Дело № 33а-1693/2019 Докладчик Завьялов Д.А.
Судья Игнатович М.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Завьялова Д.А.
судей Астровко Е.П., Кирюшиной О.А.
при секретаре Ратниковой М.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 7 мая 2019 года административное дело по апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 11 февраля 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Рахова Михаила Вячеславовича удовлетворить.
Признать незаконным решение управления земельными ресурсами администрации города Владимира об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером ****, изложенное в письме от 9 октября 2018 года № 27-10/4349.
Признать незаконными отказы департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка, выраженных в письмах от 2 июля 2018 года № ДИЗО-6914/061-11, от 20 сентября 2018 года № ДИЗО 9995/061-11.
Обязать управление земельными ресурсами администрации города Владимира в пределах полномочий разрешить вопрос подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: город Владимир, улица Полянка, в районе дома № 7.
Заслушав доклад судьи Завьялова Д.А., объяснения представителя департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области по доверенности Волковой А.В., настаивавшей на отмене решения, представителя Рахова М.В. по доверенности Володиной В.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рахов М.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения дела, к управлению земельными ресурсами администрации города Владимира, департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.
В обоснование заявленных требований указал, что 10 мая 2018 года направил в администрацию города Владимира заявление о предоставлении ему в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****. В объявлении на сайте органов местного самоуправления была размещена информация о предоставлении названного земельного участка. Дата окончания приема заявлений определена 11 июня 2018 года. До истечения срока, иных заявлений не поступило. При согласовании проекта договора купли-продажи с департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, письмом от 2 июля 2018 года документы были возвращены управлению земельными ресурсами администрации города Владимира в связи с тем, что, по мнению департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит основания для продажи земельного участка с видом разрешенного использования - одноквартирный жилой дом. После изменения постановлением администрации города Владимира вида разрешенного использования на - для индивидуального жилищного строительства, письмом от 20 сентября 2018 года департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области вновь возвратил документы управлению земельными ресурсами администрации города Владимира на доработку в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, не соответствует информации, опубликованной в официальном источнике информации о предоставлении земельного участка с видом разрешенного использования - для строительства одноквартирного жилого дома, после чего письмом от 9 октября 2018 года управление земельными ресурсами администрации города Владимира отказало ему в предоставлении земельного участка со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Просил признать упомянутые отказы департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в согласовании проекта договора купли-продажи названного земельного участка и решение управления земельными ресурсами администрации города Владимира в предоставлении земельного участка незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обязав управление земельными ресурсами администрации города Владимира подготовить и направить в его адрес проект договора купли-продажи этого земельного участка.
В судебном заседании административный истец и его представитель Володина В.В. заявленные требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в административном иске с учётом уточнений.
Представитель администрации города Владимира и управления земельными ресурсами администрации города Владимира Морозова Н.Г.административный иск не признала, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, указав, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах предоставленных полномочий и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представитель департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Волкова А.В. с административным иском не согласилась, указывая на то, что решение об отказе в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка названным органом не принималось.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области по доверенности Волковой А.В., настаивавшей на отмене решения, представителя Рахова М.В. по доверенности Володиной В.В., возражавшей против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на неё письменных возражений администрации города Владимира, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусмотрены статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанной статьей установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (пункт 1).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (пункт 5).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6).
В силу пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Решением Совета народных депутатов города Владимира от 25 декабря 2015 № 109 утверждено Положение об управлении земельными ресурсами администрации города Владимира, в полномочия которого входит, в том числе, осуществление на территории города Владимира управления земельными ресурсами города, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности (до их разграничения), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, и в муниципальной собственности (пункт 2.3); осуществление в установленном порядке подготовки проектов решений (постановлений) органов местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельных участков, о предоставлении и прекращении прав юридических и физических лиц на земельные участки (пункт 3.21); осуществление подготовки и выдачи проектов договоров купли-продажи земельных участков, договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками, соглашений о сервитутах, соглашений о перераспределении земельных участков, договоров на размещение нестационарных торговых объектов, дополнительных соглашений к договорам, соглашений о расторжении договоров (пункт 3.27).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец 10 мая 2018 года обратился в администрацию города Владимира с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного ****, площадью 582 кв.м в собственность для строительства жилого дома.
11 мая 2018 года на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира размещена информация о предстоящем предоставлении земельного участка.
Письмом от 18 мая 2018 года административному истцу сообщено об окончательном сроке приема заявлений - 11 июня 2018 года, а письмом от 15 июня 2018 года - о подготовке проекта договора купли-продажи, ввиду отсутствия иных заявок.
Согласно действовавшим в этот период пунктам 3.96, 3.97 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 20 декабря 2005 года № 739, в полномочия названного департамента входили: согласование проектов муниципальных правовых актов, договоров и соглашений органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий по предоставлению земельных участков; координация деятельности органов местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению земельных участков.
29 июня 2018 года в адрес департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области управлением земельными ресурсами администрации города Владимира направлено заявление о согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка.
Письмом от 2 июля 2018 года департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области вернул документы, ссылаясь на то, что статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит основания для продажи земельного участка с разрешенным использованием - одноквартирный жилой дом, без проведения торгов.
Постановлением администрации города Владимира от 17 августа 2018 года № 1917 в отношении спорного земельного участка изменено разрешенное использование на - для индивидуального жилищного строительства.
19 сентября 2018 года управление земельными ресурсами администрации города Владимира вновь направило на согласование в департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области проект договора купли-продажи земельного участка.
20 сентября 2018 года департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области возвратил документы управлению земельными ресурсами администрации города Владимира в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, не соответствует информации, опубликованной в официальном источнике информации о предоставлении земельного участка с видом разрешенного использования - для строительства одноквартирного жилого дома.
Письмом от 9 октября 2018 года управление земельными ресурсами администрации города Владимира отказало Рахову М.В. в предоставлении земельного участка со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем в соответствии с положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (подпункты 1 - 4, пункта 1 статьи 39.1).
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов содержит статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, основанным в том числе на положениях статей 39.15, 39.16, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, о необходимости удовлетворения заявленных требований, поскольку испрашиваемый земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, в администрацию не поступили заявления от иных граждан о намерении участвовать в аукционе, поэтому фактический отказ в согласовании проекта договора купли-продажи, путём возвращения департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области документов управлению земельными ресурсами администрации города Владимира, а в дальнейшем отказ управления земельными ресурсами администрации города Владимира административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, а именно положениями статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, содержащей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, являются незаконными.
При таком положении является верным и суждение суда первой инстанции о том, что такое основанием к отказу в согласовании проекта договора купли-продажи, а в дальнейшем и к отказу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ****, как несоответствие вида разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, указанному на сайте разрешенному использованию - одноквартирный жилой дом, является неправомерным, поскольку Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утверждёнными решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года № 183, в зоне Ж-1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами) разрешённое использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, не противоречит разрешённому использованию - одноквартирный жилой дом.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил все имеющие значение для дела обстоятельства, которым соответствуют выводы суда подробно изложенные в мотивировочной части решения, основанные на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, воспроизводят доводы, приведенные департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене либо изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в связи с чем, признаются судебной коллегией неубедительными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены либо изменения решения суда.
Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено. Нормы материального права применены районным судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену либо изменение решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Владимира от 11 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Завьялов
Судьи Е.П.Астровко
О.А.Кирюшина