Решение от 02.05.2024 по делу № 2-361/2024 от 21.02.2024

    УИД 38RS0017-01-2024-000305-80

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 мая 2024 года                                                                         г. Нижнеудинск

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шопик М.С.,

при секретаре Рединовой Е.А.,

с участием представителя истца ОГБУ «УСЗСОН по Нижнеудинскому району» по доверенности Ерастовой Л.В., ответчика Давыдов А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-361/2024 по исковому заявлению областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» к Давыдов А.О. о взыскании денежных средств, предоставленных в виде государственной социальной помощи,

установил:

    областное государственное бюджетное учреждение «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» (далее - ОГБУ «УСЗСОН по Нижнеудинскому району») обратилось в суд с иском к Давыдов А.О., указав, что Давыдов А.О. обратился с заявлением в ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» (далее - Управление) об оказании социальной помощи в соответствии с Законом Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-ОЗ «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области». дата обезличена между ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» и Давыдов А.О. был заключен социальный контракт, предметом которого явилось сотрудничество между Управлением и Давыдов А.О. по реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Государственная помощь по социальному контракту назначается в соответствии с программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта. Давыдов А.О. были нарушены условия социального контракта. Комиссией было принято решение расторгнуть социальный контракт, заключенный к Давыдов А.О. Управление направило Давыдов А.О. уведомление с требованием вернуть денежные средства в размере <данные изъяты> руб. Обращение Давыдов А.О. было проигнорировано. дата обезличена ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» прекратило деятельность путем реорганизации в форме слияния. Правопреемником стало ОГБУ «УСЗСОН по Нижнеудинскому району».

    В связи с чем истец просит суд взыскать с Давыдов А.О. денежную сумму в размере <данные изъяты> руб.

    Протокольным определением суда от дата обезличена к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области».

    В судебном заседании представитель истца ОГБУ «УСЗСОН по Нижнеудинскому району» по доверенности Ерастова Л.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, пояснив, что на сегодняшний день полученная с нарушением условий социального контракта сумма целевого социального пособия ответчиком не возвращена.

    В судебном заседании ответчик Давыдов А.О. возражал против исковых требований, просил в иске отказать. В судебном заседании пояснил, что на полученные от Учреждения деньги приобрел пресс для комбикормов у Дукачевой Натальи, которым пользуется по настоящее время, оказывая услуги населению, как это и было предусмотрено контрактом. Составив договор купли-продажи и акт приема - передачи денежных средств и станка, с Натальей совершили сделку. Сначала передал ей <данные изъяты> руб., а после - <данные изъяты> руб., в общей сумме <данные изъяты> руб. Гранулятор находится у него по адресу: <адрес обезличен>. Все отчеты передал сотруднику Учреждения Наркиер М.А. В отношении него было возбуждено уголовное дело, которое в последующем следователем было прекращено в связи с отсутствием в его действиях признаков состава преступления. При этом после возбуждения уголовного дела сотрудник Учреждения сказал ему не подавать отчеты.

    В адресованном суду письменном отзыве представитель третьего лица министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Кобелева М.Г. просила иск ОГБУ «УСЗСОН по Нижнеудинскому району» к Давыдов А.О. удовлетворить и рассмотреть дело в её отсутствие.

    Представитель третьего лица ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» по доверенности Макова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск просила удовлетворить требования истца.

    Информация о месте и времени судебного разбирательства своевременно размещалась на официальном Нижнеудинского городского суда Иркутской области по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Принимая во внимание положения статей 115, 116 ГПК РФ, а также пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд считает возможным в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

    Суд, заслушав объяснения сторон, допросив свидетеля Наркиер М.А., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

    Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от дата обезличена №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от дата обезличена №178-ФЗ) государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

    Статьей 3 Федерального закона от дата обезличена №178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

    В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от дата обезличена №178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации

    Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона от дата обезличена №178-ФЗ).

    Следует отметить, что с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.

    Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от дата обезличена № 178-ФЗ).

    Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона от дата обезличена №178- ФЗ).

    Согласно части 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от дата обезличена №178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

    К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

    В соответствии с частью 2 статьей 10 Федерального закона от дата обезличена №178-ФЗ в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказалось.

    Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

    Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от дата обезличена №178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

    Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Иркутской области назначается в соответствии с Законом Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-ОЗ «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-ОЗ), которым определяются размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи по решению исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего функции в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.

    Статьей 4 указанного Закона Иркутской области предусмотрена выплата на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - единовременно в размере не более двухсот пятидесяти тысяч рублей; единовременно в размере стоимости курса обучения, но не более тридцати тысяч рублей (в случае прохождения получателем государственной социальной помощи обучения).

    Программой социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателем государственной социальной помощи мероприятия, к числу которых относятся, в том числе осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации. В качестве одного из оснований прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта пункт 1 части 5 статьи 9.1. вышеназванного закона предусматривает: невыполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

    Согласно части 6 статьи 9.1 Закона Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-ОЗ учреждение в течение десяти календарных дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 3, 5 части 5 настоящей статьи, принимает решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и направляет получателю государственной социальной помощи уведомление о расторжении социального контракта.

    В случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельства, указанного в пункте 1 части 5 настоящей статьи, суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом (часть 6.1 статьи 9.1 Закона Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-ОЗ).

Судом установлено, что дата обезличена между ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и Давыдов А.О. заключен социальный контракт по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в соответствии с которым ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» оказывает заявителю государственную помощь по социальному контракту в размере <данные изъяты> руб.

Согласно пункту 2.1.контракта государственная помощь по социальному контракту назначается в размере <данные изъяты> руб.

Пунктом 4.1.2 социального контракта предусмотрено, что гражданин обязан: а) встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя; б) представить в Управление документы, подтверждающие факт расходования средств; в) приобрести в период действия контракта основные средства; г) пройти профессиональное обучение/получить дополнительное профессиональное образование; д) известить Управление о досрочном прекращении прохождения профессионального обучения/дополнительного профессионального образования; е) возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок; ж) возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования в срок.

Согласно пункту 4.1.5 социального контракта гражданин также обязан: а) расходовать государственную помощь в объеме и на выбранные цели; б) извещать Управление об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта (в том числе в случае невыполнения гражданином мероприятий, предусмотренных Программой социальной адаптации – подпункт «а» пункта 3.3.2 контракта), в) ежемесячно представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; е) представлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по установленной форме; ж) добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные заявителю вследствие его злоупотребления (предоставление недостоверных сведений).

Социальный контракт заключается на срок до дата обезличена и вступает в силу со дня подписания его сторонами (пункт 5.1. социального контракта).

В разделе 6 вышеназванного контракта предусмотрена ответственность сторон за нарушение обязательств, взятых в соответствии с социальным контрактом, в том числе по возврату денежных средств, излишне выплаченных заявителю на основании социального контракта вследствие его злоупотребления (предоставления документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменений сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания государственной помощи).

Решением Управления номер обезличен от дата обезличена Давыдов А.О. назначена государственная социальная помощь в размере <данные изъяты> руб. с дата обезличена по дата обезличена; категория получателя – малоимущий одиноко проживающий гражданин.

Давыдов А.О. дата обезличена произведена выплата в размере <данные изъяты> руб. на расчетный счет номер обезличен, отрытый в отделении ПАО Сбербанк, что подтверждается справкой от дата обезличена и не оспаривалось сторонами в судебном заседании

Согласно программе социальной адаптации, которая является неотъемлемой частью социального контракта, Давыдов А.О. на приобретение пресса для комбикормов выделены денежные средства в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии со справкой Давыдов А.О. встал на учет в Межрайонную ИФНС № 6 по Иркутской области дата обезличена в качестве плательщика на профессиональный доход.

Давыдов А.О. составлен и предоставлен в Управление бизнес-план изготовления кормов для животных.

дата обезличена ответчиком предоставлен отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, за период с дата обезличена по дата обезличена, который принят сотрудником Управления без замечаний.

Согласно договору купли-продажи от дата обезличена Давыдов А.О. приобрел о Дукачевой Н.В. пресс гранулятор МПГ-Б для изготовления кормов стоимостью <данные изъяты> руб., договор подписан сторонами.

По акту приема-передачи от дата обезличена Давыдов А.О. передал Дукачевой Н.В. денежные средства в размере <данные изъяты> руб., а последняя в свою очередь передала Давыдов А.О. пресс гранулятор МПГ-Б.

дата обезличена ответчиком предоставлен отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, за период с дата обезличена по дата обезличена, который принят сотрудником Управления Наркиер М.А.без замечаний.

В судебном заседании свидетель Наркиер М.А., допрошенная по ходатайству ответчика Давыдов А.О., суду показала, что она является ответственным специалистом УСЗН, сопровождавшей Давыдов А.О., и контролирующей исполнение плана мероприятий по социальной адаптации на срок действия социального контракта с дата обезличена по дата обезличена. Давыдов А.О. для своей профессиональной деятельности получил социальную выплату. Приняла у ответчика два отчета. Однако потом, когда выяснили, что оборудование у нас такое уже проходило, мера была приостановлена, и ответчику предложено было вернуть денежную сумму.

Суд, выслушав свидетеля, не находит оснований сомневаться в достоверности их показаний, наличия какой-либо заинтересованности свидетеля в исходе дела суд не усматривает и считает, что их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

В судебном заседании ответчик пояснил, что в Управлении ему сказали, что предоставлять отчеты не надо, поскольку они будут обращаться в органы с заявлением о возбуждении в отношении него уголовного дела.

дата обезличена ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» принято решение номер обезличен о прекращении выплаты «Государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» с дата обезличена.

дата обезличена ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» направило Давыдов А.О. уведомление за номер обезличен о возврате излишне выплаченных денежных средств в связи с невыполнением мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

дата обезличена ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» составило справку номер обезличен о том, что выявлен факт переплаты Давыдов А.О. государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной деятельности в связи с невыполнением получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

дата обезличена ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» направило Давыдов А.О. уведомление за номер обезличен о возврате излишне выплаченных денежных средств в размере <данные изъяты> руб.

Кроме того, судом установлено, что дата обезличена старшим следователем СО ОМВД России по Нижнеудинскому району Бурмакиной Ю.В. возбуждено уголовное дело в отношении Давыдов А.О. Вместе с тем уголовное дело, возбужденное в отношении Давыдов А.О. по подозрению в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159.2 Уголовного кодекса российской Федерации прекращено дата обезличена по пункту 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации за отсутствием в действиях Давыдов А.О. состава преступления.

Как следует из постановления о прекращении уголовного дела от дата обезличена и установлено старшим следователем СО ОМВД России по Нижнеудинскому району, органы следствия пришли к выводу, что в действиях Давыдов А.О. отсутствуют признаки состава преступления - мошенничество при получении выплат, в связи с тем, что Давыводов А.О. при получении социальной выплаты, являясь индивидуальным предпринимателем, предоставив договор купли-продажи гранулятора в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», приобрел его в действительности, что подтверждается показаниями свидетеля Дукачевой Н.В. и договором купли-продажи от дата обезличена, проведенным осмотром гранулятора, находящего по адресу: <адрес обезличен>. Кроме того, Давыдов А.О. приобретал зерно для дальнейшей переработки и изготовления кормов для животных, для дальнейшей реализации, то есть таким образом, Давыдов А.О. осуществлял предпринимательскую деятельность, что прямо указано в социальном контракте. Кроме того, осмотром выписки движения денежных средств по расчетному счету Давыдов А.О. установлено, что денежные средства в размере <данные изъяты> руб. поступили дата обезличена, после этого денежные средства были переданы продавцу гранулятора (дата обезличена и дата обезличена), что так же подтверждается показаниями свидетеля Дукачевой Н.В. Таким образом, в действиях Давыдов А.О. умысла на совершение мошеннических действий не усматривается, так как других доказательств, подтверждающих причастность к совершению данного преступления последнего, у следствия добыто не было.

Более того, ответчиком в материалы дела представлены он-лайн чеки об оплате комбикормов и кормов для сельских животных за период с июня дата обезличена года по февраль дата обезличена года.

Материалами дела установлено, что ответчик предоставил в Управление два отчета в соответствии с условиями контракта, приобрел оборудование, в настоящее время реализует продажу корма для животных.

Истец, ссылаясь на неисполнение ответчиком условий социального контракта, указывает, что Давыдов А.О. необоснованно завышена в договоре купли-продажи от дата обезличена стоимость гранулятора, который стоит в разы меньше, в связи с чем просил взыскать с него представленные ему денежные средства.

Суд отклоняет доводы стороны истца о несоответствии фактической стоимости гранулятора, поскольку из материалов дела следует, что условия договора купли-продажи от дата обезличена, предусмотренные договором, в том числе и стоимость гранулятора, согласованы сторонами Дукачевой Н.В. и Давыдов А.О. в установленном законом порядке с соблюдением положений статьи 421 ГК РФ о свободе договора, данная сделка не оспаривалась и недействительной не признавалась.

Между тем, нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от дата обезличена номер обезличен-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от дата обезличена № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При рассмотрении настоящего дела суд, исходит из того, что добросовестность гражданина (в данном случае Давыдов А.О.) по требованиям о взыскании социального пособия презюмируется.

Стороной истца не доказана недобросовестность в действиях ответчика при обращении за социальной помощью.

Также судом не установлено, что со стороны Давыдов А.О. имело место намеренное не исполнение условий социального контракта, напротив, судом установлено выполнение ответчиком условий социального контракта. При этом последующее не предоставление отчетов связано с возбуждением уголовного дела в отношении ответчика и принятым решением истца о прекращении выплаты «Государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» с дата обезличена.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 ГК РФ, статей 1, 3, 7, 8, 8.1, 10 Федерального закона от дата обезличена №178-ФЗ, статей 1, 9(1) 5 Закона Иркутской области от дата обезличена номер обезличен-ОЗ, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Давыдов А.О., получив денежные средства в качестве меры государственной социальной помощи по социальному контракту от дата обезличена в размере <данные изъяты> руб., использовал их по назначению в соответствии с условиями контракта. Кроме того, ответчик для организации работы зарегистрировался в качестве самозанятого в налоговом органе, предоставил в Управление два отчета, что соответствует условиям контракта, в настоящее время оборудование находится у него и используется по назначению, он осуществляет деятельность по изготовлению и продаже кормов для животных, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Таким образом, исковые требования ОГБУ «УСЗСОН по Нижнеудинскому району» о взыскании с Давыдов А.О. о взыскании денежных средств, предоставленных в виде государственной социальной помощи, в размере <данные изъяты> руб. удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.- ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                                ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.

2-361/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ОГБУ "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району"
Ответчики
Давыдов Алексей Олегович
Другие
ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области"
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Шопик Марина Сергеевна
Дело на сайте суда
nizhneudinsky.irk.sudrf.ru
21.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2024Передача материалов судье
26.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее