Решение по делу № 2-67/2016 (2-806/2015;) от 22.12.2015

Дело № 2-67/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2016 года г. Унеча

Унечский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего - судьи Изотовой Л.И.,

при секретаре Татуйко Т.А.,

с участием прокурора – заместителя прокурора Унечского района Ступак С.Л.,

представителей ответчиков – администрации Унечского района Брянской области – Левдик А.В., Старосельской сельской администрации Унечского района Брянской области – Лукашова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Унечского района Брянской области, Старосельской сельской администрации Унечского района Брянской области о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйного колодца,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Унечского района Брянской области обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц, мотивируя свои требования тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Унечского района, установлено, что на территории Унечского района, в границах Старосельского сельского поселения, имеется источник нецентрализованного водоснабжения - колодец, расположенный у <адрес> в д. <адрес>. От данного колодца обеспечивается нецентрализованное водоснабжение жителей указанного населенного пункта.

Указанный объект недвижимого имущества – колодец, не относится к муниципальной собственности сельского поселения и района, в реестр муниципальной собственности не включен, иного собственника не имеет. На балансе какой-либо организации он не состоит. В Унечском отделе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области сведения о собственниках, пользователях данного объекта отсутствуют. Фактически этот колодец является бесхозяйным.

В обязанности какой-либо организации надлежащее содержание и эксплуатация указанного колодца не входит, в связи с чем не может проводиться его обслуживание в необходимых объемах.

Не проведение мероприятий по надлежащему содержанию данного колодца может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, причинить ущерб окружающей природной среде.

Прокурор Унечского района просил суд обязать администрацию Унечского района Брянской области и Старосельскую сельскую администрацию Унечского района Брянской области принять меры по постановке на учёт в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесхозяйного объекта недвижимого имущества, источника нецентрализованного водоснабжения, - колодца, расположенного у <адрес> в д. <адрес>.

В судебном заседании прокурор - заместитель прокурора Унечского района Ступак С.Л. изменила заявленные требования: с учетом обстоятельств дела, соглашения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Старосельской сельской администрацией Унечского района Брянской области на 2016 год, просил суд обязать Старосельскую сельскую администрацию <адрес> принять меры по постановке на учет бесхозяйного колодца, а именно обратиться в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, источника нецентрализованного водоснабжения, – колодца, расположенного в д. <адрес>, у <адрес>; администрацию <адрес> обязать осуществить финансирование данных мероприятий в необходимых объемах. Определить для ответчиков разумный срок для принятия данных мер – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации Унечского района – Левдик А.В., выступающая по доверенности, исковые требования не признала, утверждая, что согласно вышеупомянутому соглашению на 2016 год Старосельской сельской администрации Унечского района из бюджета МО «Унечский муниципальный район» выделено для осуществления указанных полномочий ( техническое содержание, ремонт и постановка на учет 4 колодцев) необходимое количество средств - <данные изъяты>

В судебном заседании представитель ответчика - Старосельской сельской администрации Унечского района – глава Старосельского сельского поселения Лукашов А.В., требования прокурора признал, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны. Также Лукашов суду пояснил, чтобы поставить на учет один бесхозяйный колодец (заказать и изготовить необходимую техническую и кадастровую документацию) необходимо затратить не менее <данные изъяты>, что подтверждается документально.

Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Проверкой, проведенной прокуратурой Унечского района Брянской области в 2015 году, установлено, что на территории Унечского района, в границах Старосельского сельского поселения, имеется источник нецентрализованного водоснабжения, - колодец, расположенный у <адрес>, в д. <адрес>. От данного колодца обеспечивается нецентрализованное водоснабжение жителей указанного населенного пункта.

Указанный объект недвижимого имущества – колодец, не относится к муниципальной собственности сельского поселения и района, в реестр муниципальной собственности не включен, иного собственника не имеет. На балансе какой-либо организации он не состоит. В Унечском отделе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области сведения о собственниках, пользователях данного объекта отсутствуют. Фактически этот колодец является бесхозяйным.

В обязанности какой-либо организации надлежащее содержание и эксплуатация указанного колодца не входит, в связи с чем не может проводиться его обслуживание в необходимых объемах.

Не проведение мероприятий по надлежащему содержанию данного колодца может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, причинить ущерб окружающей природной среде.

Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8 Закона).

В силу требований статьи 19 Закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 4 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселений водоснабжения населения.

Статьей 37 указанного закона определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Такими полномочиями в соответствии с уставом Унечского муниципального района наделена администрация Унечского района.

Также статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения
муниципального района отнесено участие в предупреждении и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территорий, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс чрезвычайных мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Статьями 7,11,24 указанного закона определено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Установлено, что колодец, из которого осуществляется водоснабжение населения населенного пункта, является бесхозяйным.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, не представлено.

Однако, необходимых действий по постановке на учет данного бесхозяйного объекта водоснабжения органами местного самоуправления Унечского района не осуществлялось.

Бездействие по принятию мер по постановке на учет указанного колодца в качестве бесхозяйного, а также по организации его надлежащего обслуживания, может повлечь в дальнейшем возникновение чрезвычайных ситуаций, нарушения в водоснабжении населения указанного населенного пункта.

При этом под угрозой нарушения находятся права граждан на жизнь, здоровье, на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст. 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Унечского района Брянской области и Старосельской сельской администрацией <адрес> было заключено соглашение на 2016 год о передаче полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных п. 4 ч.ч. 1,4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации в границах поселения водоснабжения населения в части нецентрализованного водоснабжения, содержания шахтных колодцев, расположенных в границах Старосельского сельского поселения <адрес>, срок действия соглашения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно вышеупомянутому соглашению на 2016 год Старосельской сельской администрации Унечского района из бюджета МО «Унечский муниципальный район» выделено для осуществления указанных полномочий в отношении 4 колодцев ( приложение к соглашению) <данные изъяты>

На указанный в соглашении период полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения в части нецентрализованного водоснабжения, обеспечению жителей населенного пункта качественной питьевой водой, техническому содержанию и ремонту, а также по принятию мер по постановке на учет бесхозяйных колодцев на территории Старосельского сельского поселения должна осуществлять Старосельская сельская администрация Унечского района ( п. 1.2.).

По смыслу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Общественный колодец является недвижимым имуществом, поскольку прочно связан с землей, его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Особенности внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей при принятии на учет и снятии с учета бесхозяйного имущества определены в разделе XII утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 года № 765 Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации.

С учетом принятого соглашения на 2016 год, Старосельская сельская администрация Унечского района является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке данного недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного и необращение ее в регистрирующий орган с заявлением о принятии колодца на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.

В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что непринятие на учет бесхозяйного колодца, являющегося источником питьевого водоснабжения населения, при отсутствии системы надлежащей его эксплуатации, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), по причине ненадлежащего содержания из-за отсутствия надлежащего финансирования на эти цели.

В связи с чем, Старосельской сельской администрации Унечского района необходимо выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного колодца, то есть обратиться с соответствующим заявлением согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, администрации Унечского района, как распорядителю бюджетных средств на эти цели, необходимо произвести финансирование в необходимых объемах, связанное с подготовкой и подачей необходимых документов по постановке на данный учет вышеуказанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанное действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок для устранения нарушений и для решения организационных, финансовых и технических вопросов суд определяет до ДД.ММ.ГГГГ.

Требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу п.п. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Унечского района Брянской области удовлетворить.

Обязать Старосельскую сельскую администрацию Унечского района Брянской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, источника нецентрализованного водоснабжения, а именно: Старосельской сельской администрации Унечского района Брянской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, источника нецентрализованного водоснабжения, - колодца, расположенного у <адрес>, в д. <адрес>.

Обязать администрацию Унечского района Брянской области произвести финансирование, связанное с подготовкой и подачей необходимых документов Старосельской сельской администрацией Унечского района Брянской области по постановке на данный учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, источника нецентрализованного водоснабжения, - колодца, расположенного у <адрес>, в д. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Унечский районный суд Брянской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.И. Изотова

2-67/2016 (2-806/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Унечского района
Ответчики
Старосельская сельская администрация
Администрация Унечского района
Суд
Унечский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
unechsky.brj.sudrf.ru
22.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2015Передача материалов судье
24.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2016Судебное заседание
05.02.2016Судебное заседание
11.02.2016Судебное заседание
20.02.2016Судебное заседание
20.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее