении вопросов, связанных с муниципальным имуществом, в том числе обращение в суд, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления;

выступление в качестве представителя муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» в судах при рассмотрении споров, связанных с муниципальным имуществом, в том числе по взысканию доходов от использования муниципального имущества;

совершение действий, необходимых для оформления документов на муниципальное имущество, регистрации прав на него и оценки.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области, проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле КУМИ муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район».

Установлено, что на территории МО «Двинское» Верхнетоемского района Архангельской области в районе перекрестка автомобильных дорого общего пользования Верхняя Тойма – Тимошино – отворотка на пос. Усть-Ерга расположено Корниловское общественное кладбище, на котором производят захоронения умерших и погибших людей, проживавших в пос. Двинской, пос. Усть-Ерга, д. Артемьевская, д. Волоконовская, д. Гончаровская, д. Исаковская, д. Корниловская, д. Кульпинская, д. Николаевская, д. Трофимовская, д. Харитоновская, д. Шоромская, д. Усть-Ерогодская.

Земельный участок, на котором располагается кладбище, не отмежеван, не состоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Право муниципальной собственности на данный земельный участок в установленном порядке не оформлено.

В судебном заседании данные факты ответчиком не оспаривались.

Таким образом, не проведение межевания занятого под кладбищем земельного участка, а также не приведение территории кладбища в соответствии с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и в последующем его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территорий данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» на территорию кладбища, а при осуществлении дальнейших захоронений умерших возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

    При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

С учетом положений под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» по непринятию мер, направленных на межевание земельного участка под Корниловским общественным кладбищем, расположенным на территории муниципального образования «Двинское» Верхнетоемского района Архангельской области, в районе перекрестка автомобильных дорог Верхняя Тойма – Тимошино – отворотка на пос. Усть-Ерга.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» принять меры, направленные на межевание земельного участка под Корниловским общественным кладбищем, расположенным на территории муниципального образования «Двинское» Верхнетоемского района Архангельской области, в районе перекрестка автомобильных дорог Верхняя Тойма – Тимошино – отворотка на пос. Усть-Ерга, в срок до 01 сентября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноборский районный суд Архангельской области по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3.

Решение в окончательной форме принято 03 ноября 2017 года.

Председательствующий                                Я.А. Королева

Копия верна. Судья                                    Я.А. Королева

2а-492/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Верхнетоемского района
Ответчики
КУМИ МО "Верхнетоемский муниципальный район"
Другие
Администрация МО "Верхнетоемский муниципальный район"
Суд
Красноборский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
krasnsud.arh.sudrf.ru
18.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
20.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
30.10.2017[Адм.] Судебное заседание
03.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее