Дело № 2-283/2023 Мотивированное решение составлено 06.03.2023
51RS0002-01-2022-005981-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2023 г. город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Земцовой Е.А.,
при секретаре Ниходимовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чеховича В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации *** о включении периодов работы в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера, внесении коррективов в индивидуальный лицевой счет, назначение пенсии по старости, выплате пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Чехович В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации *** о включении периодов работы в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера, внесении коррективов в индивидуальный лицевой счет, назначение пенсии по старости, выплате пенсии.
В обоснование иска указано, что *** истец обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от *** истцу отказано в назначении пенсии.
С *** по настоящее время истец постоянно проживает в районе Крайнего Севера, с *** был зарегистрирован и постоянно проживал в ***, с *** по настоящее время зарегистрирован и постоянно проживает в ***.
С *** истец проходил обучение в ***, стаж составил ***.
*** истец был призван на военную службу по призыву и был направлен в воинскую часть ***, где находился по ***. Стаж в районах Крайнего Севера составила ***.
*** истец поступил в *** где и находился по ***. Стаж в районах Крайнего Севера составил ***.
С *** истец зарегистрирован в ***, *** снят с учета в связи с прекращением деятельности в ***. Общий трудовой стаж составил ***.
Трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера, учитываемый для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, на *** составил ***.
Выражая несогласие с решением ГУ-УПФР *** об отказе в назначении пенсии, истец неоднократно изменял исковые требования. В окончательном виде истец просит суд обязать ответчика досрочно назначить страховую пенсию по старости с *** на льготных условиях со дня обращения и выдать оформленное в установленном порядке пенсионное удостоверение. Обязать ответчика произвести выплату пенсии с *** по настоящее время в полном объеме. Включить период работы с *** как период работы в районах Крайнего Севера для начисления досрочной страховой пенсии по старости. Включить период работы с *** как период работы в районах Крайнего Севера для начисления досрочной страховой пенсии по старости. Включить период работы с *** в общий трудовой стаж для начисления страховой пенсии по старости. Включить период работы с *** как период работы в районах Крайнего Севера для начисления досрочной страховой пенсии по старости. Включить период работы с *** в общий трудовой стаж для начисления досрочной страховой пенсии по старости. Включить период работы с *** как период работы в районах Крайнего Севера для начисления досрочной страховой пенсии по старости. Обязать ответчика учесть страховые взносы, уплаченные за *** год в сумме 4641,00 рубль. Обязать ответчика применить к периоду с *** льготное исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (год за полтора года) для начисления досрочной страховой пенсии. Признать общий трудовой стаж на дату *** в размере *** для начисления пенсии. Признать трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера, учитываемый для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, на *** в размере ***. Обязать ответчика внести коррективы в сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Признать отказ ответчика в назначении пенсии незаконным. Признать факт трудовой деятельности *** с *** в ***. Обязать ответчика признать ИПК на *** в размере 11.410.
Истец Чехович В.В. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в период *** постоянно проживал и осуществлял деятельность ***, занимался *** Не оспаривал, что на момент рассмотрения дела размер ИПК недостаточен для назначения пенсии, не настаивал на требовании о назначении пенсии.
Представитель ответчика Кривошеина В.В. в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Выслушав стороны, консультацию специалиста, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела Чеховича В.В., суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
На основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотрены «Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н (далее – Порядок подтверждения периодов работы от 31 марта 2011 г. № 258н), в соответствии с пунктом 2 которого подтверждению подлежат периоды работы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2, пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По смыслу положений вышеприведенных норм работа в районах Крайнего Севера, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, должна подтверждаться документально.
Право органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов, предусмотрено пунктом 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно статье 8 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Однако место регистрации гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности.
Следовательно, для подтверждения факта осуществления деятельности лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой в особых климатических условиях, необходимо представление дополнительных документов.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, согласно которому с 1 июля 1990 г. Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, *** истец обратился в ГУ-УПФР в *** с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от *** истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», статьей 8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием у заявителя необходимой для назначения пенсии величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Разрешая требования истца о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы с *** в страховой стаж для начисления страховой пенсии по старости, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Чехович В.В., ***, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, *** с *** по настоящее время.
В период с *** истец был зарегистрирован в ***.
В системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован с ***.
Основным видом деятельности Чеховича В.В. являлась ***.
В подтверждение ведения в спорные периоды деятельности *** в районах Крайнего Севера истцом представлен договор №*** от ***, заключенный с ***
***
Кроме того истцом представлены следующие договоры аренды ***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Согласно постановлению Администрации муниципального образования *** №*** от *** ИП ФИО1 предоставлено во временное пользование на срок с *** нежилое помещение, расположенное по адресу: ***
Давая оценку в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствам, подтверждающим работу истца *** в спорный период времени в ***, суд приходит к выводу, что факт осуществления Чехович В.В. *** в районах Крайнего Севера в спорный период с *** нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Относимых, допустимых и достаточных доказательств осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера в период с *** истцом не представлено, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части у суда не имеется.
Однако из вышеприведенных норм права следует, что для включения определенных периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, юридическое значение имеет не только факт осуществления трудовой деятельности (работы) в определенных условиях, но и факт уплаты истцом страховых взносов.
В подтверждение уплаты истцом страховых взносов за период с *** истцом представлена выписка по счету за период с *** (л.д. 163).
Однако из данной выписки не следует, что сумма взноса в размере 4641 рубль была зачислена на счет ПФР за *** год.
Таким образом, доказательств уплаты страховых взносов за период с *** истцом не представлено, следовательно, данный период не подлежит включению в его страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, а требование истца об обязании ответчика учесть страховые взносы, уплаченные за *** год в сумме 4641 рубль, не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что страховые взносы за период *** с *** были уплачены истцом в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.
Представленные стороной истца доказательства ответчиком не опровергнуты, доказательств обратного ответчиком, как того требуют положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено, а судом не добыто.
Таким образом, в стаж работы в районах Крайнего Севера подлежат включению периоды работы Чеховича В.В. в *** в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев: с ***.
Период деятельности истца *** с *** не включен в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку в этот период истцом не производилась уплата страховых взносов в соответствии с Определением КС от 24.05.2005 № 223-О.
В своем определении от 24.05.2005 N 223-О Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П, от 03.06.2004 N 11-П и от 23.12.2004 N 19-П и настоящем Определении, - не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а потому утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
При этом Конституционный Суд РФ указал, что в условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации индивидуальными предпринимателями и адвокатами - военными пенсионерами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, которое регулируется статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Пунктом 1 данной статьи в его конституционно-правовом смысле, выявленном в постановлении Конституционного Суда РФ от 23.12.2004 N 19-П, такая возможность применительно к данной категории лиц не исключается.
Соответственно, истец вправе был в период с *** добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации и уплачивать страховые взносы на пенсионное страхование, что впоследствии явилось бы основанием для включения периодов, оплаченных страховыми взносами, в страховой стаж истца в целях установления пенсии. Тем более, что правовой механизм, гарантирующий предоставление названной категории лиц соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, на отсутствие которого указал Конституционный Суд РФ в определении от 24.05.2005 по 31.12.2009 N 223-О, признавая не соответствующими Конституции РФ нормы, обязывающие адвокатов и индивидуальных предпринимателей из числа военных пенсионеров уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, был установлен законодателем путем принятия Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", которым статья 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 дополнена частью четвертой, а статья 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ - пунктом шестым, предоставившими военным пенсионерам при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время - страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях").
Поскольку уплата истцом страховых взносов за период деятельности истца *** с *** не производилась в соответствии с Определением КС от 24.05.2005 № 223-О, данные периоды не подлежит включению в страховой стаж.
Разрешая требования истца о признании права на назначении пенсии, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения ранее были закреплены в статье 19 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вместе с тем, при зачете периодов работы истца: с *** в стаж работы в районах Крайнего Севера на момент рассмотрения спора в суде, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не наступило, поскольку отсутствует необходимый страховой стаж, а также необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом судом отклоняется расчет ИПК, выполненный истцом, поскольку он содержит периоды работы, о включении которых в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера, судом отказано. Следовательно, требование о признании ИПК на *** в размере 11.410 удовлетворению не подлежит.
Аналогичным образом судом оставлены без удовлетворения требования о признании страхового стажа работы на *** в размере ***, и стажа работы в районах Крайнего Севера в размере ***.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости с *** на льготных условиях со дня обращения и выдать оформленное в установленном порядке пенсионное удостоверение, выплате пенсии с *** по настоящее время.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чеховича В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации *** о включении периодов работы в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера, внесении коррективов в индивидуальный лицевой счет, назначение пенсии по старости, выплате пенсии удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации *** включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы Чеховича В.В. *** в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев: с ***.
В удовлетворении остальных требований Чеховича В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации *** отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья Е.А. Земцова