РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2019 г. п. Одоев Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Романовой И.А.,
при секретаре Клейменовой Е.Г.,
с участием помощника прокурора Одоевского района Тульской области Ячевской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело №2а-580/2019 по административному исковому заявлению прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области о признании бездействия незаконным, обязании разработать и принять муниципальную программу в сфере профилактики наркомании,
установил:
прокурор Одоевского района Тульской области Борисовский М.А. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области о признании бездействия незаконным, обязании разработать и принять муниципальную программу в сфере профилактики наркомании, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Одоевского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере профилактики наркомании и немедицинского потребления наркотических средств, в ходе которой установлено, что в муниципальном образовании Одоевский район создана антинаркотическая комиссия, утвержден ее состав. Однако, в нарушение требований действующего законодательства, на муниципальном уровне в целях снижения уровня наркотизации и социальнонегативных явлений не разработана и не принята муниципальная программа в сфере профилактики наркомании, токсикомании, направленная на формирование, в том числе, у взрослого населения негативного отношения к употреблению наркотиков, алкоголя и психоактивных веществ с одновременным формированием устойчивой мотивации выбора здорового образа жизни. Необходимость ее наличия обуславливается и тем, что проведение профилактических мероприятий предполагает определенные материальные затраты, а согласно действующему бюджетному законодательству они могут производиться муниципалитетами только в рамках соответствующих программ. Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения прокурором района 12.04.2019 представления в адрес главы администрации муниципального образования Одоевский район, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако по состоянию на 21.08.2019 муниципальная программа в сфере профилактики наркомании не разработана и не принята. Просит суд: признать бездействие администрации муниципального образования Одоевский район по непринятию мер к разработке и принятию муниципальной программы в сфере профилактики наркомании незаконным, обязать администрацию муниципального образования Одоевский район разработать и принять муниципальную программу в сфере профилактики наркомании до 01.01.2020.
Административный истец помощник прокурора Одоевского района Ячевская А.А. в судебном заседании доводы административного искового заявления и заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Одоевский район в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В заявлении, адресованном суду, глава администрации В.Е. Крупнин просит рассмотреть дело без его участия, решение вынести на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, и с учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело при существующей явке.
Выслушав объяснение административного истца помощника прокурора Одоевского района Ячевской А.А., исследовав материалы административного дела, руководствуясь положениями ст. 62 КАС РФ об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со ст. 14 КАС РФ, а также требованиями ст. 178 КАС РФ об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Согласно п. 13 ст. 8 Устава МО Одоевский район, органы местного самоуправления муниципального образования Одоевский район имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» к числу субъектов профилактики правонарушений отнесены органы местного самоуправления.
Субъекты профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Ст. 12 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами в пределах своей компетенции обладают следующими правами: принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений; создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений; принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования; осуществляют профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных п.п. 1, 7 - 10 ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона; реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений.
В целях правового просвещения и правового информирования, в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», субъекты профилактики правонарушений или лица, участвующие в профилактике правонарушений, доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.
Президентом Российской Федерации 14.11.2013 утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
Концепцией определяются основные источники угроз общественной безопасности в Российской Федерации, цели, задачи, принципы и основные направления деятельности, в том числе, органов местного самоуправления.
П. 26 Концепции установлено, что приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина. К иным задачам обеспечения общественной безопасности относятся, в числе прочего, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитация наркозависимых граждан.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
Указом Президента РФ от 09.06.2010 N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020.
В силу положений п. 4 Стратегии генеральной целью государственной антинаркотической политики является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов негативных последствий их незаконного оборота для жизни и здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Целями Стратегии являются пресечение незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации, снижение немедицинского потребления наркотиков.
В соответствии с пп. «б» п. 42 Стратегии совершенствованию организационного обеспечения антинаркотической деятельности будет способствовать в том числе разработка и реализация государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Согласно п. 46 реализация Стратегии на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в форме государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, разрабатываемых в целях реализации государственной антинаркотической политики.
В соответствии с положениями ст. 179 БК РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ей порядке.
Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные муниципальные программы подлежат утверждению в сроки, установленные местной администрацией.
Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Постановлением администрации муниципального образования Одоевский район от 17.03.2008 № 125 в муниципальном образовании Одоевский район создана антинаркотическая комиссия, утвержден ее состав.
Однако, в нарушение требований действующего законодательства, на муниципальном уровне в целях снижения уровня наркотизации и социальнонегативных явлений не разработана и не принята муниципальная программа в сфере профилактики наркомании, токсикомании, направленная на формирование, в том числе, у взрослого населения негативного отношения к употреблению наркотиков, алкоголя и психоактивных веществ с одновременным формированием устойчивой мотивации выбора здорового образа жизни.
Необходимость ее наличия обуславливается и тем, что проведение профилактических мероприятий предполагает определенные материальные затраты, а согласно действующему бюджетному законодательству они могут производиться муниципалитетами только в рамках соответствующих программ.
12.04.2019 прокурором района в адрес главы администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области внесено соответствующее представление.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Однако по состоянию на 21.08.2019 года муниципальная программа в сфере профилактики наркомании не разработана и не принята.
Согласно письму №2191 от 20.05.2019 администрации МО Одоевский район, муниципальная программа в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту не утверждена в связи с отсутствием финансирования, разработка проекта программы запланирована на 2 полугодие 2019.
Из письма администрации МО Одоевский район №3608 от 21.08.2019 следует, что ведется работа по формированию программы, проект программы будет представлен при утверждении бюджета МО Одоевский район на 2020.
В соответствии с письмом администрации МО Одоевский район №4135 от 25.09.2019 проект постановления об утверждении муниципальной программы администрации МО Одоевский район «Комплексные меры борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков МО Одоевский район на 2020-2024» разработан и находится на проверке в контрольном счетном органе МО Одоевский район.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства дела, в совокупности с приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу, что поскольку до настоящего времени программа не утверждена, имеет место незаконное бездействие со стороны административного ответчика.
Как разъяснено в абз. 3 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствий к осуществлению его прав и свобод.
В этой связи, суд полагает, что исполнение возложенной на административного ответчика обязанности должно быть осуществлено в срок до 01.01.2020, в пределах заявленных требований.
С учетом изложенного суд полагает, что установленный срок, с учетом характера рассматриваемого дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав, является разумными и достаточными для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.01.2020.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.11.2019