Решение по делу № 3а-135/2019 от 14.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 января 2019 года                             г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Арсеньевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-135/2019 по административному исковому заявлению Хлопова В.С. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания в размере равном их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

    

Хлопов В.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежат:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 280 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли, расположенный по адресу: <адрес>;

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 656,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена по состоянию на 20 августа 2015 года и составляет 1 255 408 рублей, а кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером установлена по состоянию на 24 июля 2013 года и составляет 5 545 749 рублей 62 копейки.

Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью объектов недвижимости, считает ее завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы.

Согласно отчетам об оценке от 9 ноября 2018 года № и от 27 ноября 2018 года № , подготовленным оценщиком ООО РИЦ «Мегаполис», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 20 августа 2015 года составляет 347 200 рублей, а рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года составляет 3 599 816 рублей 30 копеек.

При таких обстоятельствах, Хлопов В.С. полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в судебном порядке.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 280 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 августа 2015 года в размере 347 200 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 656,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 3 599 816 рублей 30 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца Рябова Е.Б., действующая на основании доверенности от 11 декабря 2018 года № , изменила и уточнила административные исковые требования, просит суд:

- восстановить срок для подачи в суд настоящего административного искового заявления в части установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 280 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 августа 2015 года в размере 347 200 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 656,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 3 599 816 рублей 30 копеек.

В обоснование своих требований привела доводы, изложенные выше.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Администрации городского округа Чапаевск Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение административных исковых требований по существу на усмотрение суда.

Представитель Администрации городского округа Чапаевск Самарской области направил в адрес суда письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку снижение кадастровой стоимости оспариваемых объектов недвижимости в существенном размере приведет к уменьшению поступлений в местный бюджет.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск Хлопова В.С. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что Хлопову В.С. на праве собственности принадлежат:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 280 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли, расположенный по адресу: <адрес>;

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 656,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23 октября 2018 года №№ и .

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 20 августа 2015 года составляет 1 255 408 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 октября 2018 года № .

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 24 июля 2013 года составляет 5 545 749 рублей 62 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 октября 2018 года № .

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, административный истец, являясь собственником указанных объектов недвижимости, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости спорных объектов в размере их действительной рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Не согласившись с кадастровой стоимостью объектов недвижимости, Хлопов В.С. 14 декабря 2018 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения Хлопова В.С. в суд с настоящим административным иском в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик нежилого помещения с кадастровым номером , повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование своих требований представлены отчеты об оценке от 9 ноября 2018 года № и от 27 ноября № , подготовленные оценщиком ООО РИЦ «Мегаполис».

Из отчета об оценке от 9 ноября 2018 года № усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером , итоговая рыночная стоимость которого по состоянию на 20 августа 2015 года составила 347 200 рублей.

Из отчета об оценке от 27 ноября 2018 года № усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 24 июля 2013 года составляет 3 599 816 рублей 30 копеек.

Исследовав отчеты об оценке, подготовленные оценщиком ООО РИЦ «Мегаполис», суд приходит к выводу о том, что они соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика в отношении земельного участка с кадастровым номером и нежилого здания с кадастровым номером не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке, подготовленные оценщиком ООО РИЦ «Мегаполис», не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

С учетом изложенного, суд полагает возможным принять отчеты об оценке от 9 ноября 2018 года № и от 27 ноября № , подготовленные оценщиком ООО РИЦ «Мегаполис», в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером и нежилого здания с кадастровым номером , и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Доводы заинтересованного лица – Администрации городского округа Чапаевск Самарской области, о том, что пересмотр кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости приведет к уменьшению поступлений доходов в бюджет городского округа, не могут быть приняты во внимание, поскольку право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, предусмотрено Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов настоящего административного дела следует, что датой обращения Хлопова В.С. в суд является 14 декабря 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Хлопова В.С. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 280 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение объектов розничной торговли, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 августа 2015 года в размере 347 200 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 656,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 3 599 816 рублей 30 копеек.

Датой подачи Хлоповым В.С. заявления в суд считать 14 декабря 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 января 2019 года.

    

Председательствующий:                     Непопалов Г.Г.

3а-135/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хлопов В.С.
Ответчики
Правительство Самарской области (для Министерства имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрации г.о. Чапаевск
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
14.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
17.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2019[Адм.] Судебное заседание
25.01.2019[Адм.] Судебное заседание
14.12.2018Регистрация административного искового заявления
17.12.2018Передача материалов судье
17.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2018Судебное заседание
09.01.2019Судебное заседание
08.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее