Дело № 2а-1336/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2020 года г. Челябинск
Ленинский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Каплиной К.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска к Корнееву А. А.чу о взыскании недоимки по налогам, пени,
у с т а н о в и л :
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска (далее по тексту ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Корнееву А. А.чу о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2016 год в размере 894 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4,39 руб.; транспортного налога за 2014 г., 2016 г. в размере 123488 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 607,16 руб., на общую сумму 124993,55 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что на Корнеева А.А. зарегистрирован жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; квартира, расположенная по адресу: <адрес>; гараж, расположенный по адресу: <адрес> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, своевременно налог на имущество физических лиц не уплатил. Кроме того, административный истец указал, что Корнеев А.А. являлся собственником транспортных средств, однако налоги и пени не уплатил в полном объеме.
Дело на основании пункта 3 статьи 291 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производствабез проведения устного разбирательства.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исследовав и оценив представленные доказательства, судом установлено, что Корнеев А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №; гаража, расположенного по адресу: <адрес>, 38, кадастровый №; жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Кроме того, на Корнеева А.А. зарегистрированы транспортные средства: Тойота, гос. номер №, Тойота Спринтер, гос. номер №, Мазда Титан, гос. номер №, Ниссан Караван, гос. номер №, прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, гос. номер №, Тойота Хайэйс, гос. номер №.
В адрес Корнеева А.А. направлено:
-налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 123488 руб., земельного налога в размере 1450 руб., налога на имущество физических лиц в размере 12385 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).
-налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 71698 руб., земельного налога в размере 601 руб., налога на имущество физических лиц в размере 7525 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
-налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 71853 руб., налога на имущество физических лиц в размере 710 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ
-требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г.об уплате налога на имущество физических лиц в размере 894 руб., пени в размере 4 руб. 39 коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13);
-требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 71698 руб., пени в размере 477,99 руб.; налога на имущество физических лиц в размере 2590 руб., пени в размере 17,27 руб., со роком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;
-требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц в размере 710 руб., пени в размере 9,04 руб.; транспортного налога в размере 71853 руб., пени в размере 722,51 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление направлено административному ответчику административным истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25).
В нарушение требований ст. 66 КАС РФ со стороны административного ответчика Корнеева А.А. суду не представлены возражения относительно представленных истцом расчетов недоимки, доказательства погашения образовавшейся задолженности.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу п. 1 ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогооблажения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса. Объектами налогооблажения признаются следующие виды имущества: жилые дома жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ч. 1 ст. 399 НК РФ).
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ч. 1 ст. 401 НК РФ).
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 НК РФ налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 указанной нормы права органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства. Сведения подлежат представлению в налоговый орган в течение 10 дней после регистрации транспортных средств или снятия их с регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
На основании п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно статье 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого требование об уплате налога по результатам налоговой проверки подлежит направлению налогоплательщику. Ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов.
С учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Кодекса, введенных в действие Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Согласно требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г.об уплате налога на имущество физических лиц в размере 894 руб., пени в размере 4 руб. 39 коп. установлен срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ Указанное требование об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц ответчиком в установленный требованием исполнено не было. Срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам на имущество физических лиц за 2016 г. административным истцом не пропущен.
Как следует из материалов дела, в требовании № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц в размере 710 руб., пени в размере 9,04 руб.; транспортного налога в размере 71853 руб., пени в размере 722,51 руб., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ Административный истец просит взыскать транспортный налог за 2014 г.
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании Корнеева А.А. задолженности по налогу и пени.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Челябинска вынесен судебный приказ о взыскании с Корнеева А.А. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, пени.
ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Челябинска о взыскании с Корнеева А.А. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, пени отменен, разъяснено право обращения с указанными требованиями в порядке административного искового производства.
Поскольку административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 2 Ленинского района г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен 6-месячный срок для обращения в суд, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ. В связи с чем требования о взыскании транспортного налога за 2014 г. удовлетворению не подлежат.
Согласно письменным пояснениям административного истца, в связи с проведенным анализом сведений о льготе и предоставленных заявлений на льготу в июне 2017 г. было выявлено, что Корнееву А.А. ошибочно предоставлена льгота на транспортное средство, в связи с чем, истцом было сформировано налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ без учета льготы на автомобиль Мазда Титан, гос. номер №.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Доказательств того, что истец не имел возможности обратиться в суд с иском о взыскании недоимки, пени с Корнеева А.А. в срок, в нарушение ст. 62 КАС РФ в суд не представлено.
Требование № об уплате налога за 2014 г. должно было быть исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно срок предъявления требований о взыскании данного налога истек ДД.ММ.ГГГГ
Перерасчет налога за 2014 года налоговым органом не был произведен своевременно, в период, когда срок для взыскания недоимки не истек. Перерасчет произведен за пределами указанного срока.
Кроме того, перерасчет произведен только по налогу по одному транспортному средству, указанному в уведомлении. Требование о взыскании недоимки по налогу на иные транспортные средства также своевременно не заявлено. Фактически не усматривается наличие какого либо перерасчета, имеет место ошибочное применение льготы налоговым органом, доказательств того, что данная ошибка явилось следствием действий налогоплательщика, истцом не представлено.
Поскольку принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012г. № 479-О-О), то суд считает необходимым отказать ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска в удовлетворении административного искового заявления к Корнееву А.А. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, пени за 2014 г.
Поскольку административный ответчик не исполнил обязанностьпоуплатеналога за 2016 года, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для взыскания с него суммы задолженностипоуказаннымналоговым платежам.
Кроме того, истец согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей(п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика госпошлины в доход местного бюджета в размере 1754,38 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, суд
р е ш и л :
Исковые требованияИнспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к Корнееву А. А.чу о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, пени - удовлетворить частично.
Взыскать с Корнеева А. А.ча в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска недоимку по уплате транспортного налога за 2016 г. в размере 50665 руб., пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 249,11 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 894 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4,39 руб., всего 51812 (пятьдесят одна тысяча восемьсот двенадцать) руб. 50 коп.
Взыскать с Корнеева А. А.ча в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1754 (одна тысяча семьсот пятьдесят четыре) руб. 38 коп.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий К.А. Каплина