ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-23662/2021
8г-20744/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 16 ноября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н.,
судей Думушкиной В.М., Лопаткиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Бондаренко Н.Н. по доверенности Корешковой О.Н. на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07 июня 2021 года по иску Бондаренко Н.Н. к администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании права на обеспечение жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Бондаренко Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании права на обеспечение жилым помещением.
В обоснование иска указал, что является Ветераном Великой Отечественной Войны и инвалидом 2 группы. В связи, с чем вправе претендовать на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением. Истец во время Великой Отечественной Войны был в партизанском отряде, разносил листовки, копал окопы, работал во время Великой Отечественной войны, перенес все тяготы Великой Отечественной войны. По указанному вопросу истец обращался к Президенту Российской Федерации, Губернатору Ростовской области, в Администрацию Белокалитвинского района. Администрация президента РФ ответила, что именно Администрация Белокалитвинского района должна разрешить данный вопрос. Истец указал, что нуждается в улучшении жилищных условий. Другого жилья в собственности не имеет. За ним осуществляет уход дочь ФИО10 Истец обращался в Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области с требованием о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением. Так как в соответствии со ст.15 ФЗ «О ветеранах» Ветераны Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Его не поставили на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий как Ветерана Великой Отечественной войны, поставили на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории Белокалитвинского района с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в общем списке граждан числится под №, составом семьи 1 человек. Полагает, что должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации Белокалитвинского района как Ветеран Великой Отечественной войны с внесением в списки ветеранов. В связи с чем, просил суд признать за Бондаренко Николаем Николаевичем ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на обеспечение жилым помещением как Ветерана Великой Отечественной войны на основании Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 и Федерального Закона «О Ветеранах». Обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области поставить на учет Бондаренко Николая Николаевича нуждающегося в улучшении жилищных условий как Ветерана Великой Отечественной войны с внесением в списки ветеранов.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 25 января 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07 июня 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Бондаренко Н.Н. по доверенности ФИО10 ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что истец полагает, что имеет право на предоставление жилого помещения, поскольку является ветераном Великой Отечественной войны. Дом в котором он проживал сгорел. На основании приведенных доводов просит судебные постановления отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
На судебное заседание в суд кассационной инстанции стороны не явились.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Бондаренко Н.Н. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории Белокалитвинского района с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в общем списке граждан числится под №, составом семьи <данные изъяты> человек.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Бондаренко Н.Н. является ветераном труда, тружеником тыла и пользуется правами и льготами, установленными ст.20 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», а указанной статьёй такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что указанные постановления приняты в полном соответствии с нормами материального и процессуального права на основании следующего.
Так, меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона.
Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах").
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. N 614).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры поддержки федерального бюджета такой категории граждан, как "вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
Категории ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, указаны в ст. 23.2 Федерального законе от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Истец является ветераном Великой Отечественной войны как труженик тыла в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона (лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны). В соответствии с удостоверением ветерана Великой Отечественной войны истец имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 20 Федерального закона "О ветеранах", которые определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период <данные изъяты> года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Положения п.п. 3 Постановления Правительства Ростовской области от 25.06.2012г. № 541 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» не предусматривают предоставление указанной категории ветеранов меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением.
Судебными инстанциями установлено, что Бондаренко Н.Н. является ветераном труда, тружеником тыла и пользуется правами и льготами, установленными ст. 20 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Указанной статьей такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, не предусмотрена.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отказе истцу в иске по указанным основаниям.
Доводы о праве истца на обеспечение жилым помещением по договору социального найма как ветерана Великой Отечественной войны основаны на неверном толковании указанных выше норм права.
Вопреки доводам жалобы, все доказательства по делу, в том числе, на которые ссылается заявитель в кассационной жалобе, исследованы судами по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Кассационная жалоба сводится к изложению обстоятельств дела, фактически направлена на переоценку установленных юридически значимых обстоятельств по делу. Доводы жалобы были предметом оценки и исследования суда апелляционной инстанции, в совокупности с иными доказательствами по делу, и мотивировано отклонены.
Суд кассационной инстанции правом переоценки собранных по делу доказательств не наделен и в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления (ст. 379.6 ч. 1 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения оспариваемых судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Бондаренко Н.Н. по доверенности Корешковой О.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>