№ 33- 4285/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 21 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Поляковой К.В.,
судей областного суда Алтаяковой А.М., Вилисовой Л.А.,
при ведении протокола помощником Падачевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Алтаяковой А.М. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 6 сентября 2022 года по делу по заявлению Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Приволжский район» Астраханской области об обязании администрацию организовать водоотведение, исключающее сброс канализационных неочищенных стоков на почву, к обществу с ограниченной ответственностью «Давлеталиев» об обязании прекратить сброс канализационных неочищенных стоков на почву,
УСТАНОВИЛА:
Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации МО «Приволжский район» Астраханской области об обязании администрацию организовать водоотведение, исключающее сброс канализационных неочищенных стоков на почву, к обществу с ограниченной ответственностью «Давлеталиев» об обязании прекратить сброс канализационных неочищенных стоков на почву.
В обоснование исковых требований истец указал, что законом и Уставом, на администрацию МО «Приволжский район» возложены полномочия по организации водоотведения и водоснабжения на территории Приволжского района Астраханской области. С целью выполнения данных полномочий постановлением администрации МО «Приволжский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Давлеталиев» (далее - Общество) наделено статусом гарантирующей организации в сфере централизованного холодного водоснабжения на территории муниципального образования «Бирюковский сельсовет». Общество обязано обеспечивать холодное водоснабжение и водоотведение абонентам, объекты капитального строительства которых присоединены в установленном порядке к сетям водоснабжения, водоотведения. Всего в количестве 644 домов. Общество осуществляет водоотведение посредством эксплуатации канализационно-насосной станции и бывших канализационных очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> «Г», литер строения «Б» и «А», принадлежащих Темзокову М.Х. на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Давлеталиев» и Темзоковым М.Х. заключен договор безвозмездного пользования вышеуказанным имуществом.
В результате проведенной прокуратурой проверкой установлено, что очистные сооружения канализации осуществляют приемку хозяйственно-бытовых стоков от многоквартирных домов по <адрес> в <адрес>. Стоки поступают от населения по разводящим сетям и посредством канализационной станции транспортируются в здание канализационных очистных сооружений. Объем сброса жидких нечистот составляет около 40-45 м/куб. в сутки. На момент проведенного осмотра территории очистных сооружений здание канализационных очистных сооружений разрушено, система очистки сточных вод полностью выведена из эксплуатации, в связи с чем технологический процесс очистки и обезвреживания канализационных стоков не осуществляется, неочищенные и необезвреженные стоки сбрасываются на рельеф местности. Площадка сброса (поля фильтрации) разделена земляными дамбами на 4 участка (секции), 2 их которых заполнены канализационными стоками с характерным неприятным запахом. Проектная, техническая документация на эксплуатацию полей фильтрации отсутствует. В соответствии с письмом комитета по Управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанный земельный участок, используемый под
поля фильтрации, расположенный в кадастровом квартале №, находятся в распоряжении администрации МО «Приволжский район», никому в аренду не предоставлялся, договорные отношения не заключались, работы по сформированию данного земельного участка не проводились, земельный участок относится к категории земель населенного пункта, государственная собственность на него не разграничена. В связи с тем, что администрацией МО «Приволжский район» и ООО «Давлеталиев» надлежащим образом не организовано водоотведение, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, не оборудованный
противофильтрационным слоем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «Приволжский район» и директора ООО «Давлеталиев» прокуратурой внесены представления об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, однако ответчиками надлежащие меры для устранения выявленных нарушений приняты не были. Согласно сведениям Межрегионального управления от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что Обществом в результате слива канализационных, неочищенных, сточных вод на почву допущено загрязнение и порча почвы, выразившиеся в превышении показателей по отношению к двум фоновым точкам: по анионным поверхностно-активным веществам (АПАВ) в 2, 94 раза, 2,04 раза; по азот нитритам в 1,21 раза, 1,22 раза. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Давлеталиев» и директора Общества Давлеталиевой А.Б. возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В связи с изложенным, Астраханский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации просит суд обязать администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области в течение месяца с момента вступления решения в законную силу организовать водоотведение на территории <адрес> исключающее сброс канализационных неочищенных стоков на почву, поступающих от многоквартирных домов по <адрес> в <адрес>, обязать ООО «Давлеталиев» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу прекратить сброс канализационных неочищенных стоков на почву, поступающих от многоквартирных домов по <адрес> <адрес>.
В дальнейшем требования были уточнены, в связи с тем, что решением Совета МО «Бирюковский сельсовет» № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема водоснабжения и водоотведения населённых пунктов <адрес> МО «Бирюковский сельсовет», в которой содержатся мероприятия по развитию систем водоснабжения населённых пунктов муниципального образования, направленные на повышение качества услуг по водоснабжению и водоотведению, улучшению экологической ситуации и подключению новых абонентов до 2024 года.
В связи с этим Астраханский межрайонный природоохранный прокурор просил суд обязать администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области в течение месяца с момента вступления решения в законную силу организовать водоотведение на территории <адрес> в соответствии с утверждённой схемой водоснабжения и водоотведения, исключив сброс канализационных неочищенных стоков на почву, поступающих от многоквартирных домов по <адрес>ёжная в селе <адрес>, а также обязать ООО «Давлеталиев» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу прекратить сброс канализационных неочищенных стоков на почву, поступающих от многоквартирных домов по <адрес> <адрес>.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Черныш О.Г. иск поддержал.
Представитель ответчика администрации МО «Приволжский район» Астраханской области Кафарова Р.Х. в судебном заседании иск не признала.
Представитель третьего лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в судебном заседании не участвовал, представил отзыв, в котором иск поддержали.
Представитель ответчика ООО «Давлеталиев», третьего лица Темзокова М.Х. Атанов В.Г. исковые требования признал.
Представитель третьего лица администрации МО «Бирюковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области Виталиев А.Р. разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 6 сентября 2022 года исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Приволжский район» ставит вопрос об отмене состоявшегося решения, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в иске.
На заседании судебной коллегии третьи лица межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, Темзоков М.Х., администрация МО «Бирюковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц, в том числе, путем размещения информации на сайте Астраханского областного суда, в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав докладчика по делу, представителя администрации муниципального образования «Приволжский район» по доверенности Кафарову Р.Х., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Кадралиеву Н.Р., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, представителя ООО «Давлеталиев» и Темзокова М.Х. – Атанова В.Г., не согласившегося с доводами жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражения межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и волгоградской областям на апелляционную жалобу, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не находит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства «О водоснабжении и водоотведении» администрацией муниципального образования «Приволжский район» при организации водоотведения населения села <адрес>.
В ходе проверки установлено, что постановлением администрации МО «Приволжский район» от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 и ст. 8 и ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в целях организации надлежащего и бесперебойного централизованного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Приволжский район», руководствуюсь ст. 56 Устава муниципального образования «Приволжский район» ООО «Давлеталиев» наделен статусом гарантирующей организации на территории МО «Бирюковский сельсовет», который в своей деятельности по эксплуатации систем водоотведения, расположенной на территории муниципального образования «Бирюковский сельсовет» обязан руководствоваться Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ; обеспечивать водоотведение абонентам, которые присоединены в установленном порядке к сетям водоотведения, эксплуатируемым гарантирующей организацией; заключить с абонентами, осуществляющими эксплуатацию объектов.
В границах МО «Приволжский район» Астраханской области расположены очистные сооружения канализации, которые осуществляют приемку хозяйственнобытовых стоков от многоквартирных домов по <адрес>
Стоки поступают от населения по разводящим сетям и посредством канализационной станции транспортируются в здание канализационных очистных сооружений. Объем сброса жидких нечистот составляет около 40-45 м/куб. в сутки.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ здание канализационных очистных сооружений разрушено, система очистки сточных вод полностью выведена из эксплуатации, в связи с чем технологический процесс очистки и обезвреживания канализационных стоков не осуществляется, неочищенные и необезвреженные стоки сбрасываются на рельеф местности. Площадка сброса (поля фильтрации) разделена земляными дамбами на 4 участка (секции), 2 из которых заполнены канализационными стоками с характерным неприятным запахом. Проектная, техническая документация на эксплуатацию полей фильтрации отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «Приволжский район» и руководителя ООО «Давлеталиев» прокуратурой внесены представления об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, однако ответчиками надлежащие меры для устранения выявленных нарушений приняты не были. Данные предписания в установленном законом порядке не оспорены.
Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в ходе выездного обследования по рассмотрению обращения по факту излива канализационных стоков на почву по адресному ориентиру: <адрес>, установлен сброс канализационных сточных вод на почву, общая площадь излива составляет (1 сектор 30*13,5 м; 2 сектор 69*25 м) 2130 м2.
В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ООО «Давлеталиев» и директор Общества Давлеталиева А.Б. привлечены к административной ответственности ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Решением Совета МО «Бирюковский сельсовет» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоснабжения и водоотведения населённых пунктов <адрес> МО «Бирюковский сельсовет», в которой содержаться мероприятия по развитию систем водоснабжения населённых пунктов муниципального образования, направленные на повышение качества услуг по водоснабжению и водоотведению, улучшению экологической ситуации и подключению новых абонентов до 2024 года.
Разрешая спор по существу, удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции руководствуюсь статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», статьей 11Федерального закона «Об охране окружающей среды», пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Суд исходил из того, что непринятие ответчиками мер по обеспечению организации водоотведения в селе <адрес> влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения безопасности, а также нарушение интересов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и обстоятельствах, имеющих значение для дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Установив, что очистные сооружения в селе <адрес> не функционируют, водоотведение не организовано, суд правильно пришел к выводу о необходимости возложения обязанности на орган местного самоуправления устранить данное нарушение.
Судом верно отражено в решении, что выявленное нарушение ответчиками требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ссылки на ошибочность выводов о бездействии органов местного самоуправления отклоняются судебной коллегией, поскольку судом достоверно установлено, что исчерпывающих мер по организации водоотведения в селе <адрес> органом местного самоуправления не предпринято, доказательства надлежащего исполнения обязанности по организации водоотведения не представлены.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, схема водоснабжения и водоотведения, прекращении сброса канализационных неочищенных стоков на почву, поступающих от многоквартирных домов по <адрес> в селе <адрес> утверждена решением Совета МО «Бирюковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, является действующей до 2024 года, в связи с чем данная схема верно принята судом во внимание, с указанием в решении на организацию органом местного самоуправления водоотведения по указанному адресу в соответствии с утвержденной схемой.
Что касается доводов жалобы об ответственности в организации водоотведения юридического лица, на которое возложены полномочия администрацией и собственника сооружения, то в силу вышеуказанного действующего законодательства обязанность организации водоотведения лежит именно на органах местного самоуправления. Невыполнение вышеперечисленных требований федерального законодательства влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения безопасности, а также нарушение интересов Российской Федерации, как одного из основных участников земельных отношений.
По существу доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном решении, сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу. Оснований для иной оценки, судебной коллегией не усматривается.
Судом правильно определен объем доказательств и распределено бремя доказывания между лицами, участвующими в деле.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах, а иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 6 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области - без удовлетворения.