Судья Федотова Н.С. |
Дело № 33-20373/2019 №2-333/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 15.11.2019
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Локтина А.А., |
судей |
Абрашкиной Е.Н., |
Кайгородовой Е.В., |
при ведении протокола помощником судьи Верещагиной Э.А. рассмотрела в помещении суда в порядке апелляционного производства в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Шушаковой Г.Е., Гониной О.Г., Гимгиной И.Н., Гониной А.Н., Гониной Г.Н., Новоселовой М.Е., А., Я., Марсовой Е.А., М., Д., Черепановой С.Н., Х., Ч., Неумывако М.Н., Ладыгина Э.Н., Ладыгиной Н.К., Л., А., Э. к Администрации Тавдинского городского округа о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома, с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений,
по апелляционной жалобе ответчика Администрации Тавдинского городского округа на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 07.08.2019.
Заслушав доклад судьи Абрашкиной Е.Н., изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
установила:
Шушакова Г. Е., Гонина О. Г., Гимгина И. Н., Гонина А. Н., Гонина Г. Н., Новоселова М. Е. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Н., Я., Марсова Е. А. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Д., Д., Черепанова С. Н. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Х., Ч., Неумывако М. Н., Ладыгин Э. Н., Ладыгина Н. К. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей К., А., Э. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Тавдинского городского округа о возложении обязанности на Администрацию Тавдинского городского округа организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., с предоставлением заключения выданного специализированной организацией в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда Тавдинского городского округа и частного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что 04.03.2019 истцы обратились в Администрацию Тавдинского городского округа с заявлением о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... (далее по тексту многоквартирный дом), аварийным и подлежащим сносу, в связи с тем, что ремонтные работы в доме не производятся, в результате чего приходят в негодность несущие конструкции жилого дома: стены дома промерзают и частично прогнили, кровля дома и фундамент разрушаются, на потолках имеются протечки, пол первого этажа холодный, штукатурка обваливается, лестничные пролеты перекошены. Полагают, что имеется опасность обрушения дома.
01.04.2019 истцам направлен ответ из Администрации Тавдинского городского округа, из которого следует, что они не предоставили правоустанавливающие документы и заключение специализированной организации, проводящей обследование многоквартирного дома, необходимые для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, несмотря на то, что право собственников многоквартирного дома зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и данные документы истцы могут не предоставлять в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Соответчиком по делу по ходатайству представителя истцов привлечено МБУ ТГО «Единое агентство заказчика», третьими лицами, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены наниматель квартиры № №, расположенной в многоквартирном доме - Игнатьева Т.В., а также состоящие на регистрационном учете члены ее семьи: Игнатьев М.В., Филинкова В.В., Филинков А.А., в качестве законного представителя несовершеннолетнего Ф. привлечена Филинкова В.В.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 07.08.2019 исковые требования удовлетворены; на ответчика Администрацию Тавдинского городского округа возложена обязанность в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать обследование специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома с предоставлением заключения в межведомственную комиссию для оценки помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда Тавдинского городского округа и частного жилищного фонда.
Не согласившись с решением, ответчиком Администрацией Тавдинского городского округа подана апелляционная жалоба, в которой представитель просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в иске, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Так Администрация Тавдинского городского округа, в лице представителя, в жалобе указала, что истцами не выполнено требование п. 45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее по тексту Положение) в части возложения на заявителей обязанности предоставить при обращении копии правоустанавливающих документов и заключение специализированной организации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru, которая доступна для всех участников судебного разбирательства.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что спорный многоквартирный дом является двухэтажным, состоит из 8 квартир, из которых квартиры № ..., в указанном доме являются муниципальной собственностью Тавдинского городского округа, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Тавдинского городского округа от 17.05.2019. Нанимателем квартиры № № являлась Ш. - мать истца Шушаковой Г.Е., что подтверждается ордером № 118 и справкой МБУТГО «ЕАЗ» от 04.03.2019, нанимателем квартиры № 6 является Игнатьева Т.В., привлеченная к участию в деле третьим лицом, что подтверждается копией договора социального найма жилого помещения от 28.03.2017, ордером №245.
Остальные жилые помещения в данном многоквартирном доме принадлежат истцам на праве собственности, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
04.03.2019 истцы Новоселова М. Е., Марсова Е. А., Ладыгина Н. К., Гонина О. Г., Неумывако М. Н., Черепанова С. Н. и третье лицо Игнатьева Т.В. обратились к Главе Тавдинского городского округа с обращением, в котором просили признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу, поскольку дом исключен из Региональной программы по проведению капитального ремонта, а также в связи с тем, что дом разрушается.
На указанное обращение Администрацией Тавдинского городского округа был дан ответ от 01.04.2019 № 131-02-45/92, в котором указано, что в комиссию не были представлены правоустанавливающие документы и заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, необходимые для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В случае предъявления всех необходимых документов, решение о выявлении оснований признания вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу будет принято в порядке, установленном действующим законодательством.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что при наличии достаточных оснований полагать, что жилой дом находится в неудовлетворительном состоянии, проживание в нем является опасным, является незаконным бездействие ответчика, как органа местного самоуправления, на котором лежит обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, а доводы ответчика об обязательном представлении заявителями правоустанавливающих документов и заключение специализированной организации не основанными на законе.
Так, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п. 7 Положения).
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (п. 8 Положения).
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения определенные документы, в числе которых заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 45 Положения).
Из приведенных положений законодательства следует, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления, в том числе на осуществление безопасных условий проживания граждан на территории Тавдинского городского округа, в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям ответчика.
Свои публичные полномочия в этой сфере ответчик надлежащим образом не осуществляет, несмотря на соответствующее обращение жителей дома. Оценка соответствия жилого дома установленным требованиям до настоящего времени не проведена, с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию ответчик не обратился. Каких-либо препятствий у ответчика для обращения в межведомственную комиссию не имелось.
Непринятие своевременных мер ответчиком может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций спорного жилого дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и иных лиц.
Довод жалобы о том, что обязанность по предоставлению заключения специализированной организации и копий правоустанавливающих документов на жилое помещение возложена на заявителей, то есть истцов, были предметом судебного рассмотрения и получили надлежащую оценку.
Фактически доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к изложению прав и обязанностей самих граждан - собственников и нанимателей, которые сами могли бы обратиться в межведомственную комиссию и представить перечень необходимых документов, несмотря на то, что в доме имеется квартира, являющаяся муниципальной собственностью, следовательно, все необходимые документы находятся у ответчика.
Вопрос финансирования обследования дома на предмет признания его пригодным либо непригодным для проживания не является юридически значимым обстоятельством по настоящему спору.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 07.08.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации Тавдинского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Локтин
Судьи Е.Н. Абрашкина
Е.В. Кайгородова