Дело № 2-1622/2019
УИД 33RS0011-01-2019-002029-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 3 июля 2019 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Крайнова А.Ю.,
при секретаре Акимовой Е.С.,
с участием помощника Ковровского городского прокурора Ивлиевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коврове Владимирской области дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Кравцовой К. Ю., Петровой И. В., Хрыкиной Е. В., Николаевой А. Д. к Муниципальному казенному учреждению города Коврова Владимирской области "Город" о возложении обязанности установить приборы учета холодного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Ковровский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов Кравцовой К. Ю. (далее – Кравцова К.Ю.), Петровой И. В. (далее – Петрова И.В.), Хрыкиной Е. В. (далее – Хрыкина Е.В.), несовершеннолетней Николаевой А. Д. (далее – Николаева А.Д.), обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Муниципальное казенное учреждение города Коврова Владимирской области "Город" (далее – МКУ "Город", ответчик) установить в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, приборы учета холодного водоснабжения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленного требования указал, что согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышенной энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон об энергосбережении, настоящий Федеральный закон) до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 указанной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Указанная обязанность также предусмотрена пунктом 5 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 01.12.2009 № 1830-р.
Сообщил, что проведенной Ковровской городской прокуратурой проверкой установлено неисполнение МКУ "Город" предусмотренной Законом об энергосбережении обязанности по установке индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения в квартире, в которой в на условиях социального найма проживают Кравцова К.Ю., Петрова И.В., Хрыкина Е.В. и Николаева А.Д. Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении МКУ "Город" обязанностей, предусмотренных законодательством об энергосбережении, что влечет нарушение прав граждан на пользование жилым помещением, соответствующим техническим требованиям, а также невозможность оплаты коммунальных услуг в соответствии
с показаниями индивидуальных приборов учета.
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора
Ивлиева О.М. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Истцы – Кравцова К.Ю., Петрова И.В., Хрыкина Е.В., Николаева А.Д. в суд не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно надлежащим образом по месту их регистрации.
От МКУ "Город" в материалы дела поступило ходатайство, в котором ответчик указал на отсутствие возражений в отношении заявленного требования и просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Третье лицо – администрация города Коврова, в суд не явилась, извещалась
о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ранее ходатайствовала
о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их извещение о времени и месте судебного разбирательства посредством направления судебного извещения, в связи
с чем, не усматривая оснований для отложения судебного разбирательства, считает возможным, с согласия прокурора, рассмотреть дело.
Суд, изучив материалы дела, выслушав прокурора, приходит к следующим выводам.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (статья 2 Закона об энергосбережении).
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Аналогичная обязанность собственников помещений в многоквартирных жилых домах предусмотрена пунктом 5 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р.
Таким образом, обязанность по оснащению жилых помещений
в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников указанных помещений.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 35 Устава муниципального образования города Ковров, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.
Статьей 6 Устава установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
На основании пункта 1 статьи 34, пункта 4 статьи 35 Устава муниципального образования города Ковров администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, к полномочиям администрации города относится, в том числе управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном городским Советом и Уставом.
Пунктом 1.2 Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Коврова, утвержденного решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17.01.2001 № 2/1, установлено, что муниципальное образование город Ковров является собственником принадлежащего ему муниципального имущества. В состав муниципальной собственности входят: муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет Ковровский городской Совет народных депутатов. Администрация города Коврова от имени собственника управляет муниципальной собственностью (пункт 1.5 Порядка).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания надлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Решением Совета народных депутатов г. Коврова Владимирской области
от 25.10.2017 № 230 определено, что предметом деятельности МКУ "Город" является управление муниципальным жилищным фондом, находящимся в жилых многоквартирных домах; софинансирование капитального ремонта жилых многоквартирных домов в части муниципальной собственности и создание условий для развития территориального общественного самоуправления в городе Коврове.
В силу положений статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу частей 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, собственник жилого помещения обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного помещения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила использования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным
и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (статья 2); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (статья 14). Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Судом установлено, что Кравцова К.Ю., Петрова И.В., Хрыкина Е.В. и Николаева А.Д. проживают в являющейся муниципальной собственностью квартире <№> дома
<№> по улице <адрес> в городе <адрес> на условиях социального найма.
Проведенной Ковровской городской прокуратурой проверкой установлено, что индивидуальные приборы учета холодного водоснабжения в указанной квартире не установлены до настоящего времени.
Таким образом, МКУ "Город" до настоящего времени не исполнена предусмотренная Законом об энергосбережении обязанность по установке индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения в квартире, в которой проживают истцы.
Указанный факт свидетельствует о ненадлежащем исполнении МКУ "Город" обязанностей, предусмотренных законодательством об энергосбережении, что влечет нарушение прав граждан на пользование жилым помещением, соответствующим техническим требованиям, а также невозможность оплаты ими коммунальных услуг в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета.
Истцы в силу материального положения, отсутствия юридического образования не могут самостоятельно защищать свои интересы в суде.
Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Кравцовой К.Ю., Петровой И.В., Хрыкиной Е.В. и Николаевой А.Д. в пределах полномочий, предоставленных статьей 45 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-197 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение города Коврова Владимирской области "Город" установить в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, приборы учета холодного водоснабжения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Ю. Крайнов
Мотивированное решение изготовлено 8 июля 2019 года.