УИД 50RS0052-01-2022-008369-85
№2-2476/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.06.2023 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой О.О.,
при секретаре Бундан А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску лебеды к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании права на представление участка в аренду на льготных условиях, признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании предоставить государственную услугу,
УСТАНОВИЛ:
Лебеда А.В. обратился в суд с иском к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании права на представление участка в аренду на льготных условиях, признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании предоставить государственную услугу.
Требования мотивировал тем, что с 2020 года является ветераном боевых действий и в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов. 13.08.2022 года Лебеда А.В. обратился в администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области за предоставлением государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», приложив схему участка. 30.08.2022 года администрацией в лице начальника управления землепользования Фокиной Н.С. принято решение об отказе в предоставлении услуги по мотиву формирования испрашиваемого участка с нарушением документов градостроительного зонирования округа, поскольку данный участок располагается в территориальной зоне СХ-3, предназначенной для сельскохозяйственного производства, а также в связи с тем, что заявителем (истцом по делу) некорректно указаны смежества. Истец считает отказ незаконным, нарушающим его права. Так, по утверждению Лебеды А.В. участок находится на землях населенных пунктов, по соседству (с трех сторон) от участка располагаются землепользования, отнесенные по сведениям ЕГРН к землям населенных пунктов для ведения ЛПХ. Обратившись в суд по изложенным основаниям, Лебеда А.В. просит признать за ним право на предоставление испрашиваемого участка в аренду без торгов как ветерана боевых действий, признать незаконным отказ администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 30.08.2022 года по заявлению от 13.08.2022 года № Р001-1140462986-61968113 в предоставлении участка в аренду без торгов, возложить на администрацию обязанность предоставить государственную услугу по заявлению.
В судебном заседании истец Лебеда А.В. требования поддержал, сославшись на указанные выше обстоятельства и дополнительные пояснения, суть которых сводится к тому, что поскольку смежные с формируемым участком землепользования относятся к категории земель населенных пунктов для ведения ЛПХ, то и испрашиваемый участок следует отнести к аналогичным характеристикам, а потому законные основания к отказу в его предоставлении под заявленные цели отсутствуют. На вопрос суда истец пояснил, что отказывается от права ходатайствовать о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы для проверки довода об отнесении испрашиваемого участка к землям населенных пунктов для ведения ЛПХ либо садоводства. Полагал, что представленных им иных доказательств достаточно для выводов суда. Настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области Боженко-Векшина А.Е. в заседание явилась, иск не признала, против его удовлетворения возражала по доводам, изложенным письменно (л.д.49-50, 67-91). Полагала, что истец как не проживающий на территории Сергиево-Посадского городского округа Московской области правом приобретения участков в округе не наделен; испрашиваемый участок располагается согласно документам по территориальному планированию округа к зоне СХ-3: производственная зона сельскохозяйственных предприятий, в пределах которой предоставление гражданам участков под заявленные истцом цели законом не предусмотрено; кроме того, по информации, имеющейся в распоряжении местного самоуправления, землепользование, в пределах которого истец формирует испрашиваемый участок, относится к участку с кадастровым номером №, являющемуся собственностью Российской Федерации и находящемуся на праве постоянного (бессрочного) пользования у третьего лица – ФГБНУ ФНЦ «ВНИИТИП» РАН, границы участка с кадастровым номером № в ЕГРН не внесены, однако, это не является основанием к отсутствию права на участок, при наличии иного правообладателя у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по распоряжению испрашиваемым участком. По изложенным основаниям просила в иске отказать.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований: Комитета по архитектуре и градостроительству в Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, ТУ Росимущества по Московской области в заседание не явились, извещались (л.д.174-176). Возражений на иск не представили.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований ФГБНУ ФНЦ «ВНИИТИП» РАН по доверенности Васильев Р.Е. в заседание явился, против иска возражал, поддержав доводы администрации округа. Подтвердил, что испрашиваемое истцом землепользование сформировано в пределах участка с кадастровым номером №, являющегося собственностью Российской Федерации и находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у третьего лица – ФГБНУ ФНЦ «ВНИИТИП» РАН по сведениям ЕГРН. Просил в иске отказать.
На основании частей 1, 3 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Заслушав явившиеся стороны и представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом из удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Лебеда А.В. относится к числу лиц, имеющих льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», как ветеран боевых действий (л.д.7).
Согласно указанной норме закона ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4, 8 пункта 1 статьи 3 названного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков (подпункт 7).
Предметом заявленных в настоящем деле требований истца является признание его права на получение мер социальной поддержки на основании норм Федерального закона «О ветеранах», а не права на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Ввиду изложенного, довод ответчика об отсутствии у истца права на приобретение участка (в общем смысле) в первоочередном порядке в аренду для ведения садоводства суд отклоняет как необоснованный.
Между тем, право Лебеды А.В. на приобретение конкретного испрашиваемого участка в аренду без торгов суд не может признать по следующим основаниям.
Одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 этого Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В свою очередь, в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14-39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю (в нем должны быть указаны все основания отказа).
Согласно статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 ст. 39.16 названного Кодекса (подпункт 2).
Не может быть предоставлен по основаниям, указанным в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, который является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 6), а также земельный участок, который в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (подпункт 17).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами, исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и вида разрешенного использования, устанавливаемого в обязательном порядке применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Судом установлено, что Лебеда А.В. как ветеран боевых действий, обратился 13.08.2022 года в администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 2 500 кв. м в кадастровом квартале № с видом разрешенного использования – для ведения садоводства.
Решением администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 30.08.2022 года № Р001-1140462986-61968113 отказано в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена» на основании того, что формирование земельного участка под заявленные цели противоречит документами градостроительного зонирования Сергиево-Посадского городского округа, так как испрашиваемый земельный участок расположен на территории, находящейся в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения которого не допускают использование земельного участка в соответствии с целями, указанными в заявлении, а именно, в территориальной зоне СХ-3 – зона сельскохозяйственного производства, для которой испрашиваемый вид разрешенного использования – «ведение садоводства», не предусмотрен в градостроительном регламенте указанной территориальной зоны (л.д.8, 72).
Основанием к указанному выводу органа местного самоуправления явились: заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (л.д.76-81), градостроительный регламент (л.д.82-83), которые не оспорены, в установленном порядке незаконными не признаны.
В свою очередь, предположение истца о том, что испрашиваемый участок находится на землях населенных пунктов, поскольку по соседству (с трех сторон) от участка располагаются землепользования, отнесенные по сведениям ЕГРН к землям населенных пунктов для ведения ЛПХ, надлежащими средствами вопреки положениям статьи 56 ГПК РФ не доказано и само по себе не подтверждает неправомерность выводов органа местного самоуправления, основанных на являющихся в силу закона обязательными для местного самоуправления заключениях и документах территориального планирования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденными Постановлением администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 18.06.2021 года № 885-ПГ (далее – ПЗЗ) испрашиваемый участок расположен в территориальной зоне СХ-3: Зона сельскохозяйственного производства. По ПЗЗ территориальная зона СХ-3 не предусматривает вид разрешенного использования «ведение садоводства».
Следует отметить, что Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области направлялось обращение от 02.03.2021 года № 27Исх-6608/05-02 по вопросу изменения зонирования участков сельскохозяйственного назначения в связи с предложениями, поступившими в рамках публичных слушаний по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки Сергиево-Посадского городского округа Московской области, согласно ответу на которое от 12.04.2021 года № 19Исх-9856 земельные участки, указанные в приложении, в том числе, на территории, испрашиваемой истцом, согласно материалам внутрихозяйственного землеустройства, включенным в ведомственную информационную систему Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, относятся к сельскохозяйственным угодьям и пригодны к использованию в сельскохозяйственных целях, их кадастровая стоимость превышает более чем на 10% средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному образованию, утвержденный Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 года № 15ВР-1634, в связи с чем выводить участки из сельскохозяйственного оборота признано нецелесообразным, согласование на то Министерством не дано (л.д.223-228).
Таким образом, испрашиваемый под заявленные истцом цели участок ограничен в обороте, относится к сельскохозяйственным угодьям, его заявленный вид разрешенного использования не соответствует территориальному планированию, что само по себе является достаточным основанием к отказу в предоставлении государственной услуги.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что землепользование, в пределах которого истец формирует испрашиваемый участок, относится к участку с кадастровым номером №, являющемуся собственностью Российской Федерации и находящемуся на праве постоянного (бессрочного) пользования у третьего лица – ФГБНУ ФНЦ «ВНИИТИП» РАН (л.д.141-149). То обстоятельство, что границы участка с кадастровым номером № в ЕГРН не внесены, не является основанием к отсутствию права на участок, а при наличии иного правообладателя у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по распоряжению испрашиваемым участком.
Одно лишь то обстоятельство, что административный истец является ветераном боевых действий, не может служить безусловным основанием признания за ним права на приобретение испрашиваемого участка на льготных условиях, предварительного согласования предоставления в аренду без проведения торгов испрашиваемого, но ограниченного в обороте земельного участка, тем более, что распоряжение испрашиваемым участком не относится к компетенции муниципального образования.
Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования лебеды (<данные изъяты>) к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области (<данные изъяты>) о признании права на представление участка в аренду на льготных условиях, признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании предоставить государственную услугу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.06.2023 года.
Судья - О.О. Соболева