Дело № 3а- 279/2021
УИД 21 OS 0000-01-2020-000192-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Ленковского С.В.,
с участием представителей:
административного истца Акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» - Князькина Д.Н.,
административных ответчиков Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Марковой Е.В.,
Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
при секретаре Владимирове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости,
установил:
Административный истец Акционерное общество «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 2821 335 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленного требования административный истец указал на то, что Общество является собственником указанного земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике - Чувашии кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1657403,44 рублей. Общество, посчитав установленную кадастровую стоимость завышенной и необоснованной, обратилось в оценочную организацию в целях определения рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету № 21-081/2021 от 23. 07.2021, составленного ООО « .......», рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1086637174, 25 рублей. Считает, что указанные диапазоны расхождения кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью не могут являться приемлемыми и допустимыми и свидетельствуют о нарушении прав Общества. Установленная кадастровая стоимость нарушает права Общества как плательщика платы налога за землю в справедливом размере. Просит установить кадастровую стоимость равной её рыночной стоимости в размере 1086637174, 25 рублей.
Представитель административного истца Князькин Д.Н. административный иск поддержал.
Представитель Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. представила отзыв и не возражала против установления стоимости земельного участка согласно сведений, имеющихся в отчете.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Маркова Е.В. представила письменные возражение и распоряжение, согласно которого на министра экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики возложена обязанность представлять интересы Кабинета Министров Чувашской Республики в суде по административным делам, связанными с оспариванием определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Из представленного отзыва следует, что ответчики не возражает против административного иска и разрешение данного вопроса оставляют на усмотрение суда.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики в судебное заседание не явился. В письменном сообщении указано о рассмотрении дела без участия представителя.
Заинтересованное лицо - администрация г. Чебоксары Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменный отзыв или возражения против требований, изложенных в административном иске не направила.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и сведения, изложенные в отзыве и возражении, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 2821 335 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> относящийся к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности.
Согласно ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В пункте 2 ст.66 (ЗК РФ) указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2019 № 485 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2019 годасоставляет 1657403,44 рублей, что подтверждается представленной административным истцом выпиской из ЕГРН от 05.08.2021 № КУВИ -002/2021 - 101105497.
Административный истец не обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Частью 1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 ст.390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.2).
В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1.1 ст.391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
С учетом того, что Общество является собственником указанного выше земельного участка, размер кадастровой стоимости спорного объекта затрагивает права и обязанности административного истца, в связи с чем оно имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
В соответствии с ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 22 июня 2016 года № 237 –ФЗ « О государственной кадастровой оценке» ( в редакции Федерального закона от 29.07.2017 №274-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в ЕГРН внесены 15 января 2020 года. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость 01.01.2019 года. Данных о том, что на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной кадастровой оценки, не имеется. В комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка истец не обращался. Таким образом, установленный ч.3 ст.245 КАС РФ пятилетний срок для оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости земельных участков административным истцом не пропущен, и его восстановление не требуется.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в п.19 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равного его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1, 3 ст.66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон) для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу ст.24.15 Закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2019 года. При этом в соответствии с ч.1 ст.62, ч.5 ст.247 и ст.248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на сторону административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В обоснование исковых требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка истцом представлен отчет № 21-081/2021 от 23. 07.2021, составленный ООО «.......», рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1086637174, 25 рублей.
В судебном заседании никто из ответчиков не ходатайствовал о назначении экспертизы.
Суд в соответствии с положениями ст.82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании приходит к выводу, что указанный отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Суд, проанализировав названный отчет в совокупности с другими представленными по делу доказательствами и, руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, полагает возможным определить кадастровую стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года на основании результатов, указанного в отчете.
При рассмотрении указанного дела суд не разрешает вопрос о судебных расходах, так как в административном исковом заявлении не указано о взыскании с ответчиков денежных средств, связанных с рассмотрением дела. В судебном заседании истец также не заявлял об этом.
Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка № площадью 2821 335 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2019 года в размере 1086637175, 25 (один миллиард восемьдесят шесть миллионов шестьсот тридцать семь тысяч сто семьдесят пять) рублей 25 копеек.
Датой подачи заявления считать 1 сентября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2021 года.