Дело № 2-2363/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 15 июня 2023 года
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Потеревич А.Ю., при секретаре Баженовой Я.С., с участием помощника Лазаренко В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Омской межрайонной природоохранной прокуратуры к ООО «Экосервис» об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и природопользования,
УСТАНОВИЛ:
Омская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском к ООО «Экосервис» об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и природопользования, в обоснование требований указав, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО «Экосервис» выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, выразившиеся в эксплуатации последним объекта негативного воздействия (объекта размещения твердых коммунальных отходов) на окружающую среду по адресу: в 1000 м по направлению на северо-восток от ориентира р.<адрес>.
Комплексное экологическое разрешение или разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в настоящее время у ООО «Экосервис» отсутствует.
Ссылаясь на нормы права, просит обязать ООО «Экосервис» <данные изъяты>, получить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта негативного воздействия на окружающую среду – площадка размещения твердых коммунальных отходов, расположенная по адресу: в 1000 м по направлению на северо-восток от ориентира р.<адрес>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощники Омской межрайонной природоохранной прокуратуры Орел М.А. и Урусов Р.Ю. поддержали заявленные требования по доводам искового заявления.
Действующий на основании доверенности представитель ответчика ООО «Экосервис» Кунакбаев А.Х. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требования по доводам письменных возражений на исковое заявление, из которых следует, что ООО «Экосервис» является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). В соответствии с распоряжением Губернатора Омской области от 24 ноября 2020 г. № 154-р ООО «Экосервис», как оператор по обращению с ТКО, реализует инвестиционный проект «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения ТКО на территории Омской области (Юг)», в рамках которого осуществляет захоронение ТКО на Объектах размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения ТКО (далее - Объекты). Объект, расположенный в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, включен в Территориальную схему обращения с отходами на территории Омской области (далее - Территориальная схема), утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 №, как объект размещения ТКО, введенный в эксплуатацию до 01.01.2019, и не имеющий документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
29.10.2021 ООО «Экосервис» заключило договор аренды данного земельного участка № с Администрацией Черлакского муниципального района Омской области. В период с 12.05.2022 по 25.05.2022 Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - Росприроднадзор) проводило внеплановую выездную проверку в отношении ООО «Экосервис».
В ходе проверки надзорным органом установлено, что в нарушение требований, установленных ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Объект размещения ТКО, расположенный в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, являясь объектом негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) эксплуатируется в отсутствии специального разрешения на выбросы.
25.05.2022 Росприроднадзор выдано предписание ООО «Экосервис» об устранении выявленных нарушений обязательных требований №, согласно которому ООО «Экосервис» предписывалось получить разрешение на выбросы в срок до 25 августа 2022 г. Во исполнение предписания ООО «Экосервис» заключило договор с ООО «Экологический центр» на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов № от 26.05.2022. Заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух может быть подано в территориальный орган Росприроднадзора только после утверждения проекта нормативов предельно допустимых выбросов. Решением Росприроднадзора о продлении срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 10.08.2022 срок продлен до 16.11.2022. Решением о продлении срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 16.11.2022 срок продлен до 26.12.2022.
Решением о продлении срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 30.12.2022, срок продлен до 16.01.2023.
07.11.2022 заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух подано в Росприроднадзор.
23.12.2022 Росприроднадзором отказано в предоставлении государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы (уведомление № от 23.12.2022).
Отказ выдан ввиду спорности расчетов выбросов, использованных при определении показателей выбросов загрязняющих веществ, который осуществлялся подрядной организацией ООО «Экологический центр» на основании Методики расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов», введенной в действие 01.01.2004.
20.01.2023 решением Росприроднадзора о продлении срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований срок исполнения предписания продлен до 03.06.2023. ООО «Экосервис» обращалось в лаборатории, аккредитованные на проведение лабораторных исследований, на предмет проведения инструментальных замеров на источнике выбросов загрязняющих веществ в соответствии требованиями Росприроднадзора.
Согласно полученным ответам, в настоящий момент не представляется возможным найти лабораторию, осуществляющую лабораторные исследования по указанному аттестованному методу.
12.04.2023 ООО «Экосервис» направило запрос руководителю Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора за разъяснениями о возможности получения разрешения на выбросы при сложившихся обстоятельствах. До настоящего момента ответ на запрос не получен. ООО «Экосервис» не отрицаются требования природоохранного законодательства и продолжаются активные действия, направленные на получение разрешения на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с Федеральный закон от 10.01.2022 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
14.06.2023 в адрес ООО «Экосервис» поступило коммерческое предложение НИИ химии ННГУ им. Н.И.Лобачевского о возможности проведения анализа проб отходов на основании методики расчета выбросов «Методика расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов» по необходимым показателям. В ходе переговоров со специалистом НИИ химии ННГУ им. Н.И. Лобачевского получена информация о том, что протокол исследований будет изготовлен в течение 14 рабочих дней (20 календарных) с момента поступления в их адрес надлежащим образом отобранных проб. После получения санитарно-эпидемиологического заключения заявление о выдаче разрешения на выбросы будет подано в Росприроднадзор.
Также представитель ответчика указал на невозможность исполнения требований в заявленном в иске сроке, полагали, что шестимесячного срока будет достаточно для устранения нарушений.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, Сибирского межрегионального управление Росприроднадзора Тиханович А.Ю., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований не возражала, указав, что ООО «Экосервис» принимаются не все необходимые меры.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно преамбуле Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Положениями ст. 11 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» закреплено, что в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Из статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
В силу положений ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, в частности - в атмосферный воздух - является обязательным для хозяйствующих субъектов.
Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 8 ч. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п. 9 ч. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды
Согласно ч. 1 и 2 ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
По данным выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Экосервис» является обработка и утилизация неопасных отходов.
В соответствии с распоряжением Губернатора Омской области от 24 ноября 2020 г. № 154-р, ООО «Экосервис», как оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, реализует инвестиционный проект «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории Омской области (Юг)», в рамках которого осуществляет захоронение твердых коммунальных отходов на объектах размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов.
Объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 1000 м по направлению на северо-восток от ориентира (почтовый адрес ориентира: <адрес>) на земельном участке с кадастровым номером № включен в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, на территории Омской области распоряжением Минприроды Омской области от 26.10.2020 № (код объекта - №).
В соответствии со свидетельством о постановке объекта на государственный учет № от 28.04.2022, данный объект относится к 1-й категории и имеющий код объекта №.
Также данный объект размещения твердых коммунальных отходов включен в территориальную схему в области обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Омской области № от 26.05.2020.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен названный выше объект размещения твердых коммунальных отходов, является Администрация Черлакского муниципального района, которая на основании договора аренды земельного участка № от 29.10.2021 передано в аренду ООО «Экосервис».
В период с 12.05.2022 по 25.05.2022 Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора по требованию прокуратуры Омской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Экосервис», в ходе которой было выявлено, что объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 55:31:111101:3079, являясь объектом негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируется в отсутствии специального разрешения на выбросы.
По результатам проведенной Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора внеплановой выездной проверки ООО «Экосервис» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха».
Наряду с указанным, 25.05.2022 Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора выдано предписание ООО «Экосервис» об устранении выявленных нарушений обязательных требований №, согласно которому ООО «Экосервис» предписывалось, в том числе, получить специальное разрешение на выбросы в срок до 25.08.2022.
Вынесенное предписание в части получения разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта негативного воздействия на окружающую среду (площадки размещения твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: в 1000 м по направлению на северо-восток от ориентира р.<адрес>) ни в уставленные сроки (с учетом их продления до 16.01.2023), ни на момент рассмотрения спора ООО «Экосервис» не исполнено.
Применительно к вышеназванным положениям законодательства, установив факт выявленных нарушений, суд считает возможным удовлетворить требования Омской межрайонной природоохранной прокуратуры, которые, по мнению суда, заявлены законно и обоснованно.
Предложенный Омской межрайонной природоохранной прокуратурой трехмесячный срок для получения разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта негативного воздействия на окружающую среду, суд находит неразумным и считает необходимым предоставить ООО «Экосервис» для исполнения указанной обязанности шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок объективно необходимыми для получения соответствующего разрешения.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ООО «Экосервис» <данные изъяты>, получить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта негативного воздействия на окружающую среду – площадка размещения твердых коммунальных отходов, расположенная по адресу: в 1000 м по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья подпись А.Ю. Потеревич
Мотивированное решение суда изготовлено 22.06.2023.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>