БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33а-2441/2019
(9а-137/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 8 апреля 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Аняновой О.П.,
судей Щербаковой Ю.А., Самыгиной С.Л.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу военного комиссариата Западного округа г. Белгорода Белгородской области на определение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 11.02.2019 об отказе в принятии административного искового заявления военного комиссариата Западного округа г. Белгорода Белгородской области к Белозерову Александру Юрьевичу о возложении обязанности прибыть в военный комиссариат и пройти призывные мероприятия
Заслушав доклад судьи Щербаковой Ю.А., судебная коллегия
установила:
Военный комиссариат Западного округа г. Белгорода Белгородской области (далее по тексту – Военный комиссариат) обратился в суд с иском, в котором просил возложить на Белозерова А.Ю. обязанность прибыть в военный комиссариат и пройти призывные мероприятия в полном объеме.
В обоснование требований указывал, что Белозеров А.Ю. является лицом, подлежащим призыву на военную службу, однако систематически уклоняется от получения повесток, в течение ряда лет уклоняется от призыва и прохождения военной службы.
Определением судьи в принятии административного искового заявления отказано.
В частной жалобе военный комиссариат, полагая судебный акт незаконным, просит его отменить и принять новое решение о принятии искового заявления к производству суда.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 КАС РФ.
Проверив представленный материал, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии с положениями статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом осуществление гражданских прав имеет пределы, в рамках которых субъект гражданских отношений вправе действовать свободно, но не нарушать прав и интересов других лиц. Эффективная судебная защита может быть осуществлена только тем способом, который отвечает характеру нарушения.
Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 11 ГК РФ).
Статья 4 КАС РФ предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным К и другими федеральными законами (часть 1).
Положения статьи 12 ГК РФ закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца 14 данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.
Выбор способа защиты права принадлежит субъекту права, который вправе воспользоваться как одним из них, так и несколькими способами, и вместе с тем он предопределяется правовыми нормами с учетом характера нарушения и фактических обстоятельств дела.
Обращаясь в суд с данным заявлением, военным комиссариатом заявлены требования о понуждении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, прибыть в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий, в том числе медицинского освидетельствования для определения годности к прохождению военной службы по призыву.
При этом заявителем не учтено, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является одной из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации, которая может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе).
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Порядок призыва граждан на военную службу определяется Законом о воинской обязанности и военной службе, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами (пункт 4 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Согласно статье 1 Закона о воинской обязанности и военной службе воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (часть 1). Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Законом (часть 3).
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о воинской обязанности и военной службе проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Закона о воинской обязанности и военной службе.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Согласно статье 31 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 7 Закона о воинской обязанности и военной службе, которые предусматривают, что в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Так, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (статья 21.5); уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (статья 21.6). Дела о данных административных правонарушениях рассматривают военные комиссариаты (статья 23.11).
В случае уклонения призывника от призыва на военную службу соответствующие материалы направляются призывной комиссией или начальником отдела по муниципальному образованию военного комиссариата руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его к ответственности в соответствии с законодательством (пункт 12 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации). Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» часть 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дополнена пунктом 11, в соответствии с которым допускается признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва, – независимо от привлечения его к административной или уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету или уклонение от призыва на военную службу – на основании заключения призывной комиссии, вынесение которого означает распространение на такого гражданина ограничения на доступ к государственной гражданской службе.
Иных правовых последствий для лица, не исполняющего обязанности по воинскому учету или уклоняющегося от призыва на военную службу, действующим законодательством не предусмотрено.
Заявляя требования о понуждении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, прибыть в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий, в том числе для медицинского освидетельствования для определения годности к прохождению военной службы по призыву, военный комиссариат фактически ставит вопрос о подтверждении судебным решением наличия у такого гражданина указанной обязанности. Между тем, данная обязанность установлена вышеприведенными положениями действующего законодательства.
Подтверждение судебным решением факта наличия у заявленного в качестве ответчика гражданина, подлежащего призыву на военную службу, предусмотренной законом обязанности прибыть в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий, к числу предусмотренных законом способов защиты прав не относится, в полномочия судебных органов не входит.
В этой связи судья районного суда пришел к правильному выводу об отказе в принятии к производству суда заявленных военным комиссариатом требований на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Оценивая приведенные в частной жалобе доводы о необоснованном применении судом положений КАС РФ, судебная коллегия отмечает, что правильное определение судами вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или гражданского судопроизводства).
При этом, вопреки приведенным в частной жалобе доводам, судебная коллегия считает, что в силу вышеприведенных правовых норм, данные требования в принципе не могут быть предметом судебной защиты ни в порядке гражданского процессуального судопроизводства, ни в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Не влияют на правильность выводов определения судьи доводы подателя жалобы о том, что призывник не может быть привлечен к уголовной либо административной ответственности, поскольку военный комиссариат лишен возможности вручить ему повестки ввиду его отсутствия по месту жительства.
Данный вопрос урегулирован, прежде всего, положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 31 Закона о воинской обязанности и военной службе, в соответствии с которым в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Часть 3 статьи 4 Закона о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
В силу пункта 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в отдел (муниципальный) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.01.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», принятого в развитие Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности определен Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации №366, Министерства внутренних дел Российской Федерации №789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации № 197 от 10.09.2007.
Подпунктом «ж» пункта 4 указанной Инструкции установлено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения.
В силу подпунктов «а» и «б» пункта 5 Инструкции начальники отделов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает иной механизм побуждения гражданина явиться на мероприятия, связанные с его призывом на военную службу, нежели принятие судом решения, констатирующего наличие у такого лица предусмотренной законом обязанности по явке в военный комиссариат для прохождения упомянутых мероприятий.
Правовых оснований для отмены определения судьи, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, доводы частной жалобы не содержат.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, судьей не допущено, а поэтому оснований для отмены определения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 11.02.2019 оставить без изменения, частную жалобу военного комиссариата Западного округа г. Белгорода Белгородской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи