УИД 11RS0001-01-2021-014863-76 №2а-497/2022 ( №2а-8327/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Масюк Алены Владимировны, Подоровой Дарьи Александровны, Орловой Светланы Владимировны, ТСН «ТСЖ Ноябрь» об оспаривании действий (бездействия) Администрации МОГО « Сыктывкар», УАГСиЗ АМОГО « Сыктывкар», признании незаконным и отмене Постановления АМОГО « Сыктывкар» №... от 03.08.2021 об установлении публичного сервитута,
у с т а н о в и л :
ТСН «ТСЖ Ноябрь», Масюк А.В., Подорова Д.А., Орлова С.В., обратились в суд с административным иском к Администрации МОГО « Сыктывкар», УАГСиЗ АМОГО « Сыктывкар», о признании незаконным и отмене Постановления АМОГО « Сыктывкар» №... от 03.08.2021 об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 391 кв.м., расположенного по адресу: ... в целях строительства и обслуживания тепловой сети. В обоснование требований указали, что земельный участок с кадастровым номером ... при МКД №... ... находится в долевой собственности жильцов указанного дома. Установление оспариваемого сервитута для целей строительства и обслуживания тепловой сети приведет к ограничению права пользования придомовой территорией, т.к. наличие подземной теплосети делает невозможным размещение в ее близости детской площадки, автостоянки и пр. Срок, в течение которого использование земельного участка будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута, составляет 49 лет. Альтернативные варианты прохождения тепловой магистрали необоснованно не приняты во внимание, т.к. не являются неприемлимыми с точки зрения большей протяженности.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО « Т Плюс» Сыктывкарские тепловые сети Филиал «Коми», ООО « ТетрастройКоми»
Административные истцы в судебном заседании на удовлетворении своих требований настаивали по заявленным основаниям.
Представитель административного ответчика в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель ПАО « Т Плюс» против удовлетворения требований административного иска также возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации (статья 36, часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) публичный сервитут может устанавливаться в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа местного самоуправления, для принятия которого необходимо ходатайство организации, заинтересованной в его установлении, обязательной составной частью которого является обоснование необходимости установления публичного сервитута (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ).
Из содержания пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что публичный сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации и не указанных в подпунктах 1 - 3 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района (подпункт 5 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пункт 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает, что в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Как свидетельствуют материалы дела, в адрес АМОГО « Сыктывкар» поступило ходатайство ПАО « Т Плюс» Сыктывкарские тепловые сети Филиал «Коми» от 13.05.2021 об установлении публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами ..., ..., а также земель в кадастровом квартале ..., в связи с необходимостью строительства и обслуживания тепловой сети к МКД №... в квартале « Центральный» по ул.... в соответствии с п.1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сообщения о возможном установлении публичного сервитута размещены на официальном сайте Администрации МОГО « Сыктывкар» в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликованы в газете "Панорама Столицы" 22.05.2021.
После проведения рабочей встречи с заинтересованными лицами, Постановлением Администрации МОГО « Сыктывкар» №... от 03.08.2021 "Об установлении публичного сервитута" в интересах Сыктывкарских тепловых сетей Филиала «Коми» ПАО « Т Плюс» установлен публичный сервитут в целях строительства и обслуживания тепловой сети к многоквартирному жилому дому №... в квартале «...» по ул.... ( район дома №...) в г.Сыктывкаре Республики Коми в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ..., ... и ..., площадью 563 кв.м. на срок 49 лет.
Этим же постановлением ( п.2) утверждены границы публичного сервитута общей площадью 563 кв.м., согласно приложению №1.
По мнению административных истцов, данное постановление является незаконным, поскольку при его принятии допущено нарушение процедуры установления сервитута, предусмотренной статьей 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требований к публичному сервитуту, установленных статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации: не исключена законная и разумная возможность обеспечения потребностей неопределенного круга лиц каким-либо иным способом, помимо обременения земельного участка административного истца сервитутом, и целесообразность его установления.
Рассматривая заявленные требования применительно к установленным обстоятельствам дела, суд исходит из следующего.
В силу положений подпункта 8 пункта 4 статьи 23, подпункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения.
Как свидетельствуют представленные письменные материалы, а также следует из устных пояснений технического директора- главного инженера ПАО « Т Плюс» Сыктывкарские тепловые сети Филиал «Коми» ... Я.С., составившего пояснительную записку о выборе трассировки тепловой сети, необходимость установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ..., ... и ..., была вызвана тем, что при поступлении на его имя заявки ООО « Тетрастройкоми» на подключение к системе теплоснабжения вводимого в эксплуатацию объекта « Многоквартирный жилой дом №1 в квартале « ...» ( в границах улиц ...», принимая во внимание произведенный расчет потребности в тепловой энергии, необходимый температурный график регулирования ( 125/70 С`), стороны достигли согласия в решении вопроса о строительстве новой тепловой сети в целях подключения данного объекта. При определении оптимального варианта подключения основным критерием выбора являлась не экономическая составляющая, т.к. длины теплотрассы по всем предложенным схемам примерно сопоставимы, а возможность устройства участка новой тепловой сети с параметрами теплоносителя 125/70 С` и ее дальнейшая эксплуатация, обеспечивающая, как нормативное теплоснабжение строящегося МКД, так и МКД по адресу: г.... который также будет присоединен к ней на данном участке путем переподключения. Остальные возможные варианты прокладки теплотрассы не отвечают условиям перспективного развития данного квартала жилой застройки, т.к. его территория в настоящее время повсеместно пронизана, как новыми тепловыми сетями, обеспечивающими безопасное использование теплоносителя с параметрами 125/70 С`, так и старыми тепловыми сетями, рассчитанными на использование теплоносителя с параметрами 95/70 С, которые обеспечивают теплом деревянные МКД в данном квартале. Поскольку план перспективной застройки квартала предусматривает снос данных МКД, как ветхих и аварийных, теплосеть с параметрами 95/70 С, также подлежит демонтажу, как морально устаревшая. Однако, данные работы могут быть выполнены не ранее расселения соответствующих МКД. Прохождение нового участка теплотрассы должно обеспечивать техническую возможность в дальнейшем произвести демонтаж всех участков старой теплосети. Единственный вариант трассировки тепловой сети, отвечающий всем этим условиям, предусматривает ее прохождение через земельный участок с кадастровым номером ... при МКД №... с устройством на его территории тепловой камеры для оптимального переподключения самого МКД №... в плане реконструкции теплотрасс всего квартала и его перспективной застройки.
Изложенное свидетельствует о том, что установление публичного сервитута обусловлено в данном случае общественными интересами (социальными потребностями).
Доводы стороны административного истца о возможности сохранения существующей надземной трассировки тепловой сети не могут быть приняты во внимание, поскольку из обстоятельств дела следует, что временное подключение вводимого в эксплуатацию МКД, в связи с возникновением настоящего спора, произведено ПАО « Т Плюс» путем внедрения трубы в имеющийся надземный путепровод, оборудованный ранее для тепловой сети с параметрами 95/70 С. Поскольку данный участок старой надземной теплотрассы подлежит демонтажу после сноса деревянных домов, его существование в целом носит временный характер.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обесценения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1). В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в частности, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6).
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3); реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абзац шестой пункта 4).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденными решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 30 апреля 2010 года N 31/04-560, земельный участок с кадастровым номером ... расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1) с основным видом разрешенного использования - для размещения многоэтажной жилой застройки, в том числе и для размещения объектов инженерно-технического обеспечения зданий, сооружений, к каковым относятся и тепловые сети.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков.
Доводы административных истцов о том, что их право пользования земельным участком будет существенно ограничено весь срок, на который устанавливается сервитут, основан на предположениях и в настоящее время является преждевременным.
Целью установления спорного сервитута является строительство и дальнейшее обслуживание тепловой сети к МКД №1 в квартале « ...» по ул..... Никаких оснований считать, что сам период строительства участка тепловой сети составит более 12 месяцев, не имеется. Как следует из материалов дела, в ходе строительства все конструкции новой тепловой сети, включая тепловую камеру, подлежат заглублению в грунт. По окончании строительства ее надземную часть составит лишь технологический люк для обслуживания тепловой камеры, выполняемый в уровень почвы.
Нахождение такого элемента благоустройства придомовой территории, как детская игровая площадка в охранной зоне тепловой сети не обусловлено возникновением спорного сервитута, т.к. существующая в настоящее время на придомовой территории МКД №... детская площадка также расположена в охранной зоне подземной коммунальной теплотрассы.
Земельный Кодекс Российской Федерации предусматривает наличие охранной зоны тепловых сетей (п.28 ст.105 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствовать ремонту, в том числе: загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
При таких обстоятельствах доводы ПАО « Т Плюс» Сыктывкарские тепловые сети Филиал «Коми» о необходимости выполнения работ по выносу детского спортивного комплекса из охранной зоны тепловой сети не зависимо от выполнения ее новой трассировки для подключения к системе теплоснабжения вводимого в эксплуатацию объекта, напротив, представляются суду обоснованными и заслуживающими внимания.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: 1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; 2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; 3) испрашиваемый срок публичного сервитута; 4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; 5) обоснование необходимости установления публичного сервитута; 6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; 7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; 8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; 9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Документы и сведения, которые прилагаются к ходатайству об установлении публичного ... перечислены в пунктах 2 - 5 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое Постановление вынесено по результатам рассмотрения ходатайства ПАО « Т Плюс» Сыктывкарские тепловые сети Филиал «Коми» об установлении публичного сервитута. Сообщение о возможности установления публичного сервитута размещено на сайте Администрации и опубликовано в средствах массовой информации.
Исходя из того, что поступившее в АМОГО « Сыктывкар» ходатайство ПАО « Т Плюс» Сыктывкарские тепловые сети Филиал «Коми» об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы соответствуют требованиям закона, а само установление публичного сервитута в отношении принадлежащего административным истцам земельного участка отвечает целям, указанным в пункте 5 статьи 39.39 ЗК РФ - для подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения, оснований для отказа в установлении публичного сервитута, предусмотренных в статье 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации, не имелось. ( Указанный правовой подход находит свое подтверждение в Определении Верховного Суда РФ от 4 мая 2021 г. N 304-ЭС21-4918).
Оспариваемое постановление №... от 03.08.2021 принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением установленного законом процедуры, порядка и формы его принятия, прав административных истцов не нарушает.
Все материальные претензии к обладателю публичного сервитута могут быть реализованы путем оформления соглашения об осуществлении публичного сервитута, содержание и особенности заключения которого урегулированы статьей 39.47 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации, плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 статьи 39.47 настоящего Кодекса.
В счет платы за публичный сервитут не засчитываются и возмещаются независимо от такой платы: 1) убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами; 2) иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества (пункт 10 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла ст.ст.226,227 КАС РФ, для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.
Поскольку совокупность оснований, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, для признания незаконным Постановления АМОГО « Сыктывкар» №... от 03.08.2021 при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных административных исковых требований ТСН « ТСЖ Ноябрь», Масюк Алены Владимировны, Подоровой Дарьи Александровны, Орловой Светланы Владимировны об оспаривании действий (бездействия) Администрации МОГО « Сыктывкар», УАГСиЗ АМОГО « Сыктывкар», признании незаконным и отмене Постановления АМОГО « Сыктывкар» №... от 03.08.2021 об установлении публичного сервитута - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Ю.А.Дульцева
В окончательной форме решение суда принято 27 января 2022 года.