Дело № 2-3486/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2022 года г.Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сватиковой Л.Т., при секретаре Хомушку Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах Дартай-оол ВВ к Мэрии г. Кызыла о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,
с участием помощника прокурора г. Кызыла Шаравии ЕЮ, представителя ответчика Мэрии г. Кызыла ФИО4,
у с т а н о в и л:
заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд в интересах Дартай-оол ВВ с иском к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения вне очереди, указав в обоснование, что Дартай-оол ВВ является инвалидом 2 группы с диагнозом F 07.02, входящим в перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь; с 12.10.2020 состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому Мэрия г. Кызыла обязана предоставить истице вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Просит обязать ответчика предоставить истице вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Шаравии ЕЮ иск полностью поддержала.
Истица в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена.
Представитель ответчика Мэрии г.Кызыла ФИО4, действующая по доверенности, иск не признала, пояснив, что истица состоит в общей очереди и оснований для предоставления жилого помещения вне очереди не имеется.
Также представлено письменное возражение представителя Мэрии г. Кызыла ФИО1, в котором она просит в удовлетворении иска отказать, так как в соответствии с законом обеспечение жилыми помещениями инвалидов является государственным полномочием, должно осуществляться за счет средств регионального бюджета, не относится к обязанностям органа местного самоуправления.
Представители третьих лиц Министерства труда и социальной политики Республики и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений в ч. 2 ст. 49 Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Нормой ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Прокурор в обоснование иска указывает, что истица является инвалидом, поэтому имеет право на внеочередное получение жилья.
Как следует из материалов дела, постановлением Мэрии г. Кызыла от 27.11.2020 №658
Дартай-оол ВВ, являющаяся малоимущей, была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, дата подачи заявления – 12.10.2020.
На обращение истицы о предоставлении ей жилого помещения вне очереди ответом от 16.03.2021 начальник Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла сообщил ей о том, что она состоит в общей очереди на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, под порядковым номером 2358, и предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как всего на учете граждан состоит 2760 человек, в льготной очереди 244 семьи, с 1983 года. Предоставление ей жилого помещения будет осуществлено в порядке очередности.
Согласно справке МСЭ-2013 № Дартай-оол ВВ., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом 2 группы с детства.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Абзацем 1 ст. 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем лишь в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ).
Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма производится по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из данной нормы, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, признание малоимущим и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где содержатся наименования заболеваний и их коды по международной классификации болезней, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н.
Какого-либо заключения врачебной комиссии, которым бы подтверждалось, что истица страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, в справке ГБУЗ Республиканская психиатрическая больница» от 11.09.2021 указано, что истица страдает заболеванием – расстройство личности в связи с эпилепсией, код заболевания F 07.02.
Данное заболевание в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н, не входит.
Ссылка прокурора в иске на право истицы на дополнительную жилую площадь не состоятельна, так как предметом иска прокурора является предоставление истице жилого помещения вне очереди, а не спор о ее праве на дополнительную площадь.
Таким образом, поскольку право на судебную защиту о предоставлении жилого помещения вне очереди из муниципального жилищного фонда может быть реализовано в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, при соблюдении установленных законом оснований, однако в настоящем случае доказательств того, что заболевание истицы включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не представлено, а само по себе наличие инвалидности 2 группы у истицы не дает права на внеочередное предоставление ей жилого помещения, то оснований для предоставления жилого помещения вне очереди по основанию наличия инвалидности не имеется. При данных обстоятельствах ответ органа местного самоуправления об отказе в предоставлении жилого помещения вне очереди является правомерным. Поэтому иск прокурора не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении искового заявления заместителя прокурора г. Кызыла в интересах Дартай-оол ВВ (паспорт <данные изъяты>) к Мэрии г. Кызыла (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2022 года.
Судья Л.Т. Сватикова