20 апреля 2023 года г. Тверь
Тверской областной суд в составе судьи Долгинцевой Т.Е., при ведении протокола помощником судьи Воробьёвой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-44/2022 по частной жалобе МУ «Администрация городского поселения – город Конаково Конаковского района Тверской области» на определение Конаковского городского суда Тверской области от 27 февраля 2023 года, которым постановлено:
«Заявление МУ «Администрация городского поселения город Конаково Конаковского района Тверской области» о предоставлении отсрочки исполнения решения Конаковского городского суда Тверской области от 11 января 2022 года по гражданскому делу № 2-44/2022 на шесть месяцев, оставить без удовлетворения»,
установил:
решением Конаковского городского суда Тверской области от 11 января 2022 года на Администрацию города Конаково Тверской области возложена обязанность предоставить Шак Е.В. благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения (комнаты).
Администрация Конаковского района Тверской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного судебного акта, мотивированное тем, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в региональную программу «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 г.г.», утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 10.04.2019 №. Между тем изымаемое жилое помещение (комната) площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <адрес>, находящееся в вышеуказанном жилом доме, в данную программу в настоящее время не включено. Министерство строительства Тверской области является уполномоченным органом государственной власти, ответственным за реализацию программы, и главным распорядителем бюджетных средств. Согласно п. 18 программы, жилые помещения, построенные либо приобретенные за счет средств, предусмотренных настоящей программой, оформляются в муниципальную собственность в целях дальнейшего предоставления переселяемым гражданам в соответствии с жилищным законодательством на условиях социального найма либо в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса РФ. Согласно п. 30 программы передача жилых помещений из государственной собственности Тверской области в муниципальную собственность осуществляется на основании решения о такой передаче, которое принимается Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области. Решение о передаче жилых помещений из государственной собственности Тверской области в муниципальную собственность является основанием возникновения права собственности на такое имущество. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в месячный срок со дня официального уведомления министерства принимают передаваемые жилые помещения и после государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения предоставляют данные жилые помещения гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда в рамках программы. 07.09.2022 администрация в адрес Министерства строительства Тверской области направила судебные акты по делу № 2-44/2022 с просьбой внести изменения в программу с целью предоставления ответчику жилого помещения (квартиры) в <адрес> в срок до 31.12.2022. 17.11.2022 администрацией направлено повторное обращение. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Законом Тверской области от 07.12.2015 № 113-30 «О реализации части 2.1 статьи 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на территории Тверской области» администрация передаст гражданину благоустроенное жилое помещение после передачи его в муниципальную собственность от Министерства строительства Тверской области. В настоящее время ответа Министерства строительства Тверской области на обращения Администрации города Конаково не поступило.
На основании изложенного просил предоставить отсрочку исполнения решения Конаковского городского суда Тверской области от 11 января 2022 года по делу № 2-44/2022 сроком на шесть месяцев.
Представитель заявителя Соловьев В.О. в судебном заседании требования поддержал, пояснив, что удовлетворение исковых требований Шак Е.В. о предоставлении жилого помещения обусловлено тем, что жилой дом включен в адресную программу. Однако жилое помещение может быть предоставлено ответчику только по той процедуре, которая предусмотрена такой программой. Как только жилое помещение будет передано Администрации города Конаково, администрация передаст его ответчику. Шесть месяцев - это минимальный срок отсрочки исполнения решения суда.
Заинтересованное лицо Шак Е.В., его представитель Акименко Л.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Акименко Л.Ю. пояснила, что согласно адресной программе, жилое помещение должно быть предоставлено в срок до 31.12.2022. Вынося решение, суд фактически предоставил отсрочку его исполнения сроком на один год.
Заинтересованные лица Министерство строительства Тверской области,
Управление Росреестра по Тверской области, УМВД России по Тверской области, ОМВД России по Конаковскому району, Конаковский РОСП УФССП России по Тверской области, УФССП России по Тверской области своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От представителя Министерства строительства Тверской области – Громовой С.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, полагает, что заявление администрации является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Представитель Конаковского межрайонного прокурора по доверенности Агафонов А.В. пояснил, что заявление подлежит удовлетворению, имеются основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Судом постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе Администрация города Конаково в лице представителя по доверенности Соловьева В.О., оспаривая законность и обоснованность судебного акта, просит его отменить, разрешив вопрос по существу с предоставлением испрашиваемой отсрочки.
Повторяя позицию, изложенную в суде первой инстанции, заявитель дополнительно указывает, что установленный законодательством Тверской области механизм передачи гражданину благоустроенного жилого помещения не позволяет администрации города Конаково исполнить решение суда от 11.01.2022 без передачи такого помещения из государственной собственности Тверской области в муниципальную собственность, что является исключительными (неустранимыми) обстоятельствами, при которых требуется предоставлении отсрочки.
В возражениях на частную жалобу прокурор просит отказать в её удовлетворении в связи с отсутствием доказательств наличия исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению решения суда.
В отзыве на частную жалобу представитель заявителя Акименко Л.Ю. полагает определение суда законным и обоснованным, частную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В отзыве на частную жалобу представитель Министерства строительства Тверской области – Громова С.В. просит определение суда отменить, предоставив Администрации города Конаково отсрочку исполнения решения суда, указывая на необходимость осуществления ряда организационных мероприятий, в том числе, связанных с обеспечением финансирования, направленных на исполнение судебного акта и требующих значительной продолжительности по времени (не менее шести месяцев).
На основании части 3 статьи 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность определения по доводам, изложенным в частной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Статьей 13 ГПК РФ закреплено, что вступившие в законную силу решения суда являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 13 «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъяснено, что при рассмотрении заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, предоставленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
В определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 г. № 104-О указано, что основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Таким образом, основанием для удовлетворения заявления являются исключительные, уважительные причины, объективно препятствующие исполнению решения суда в течение определенного периода времени и дающие реальную возможность исполнения судебного акта в будущем.
В противном случае задержка исполнения повлечет необоснованное ограничение прав взыскателя, законным интересам которого уже нанесен урон неисполнением должником своих обязательств.
В силу статьи 56 ГПК РФ бремя доказывания экстраординарных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда, лежит на заявителе.
Решением Конаковского городского суда Тверской области по делу № 2-44/2022 от 11.01.2022 года исковые требования Администрации города Конаково Тверской области к Шаку Е.В. об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд жилого помещения (комнаты) площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, находящегося на 1 этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и доли в праве собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, с выплатой выкупной рыночной стоимости жилого помещения с учетом доли на земельный участок под домом в размере 212860 руб. 80 коп.; выселении Шака Е.В. из указанного жилого помещения (комнаты) и снятии с регистрационного учета оставлены без удовлетворения.
Встречные исковые требования Шака Е.В. к Министерству строительства Тверской области, Администрации города Конаково Тверской области удовлетворены частично с возложением на Администрацию города Конаково Тверской области обязанности предоставить Шаку Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности другое благоустроенное жилое помещение (квартиру) в <адрес>, взамен изымаемого жилого помещения (комнаты) площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, находящегося на первом этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> и доли в праве собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по тому же адресу, согласно Постановлению Правительства Тверской области от 10.04.2019 № и Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в срок до 31.12.2022 г.
При этом указано, что настоящее решение суда является основанием, после предоставления взамен изымаемого Шаку Е.В. благоустроенного жилого помещения (квартиры) в <адрес>, для государственной регистрации прекращения права собственности Шака Е.В. на изымаемое жилое помещение (комнату), а также основанием для регистрации на него права собственности муниципального образования городское поселение город Конаково Конаковского района Тверской области и снятии Шака Е.В. с регистрационного учета по указанному адресу.
В удовлетворении исковых требований Шака Е.В. к Министерству строительства Тверской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 24 марта 2022 года решение Конаковского городского суда Тверской области от 11 января 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Муниципального учреждения «Администрация городского поселения - город Конаково Конаковского района Тверской области» - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02 августа 2022 года вышеуказанные судебные акты оставлены без изменения.
Решение суда вступило в законную силу 24 марта 2022 года, окончательно должно было быть исполнено в срок до 31 декабря 2022 года.
19 января 2023 года Конаковским городским судом Тверской области по делу № 2-44/2022 выдан исполнительный лист серии № №.
23 января 2023 года Конаковским РОСП УФССП России по Тверской области на основании вступившего в законную силу вышеуказанного судебного акта возбуждено исполнительное производство № в отношении должника МУ «Администрация городского поселения город Конаково» в пользу взыскателя Шака Е.В.
Должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства, однако в установленный срок требования исполнительного документа должником не исполнены.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.
Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
Из представленных заявителем доказательств следует, что 7 сентября 2022 года Администрация города Конаково Тверской области направила в адрес Министерства строительства Тверской области копии решения Конаковского городского суда Тверской области от 11.01.2022, апелляционного определения Тверского областного суда от 24.03.2022 и определения судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2022 с просьбой внести изменения в «Адресную программу Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы» с целью предоставления Шаку Е.В. жилого помещения.
17 ноября 2022 года Администрация города Конаково Тверской области повторно направила в адрес Министерства строительства Тверской области аналогичное обращение. Письменные ответы на обращения администрации не поступили.
Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, являются препятствием для исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу постановлением Администрации г.Конаково от 11 мая 2012 года.
Указанный жилой дом, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ответчику Шаку Е.В., включен в региональную программу «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 года», утвержденную постановлением Правительства Тверской области № от 10.04.2019 (Участник программы – Конаковский муниципальный район, перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 – <адрес>, планируемая дата окончания переселения 31.12.2022).
Из резолютивной части решения Конаковского городского суда Тверской области от 11.01.2022 не следует, что обязанность Администрации города Конаково предоставить Шаку Е.В. жилое помещение взамен изымаемого напрямую поставлена в зависимость от внесения Министерством строительства Тверской области изменений в региональную Адресную программу.
Приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Администрации города Конаково о предоставлении испрашиваемой отсрочки, районный суд исходил из того, что доказательств наличия исключительных обстоятельств, обусловливающих объективные препятствия к своевременному исполнению решения суда за счет собственного муниципального жилищного фонда, заявителем не представлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, нормам процессуального права, регулирующим вопросы, связанные с отсрочкой (рассрочкой) исполнения судебного решения.
Приведенные в жалобе доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку, как верно отмечено судом первой инстанции, сам по себе факт обращения Администрации города Конаково Тверской области 07.09.2022 и 17.11.2022 в Министерство строительства Тверской области с просьбой внести изменения в региональную программу «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 года» не свидетельствует о том, что заявитель своевременно предпринял все возможные меры к исполнению решения суда.
Учитывая, что решение суда со сроком исполнения до 31.12.2022, вступившее в законную силу 24 марта 2022 года, не исполнено в установленный в нем срок, что противоречит принципу исполнимости судебного постановления, принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, объективно затрудняющих исполнение решения суда, а также доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что предоставление испрашиваемой отсрочки исполнения решения сроком на шесть месяцев предоставит заявителю реальную возможность исполнить решение суда в полном объеме, учитывая закрепленный в пункте 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принцип разумного срока исполнения судебных актов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда не имелось.
С учетом изложенного оснований для отмены определения суда, которым заявителю отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены определения суда, не установлено.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Конаковского городского суда Тверской области от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу МУ «Администрация городского поселения город Конаково Конаковского района Тверской области» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27.04.2023
Председательствующий Т.Е. Долгинцева