Дело <номер>а-3600/2021
УИД: 18RS0<номер>-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июля 2021 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> ФИО1 Республики в составе:
Председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России <номер> по ФИО1 к ФИО2 о взыскании штрафа,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России <номер> по ФИО1 (далее – административный истец, МИФНС <номер> по УР, Инспекция) обратилась в суд с иском к ФИО2 (далее – административный ответчик, налогоплательщик, ФИО2) о взыскании штрафа в размере 9000 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 до <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Инспекция Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> в соответствии со ст. 93.1 НК РФ в адрес Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России <номер> по ФИО1 направила поручение об истребовании документов (информации) от <дата> <номер> у индивидуального предпринимателя ФИО2 Требование о представлении документов (информации) от <дата> <номер> в адрес налогоплательщика направлено заказным письмом Почтой России. В соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Срок исполнения требования от <дата> <номер> о представлении документов (информации) не позднее <дата>. Документы по требованию от <дата> <номер> ФИО2 в установленный срок и на дату составления акта не представлены. Обстоятельства, исключающие привлечение истца к ответственности, смягчающие или отягчающие, исключающие вину лица, предусмотренные ст. ст. 109, 111, 112 НК РФ не установлены. Актом <номер> от <дата> предложено привлечь ФИО2 к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 10000 руб. Решением <номер> от <дата> ФИО2 привлечен к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в размере 10000 руб. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по уплате штрафов является основанием для направление налоговым органом налогоплательщику требования об уплате штрафа. МИФНС <номер> по УР налогоплательщику выставлено требование <номер> от <дата> об уплате штрафа в размере 10000 руб. в срок до <дата>. Требование направлено через личный кабинет налогоплательщика. На момент составления административного искового заявления налогоплательщиком частично произведена оплата в размере 1000 руб. Поскольку лицо имело статус индивидуального предпринимателя до <дата>, налоговый орган не имел возможности своевременно обратиться в суд.
Представитель административного истца МИФНС <номер> по УР в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст.ст. 150, 289 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст.ст. 150, 289 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела и приходит к следующим выводам.
В силу ст. ст. 93.1 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг (ч. 1).
Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1, 2 и 2.1 настоящей статьи, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (ч. 3).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса (ч. 4).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (ч. 5).
Отказ лица от представления истребуемых в соответствии с настоящей статьей документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса (ч. 6).
В силу ч. 2 ст. 126 НК РФ, непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
Согласно выписке из ЕГРИП, ФИО2 являлся индивидуальным предпринимателем с <дата> по <дата>.
<дата> Старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок <номер> МИФНС <номер> по УР ФИО5 составила Акт <номер> об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации). В Акте указано, что Инспекция Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> в соответствии со ст. 93.1 НК РФ в адрес Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России <номер> по ФИО1 направила поручение об истребовании документов (информации) от <дата> <номер> у индивидуального предпринимателя ФИО2 183115571553, касающихся деятельности ООО «Мир меня увидит» ИНН/КПП 7731329192/773101001 в связи с проведением камеральной налоговой проверки. На дату составления акта сведений об изменении адреса налогоплательщика не поступало. Требование о представлении документов (информации) от <дата> <номер> в адрес налогоплательщика направлено заказным письмом Почтой России <дата>, которое считается полученным налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 93, п. 4 ст. 93.1, п. 4 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации <дата>. Срок исполнения требования от <дата> <номер> о представлении документов (информации), не позднее <дата>. Документы (информация) по требованию от <дата> <номер> в установленный срок на дату составления акта не представлены. Вина лица заключается в неосторожном бездействии, составляющем объективную сторону правонарушения, а именно – уклонении от представления истребуемых документов, информации. Обстоятельств, предусмотренных ст. 109, ст. 111, ст. 112 Налогового кодекса российской Федерации не установлено. Предложено привлечь к налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ, штраф 10000 руб.
Акт направлен ФИО2 <дата> по почте заказным письмом.
Решением от <дата> <номер> заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по ФИО1 О.В. ФИО2 привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ, штраф 10000 руб. Решение направлено ФИО2 заказной почтой.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (пункт 8).
В связи с наличием у административного ответчика недоимки по уплате штрафа <дата> МИФНС <номер> по УР в личный кабинет налогоплательщика выгружено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) <номер> по состоянию на <дата> со сроком уплаты до <дата>.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 1 ст. 62, ч. 4 ст. 289 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Исходя из пункта 1 статьи 70 НК РФ (в ред. Федеральных законов от <дата> N 321-ФЗ, от <дата> N 248-ФЗ), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от <дата> N 243-ФЗ) установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из материалов дела, в адрес ФИО2 административным истцом направлялось требование об уплате штрафа в сумме 10000 руб.
На момент предъявления ФИО2 требования <номер> по состоянию на <дата> со сроком уплаты до <дата> сумма штрафа превышала 3 000,00 руб. В течение шестимесячного срока, начиная со дня, установленного для исполнения требования (<дата>), то есть в срок по <дата> (<дата>), МИФНС <номер> по УР мировому судье судебного участка №<адрес> направлено заявление о вынесении судебного приказа.
<дата> мировым судьей судебного участка №<адрес>, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес>, вынесен судебный приказ <номер>А-2092/2020 о взыскании с ФИО2 недоимки по налогу на имущество и пени. Определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от <дата> указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений административного ответчика.
Административный иск о взыскании с ФИО2 штрафа направлен в суд почтой только <дата>, то есть с пропуском 6-месячного срока со дня отмены судебного приказа.
Частью 5 ст. 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке и в срок. Административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, а также профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России <номер> по ФИО1 к ФИО2 о взыскании штрафа оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд ФИО1 Республики в течение месяца со дня его вынесения через Октябрьский районный суд <адрес>, УР.
Мотивированное решение изготовлено председательствующим судьей <дата>.
Председательствующий Стех Н.Э.