Дело № 2а–4093/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2018 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Стиба Л.Н.,
при секретаре судебного заседания О Л.В.,
при участии представителя административного истца старшего помощника прокурора Манячук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на интернет странице по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование задминистративного искового заявления указал, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о животном мире в сети «Интернет».
Установлено, что в свободном доступе в информационно-
телекоммуникационной сети Интернет на интернет-сайте <данные изъяты> размещены материалы, содержащие информацию о торговле редкими видами животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Просит признать информацию, размещенную на интернет странице по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленному отзыву требование не признает, полагает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделено полномочиями по признанию информации запрещенной к распространению на территории РФ. Данная информация должна быть признана незаконной соответствующим органом либо судом. Просит в удовлетворении требований отказать.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель административного истца Манячук А.А, поддержала административное исковое заявление и изложенные в нем доводы.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из содержания ст. 218 КАС РФ следует, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно ч.2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требования прокурора связаны с административным регулированием правовой деятельности Интернет-ресурса, как средства массовой информации, в связи с чем подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку имеют публично-правовую природу.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно части 5 статьи 15 названного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу статьи 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ст. 258.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и производных.
Также, продажа либо пересылка животных, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, предусматривает административную ответственность по ст. 8.35 КоАП РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что в социальных сетях на Интернет сайте – <данные изъяты> в свободном доступе размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронной варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.
Распространение через Интернет-сайт материалов, содержащих информацию о торговле редкими видами животных, занесенных в Красную книгу РФ, нарушает требования действующего законодательства, способствует совершению противоправных действий.
Распространение указанной информации нарушает единство правовой системы государства в целом, основы Конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга, в том числе несовершеннолетних лиц.
Во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного ответчика в части того, что Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу не является надлежащим ответчиком.
Сведений о включении вышеуказанных интернет-страниц в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» а также о владельцах вышеуказанных сайтов суду не представлено.
В соответствии с п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети "Интернет";
б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»;
в) информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Поскольку информация, размещенная на сайте (данные) на странице с адресом (данные) прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации законом не предусмотрен и не требует досудебного порядка урегулирования спора. В данном случае административные исковые требования предъявлены к надлежащему ответчику, на которого действующим законодательством возложена обязанность по ведению Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. Настоящее решение является для Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу основанием для включения сайтов с вышеуказанными адресами в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ (109074, ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░., ░.7, ░░░.2) ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 ░░░░░░ 2018░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░