Дело №2-4266/2024
УИД: 16RS0040-01-2024-007193-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2024 года г. Зеленодольск РТ
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Панфиловой А.А.
при секретаре Елизаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленодольского городского прокурора к ООО «Фиеста Драйв» об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение,
установил:
Зеленодольский городской прокурор обратился в суд с иском к ООО «Фиеста Драйв» об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение, занимаемое ООО «Фиеста Драйв» по адресу: <адрес>, г: Зеленодольск, <адрес> в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст. 15 ФЗ №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ» Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В обоснование иска указано, что в соответствии с п. 4.4 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Установлено, что в нарушение статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «е» пункта 7 Положения о лицензировании в организации не созданы условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:
- не обеспечено инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности (пункт 2 Порядка №);
отсутствует возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него (подпункт «а» пункта 3 Порядка №);
- отсутствует возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски (подпункт «б» пункта 3 Порядка №);
-отсутствует возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта (подпункт «в» пункта 3 Порядка №);
- не обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (подпункт «г» пункта 3 Порядка №);
-не обеспечено содействие инвалиду при входе и выходе из него, информирование инвалида о доступных общественного транспорта (подпункт «д» пункта 3 Порядка №);
-отсутствует надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (подпункт «е» пункта 3 Порядка №);
- не обеспечен допуск на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Х2 386н (подпункт «ж» пункта 3 Порядка №);
- не обеспечено оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (подпункт «6» пункта 4 Порядка №);
- не обеспечено оказание иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами. (подпункт «з» пункта 4 Порядка №);
- отсутствуют в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура (подпункт «г» пункта 4 Порядка №);
- не обеспечена адаптация официального для лиц с нарушением зрения (подпункт «д» пункта 4 Порядка №);
- отсутствует паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (пункты 7-10 Порядка №).
Таким образом, помещение, занимаемое ООО «Фиеста Драйв», не адаптировано под нужды граждан с ограниченными возможностями, в связи с чем не обеспечиваются равные условия для всех категорий с учетом их потребностей в получении услуг, социализации граждан.
Ранее городской прокуратурой в адрес директора ООО «Фиеста Драйв» было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
В судебном заседании представитель Зеленодольского городского прокурора ФИО4, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях, настаивала мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Фиеста Драйв»- ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что организацией устраняются выявленные нарушения, а именно разработан и согласован с Обществом инвалидов паспорт доступности. Заключен договор на обучение и издан приказ о назначении ответственного лица за обеспечение условий доступности услуг для инвалидов.
Выслушав пояснения лиц участвующих в дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в ст. 2 которого определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений.
Нормы вышеуказанного федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений, а не просто услуг для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Согласно разделу 3.1 Методики паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РФ от 18.09.2012, организация работ по созданию доступной среды жизнедеятельности и координация их на подведомственной территории - сфера ответственности и предмет деятельности исполнительного органа государственной власти соответствующей территории: субъекта Российской Федерации и территориальных образований в составе субъекта Российской Федерации.
Образовательные организации обязаны обеспечить условия доступности для инвалидов объектов, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также оказание инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами (ч. 3 ст. 79 Закона N 273-ФЗ; п. 1 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" ).
Как следует из пп. а п. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.
При рассмотрении иска судом установлено следующее.
Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан совместно с Зеленодольской городской прокуратурой проведел проверку исполнения законодательства, направленного на соблюдение беспрепятственного доступа инвалидов и иных малом обильных групп населения в помещение, в том числе занимаемое ООО «Фиеста Драйв».
Установлено, что в нарушение статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «е» пункта 7 Положения о лицензировании в организации не созданы условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:
- не обеспечено инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности (пункт 2 Порядка № 1309);
отсутствует возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него (подпункт «а» пункта 3 Порядка №1309);
- отсутствует возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски (подпункт «б» пункта 3 Порядка № 1309);
отсутствует возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта (подпункт «в» пункта 3 Порядка № 1309);
- не обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (подпункт «г» пункта 3 Порядка № 1309);
-не обеспечено содействие инвалиду при входе и выходе из него, информирование инвалида о доступных общественного транспорта (подпункт «д» пункта 3 Порядка № 1309);
-отсутствует надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (подпункт «е» пункта 3 Порядка № 1309);
- не обеспечен допуск на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 386н (подпункт «ж» пункта 3 Порядка № 1309);
- не обеспечено оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (подпункт «6» пункта 4 Порядка № 1309);
- не обеспечено оказание иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами. (подпункт «з» пункта 4 Порядка № 1309);
- отсутствуют в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура (подпункт «г» пункта 4 Порядка № 1309);
- не обеспечена адаптация официального для лиц с нарушением зрения (подпункт «д» пункта 4 Порядка № 1309);
- отсутствует паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (пункты 7-10 Порядка № 1309).
Зеленодольской городской прокуратурой в адрес директора ООО «Фиеста Драйв» было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 14-17).
Ответчик исковые требования не признал, представил возражение на исковое заявление, в котором указал, что не является специализированной школой по обучению вождения людей с ограниченными возможностями, среди учащихся отсутствуют люди с ограниченными возможностями. Ответчик осуществляет деятельность в здании 1950 года постройки и, руководствуясь ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», принимая во внимание, что существующее помещение невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, обратился в Общество инвалидов РТ для согласованных действий и мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг.
Ответчиком в рамках реализации исполнения законодательства, направленного на соблюдение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп население в арендуемом помещении осуществлены следующие мероприятия: утверждена инструкция по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, связанной с обеспечением доступности объектов и услуг в ООО «Фиеста Драйв» и проведен соответствующий инструктаж сотрудников; приказом назначены ответственные за сопровождение инвалидов по территории образовательного учреждения; установлена кнопка вызова персонала для оказания помощи; выполнены работы по изготовлению режимной таблички и вывески с шрифтом Брайля; определено и обозначено место отдыха/ожидания собаки –поводыря. При взаимодействии с обществом инвалидом РТ осуществлено обследование объекта ответчика, в рамках которого сделан вывод, что помещение доступно для категории инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и с нарушением слуха. На основании акта обследования подготовлен паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры №1/2024 (л.д. 95-96).
Проанализировав представленные ответчиком доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что частично выявленные нарушения были устранены в ходе рассмотрения дела по существу. В то же время часть требований не были исполнены, а именно: - не обеспечено оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий; - не обеспечено наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры; - не выполнена адаптация официального сайта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком не были реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия, предусмотренные Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
При таких обстоятельствах суд полагает подлежащими удовлетворению требования Зеленодольского городского прокурора об обеспечении обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение, занимаемое ООО «Фиеста Драйв» по адресу: <адрес> в части обязания ООО «Фиеста Драйв» обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение, занимаемое ООО «Фиеста Драйв» по адресу: <адрес>А в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.15 ФЗ №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно:
- обеспечить оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
- обеспечить наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
- выполнить адаптацию официального сайта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
В связи с тем, что прокурор Зеленодольский городской прокурор при подаче иска в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, на основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в размере 20 000 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Зеленодольского городского прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Фиеста Драйв» обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение, занимаемое ООО «Фиеста Драйв» по адресу: <адрес>А в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.15 ФЗ №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно:
- обеспечить оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
- обеспечить наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
- выполнить адаптацию официального сайта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Взыскать с ООО «Фиеста Драйв» в соответствующий бюджет согласно нормативным отчислениям, установленным бюджетным законодательством госпошлину в размере 20 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: