Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2018 года
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кургановой Н.В.
при секретаре Климовой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации, Администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, о признании права на земельные участки
установил:
С. обратился в суд с иском к Комитету лесного хозяйства <адрес>, Администрации Пушкинского муниципального района о признании права на земельные участки сельскохозяйственного назначения в соответствии со сведениями ЕГРН о границах и категории земель.
Определением от 13.02.2018г. произведена замена ненадлежащего ответчика и в качестве ответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства Российской федерации.
В обоснование требований истец указал, что он с 2012 года является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами №., категории – земли сельскохозяйственного назначения, поставленных в 2010 году на кадастровый учет с установлением указанных категории, разрешенного использования, площади и границ. Решением суда от <дата> из его собственности, зарегистрированной 30.06.2014г., истребована часть земельных участков площадью наложений на земли Щелковского и Алёшинского участковых лесничеств. По договорам аренды от 14.04.2011г., заключенным на срок до 04.11.2018г. с администрацией <адрес>, он с 27.11.2012г. использует эти участки для сельского хозяйства, оплачивает администрации арендную плату и имеет право выкупить эти земельный участок без проведения торгов, и заявления подавал заявления об этом в администрацию. В соответствии с Федеральным законом № имеет право на восстановление своих прав собственности. Просит суд признать за ним право на земельные участки с кадастровыми номерами № в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости о площади, границах и категории земель, и обязать Администрацию Пушкинского муниципального района не позднее двухмесячного срока после вступления решения в законную силу передать ему в собственность без проведения торгов эти земельные участки и заключить с ним договор купли-продажи этих земельных участков по цене равной их кадастровой стоимости, действующей на дату подачи настоящего заявления, т.е. на 11.12.2017г. (л.д. 4-8).
Представитель истца по доверенности адвокат Ш., действующая по доверенности и ордер (л.д. 98,116), в судебном заседании исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в иске. В дополнение пояснила, что земельные участки истца образованы в 2010 году при разделе земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель поселения Софрино, поставлены на кадастровый учет с установлением границ, категории-земли сельскохозяйственного назначения. С 2012 года истец их арендовал, используя для сельского хозяйства, срок по договору аренды до ноября 2018 года. Затем эти участки были переданы в собственность на возмездной основе истцу как арендатору, право собственности зарегистрировано 30.06.2014г. Решением от 24.05.2016г. часть этих участков была истребована из собственности истца, площадь наложений на лесные участки определялась по материалам лесоустройства. В сведениях ЕГРН на участки истца нет данных о пересечениях и смежности с лесными участками Алёшинского и Щелковского лесничеств. Данных о границах лесных участков нет, о пересечениях со спорными земельными участками нет. По закону № истец имеет право на восстановление своих прав на сельскохозяйственные участки в соответствии со сведения ЕГРН, все установленные законом условия выполнены. Использование истцом участков без нарушений для ведения сельского хозяйства регулярно проверяется, представлены положительные акты ежегодных проверок за 2013-2017 годы. Администрация отменила своего постановления о предоставлении земельных участков истцу в собственность, поскольку на дату его вынесения не прошел трехлетний срок аренды. В связи с этим арендные отношения истца по договору аренды с администрацией были возобновлены и исполняются. Истец непрерывно использует земельные участки для сельского хозяйства более пяти лет и имеет право на их выкуп, но не может воспользоваться этим правом, администрация отказывает в этом, ссылаясь на наличие решения суда об изъятии части земельных участков в связи с наложениями по материалам лесоустройства. Кадастровая стоимость земельных участков на дату подачи иска и на настоящий момент одинаковая. Просит полностью удовлетворить иск.
Ответчик Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации исковое заявление с приложениями получил, возражений по иску не представил, о времени и месте слушания дела надлежаще извещен, представителя в суд не направил (л.д. 120-126 ).
Ответчик администрация Пушкинского муниципального района <адрес> надлежаще уведомлен о времени и месте слушания дела (л.д. 114), в судебное заседание представителя не направил.
Третье лицо Комитет лесного хозяйства <адрес> надлежаще извещено о времени и месте слушания дела (л.д. 114), в судебное заседание представителя не направило.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчиков Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации, администрации Пушкинского муниципального района <адрес> и 3-тьего лица Комитета лесного хозяйства <адрес>, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд выслушав пояснения стороны истца, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает заявленные исковые требования С. подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> в реестре содержатся сведения на земельные участки с кадастровыми номерами № кв.м. по адресу: <адрес>, с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, даты присвоения номеров соответственно 15.03.2010г. и 29.10.2010г., также содержатся сведения об отсутствии данных о расположении указанных земельных участков в границах лесничеств и лесопарков (л.д.137-149, 163-172).
Указанные сведения о категории, вида разрешенного использования, площади и границах этих земельных участках внесены ГКН в 2010 году и за период по 2018 год не изменялись, что подтверждается представленными в дела кадастровыми выписками, сведениями ЕГРН за 2011-2018 годы (л.д. 17-19, 28-30, 63-96, 154-161, 175-183).
На основании соглашений от 27.11.2012г. к истцу перешли права и обязанности арендатора земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства по договорам аренды № и № от 14.04.2011г., срок аренды установлен до <дата> с правом последующего выкупа. Земельные участки переданы истцу по актам приема-передачи от 29.11.2012г. Указанные правоустановливающие документы прошли государственную регистрацию. Согласно сведениям ЕГРП 30.06.2014г. произведена государственная регистрация права собственности истца на спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения (л.д. 150-153, 173-174, 193,194).
Решением Пушкинского городского суда от <дата> по гражданскому делу № по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> была истребована из незаконного чужого владения: часть земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего на праве собственности С., расположенного по адресу: <адрес>, г.<адрес>, в районе д. Митрополье, наложения 41206,54 кв.м. на квартал 5 выд.7 Щелковского сельского участкового лесничества Московского учебно-опытного лесничества; часть земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего С., расположенного по адресу: <адрес> наложения 37061,5 кв.м. на квартал 5 выд. 4 Щелковского сельского участкового лесничества Московского учебно-опытного лесничества и на Алёшинское участковое лесничество квартал 139 Московского учебно-опытного лесничества площадь наложения 0,02 кв.м. Данным решением установлено, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права, и наличие наложений, их площадь определены по материалам лесоустройства. При принятии решения на основании действующих на дату вынесения решения положений Лесного кодекса РФ, Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса РФ", суд исходил из того, что границы земель лесного фонда считаются определенными даже без проведения процедуры постановки на кадастровый учет и процедуры определения границ (л.д. 51-61).
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами земельного законодательства, Федеральным законом от 28.07.2017г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", Федеральными законами "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", "О государственной регистрации недвижимости" в редакциях ФЗ № 280-ФЗ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
<дата> вступил в силу Федеральный закон № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", которым установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при этом исключена возможность изъятия и установлен порядок восстановления права на изъятые земельные участки по основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
В силу ст. 7 Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", п. 5 ст. 4.6 Федерального закона от <дата> № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции ФЗ № 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Законом от <дата> № 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до <дата>.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до <дата>, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона).
Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах суд считает, что положения данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие.
Из положений статьи 6 ЗК РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу статьи 1 Федерального закона от <дата> № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Как следует из кадастровых выписок на спорные земельные участки на момент их постановки на кадастровый учет в 2010 году их границы, категория, вид разрешенного использования были установлены ������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????�???????????????????????????????��??????????��? �??��??????????�??????????????H?h�??�???�?????????????��? �??�??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������„��������????????? �??�??????????�???????????�???????????�???????????�???????�????�????????�???????????�???????????�???????�?????????�???�����������������������������������������
Как следует из кадастровой выписки от 27.01.2016г. и сведений ЕГРН на 16.02.2018г., границы земельного участка с кадастровым номером 50:13:0000000:251 площадью 1850га Щелковского сельского участкового лесничества не установлены, данных о смежных участках нет (л.д. 129-132). В кадастровых выписках на спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения также нет данные о том, что они пересекаются с участком лесничества (л.д. 127).
По решению от 24.05.2016г. из земельного участка с кадастровым номером № по материалам лесоустройства изъято две сотых квадратного метра наложения на земли Алёшинского участкового лесничества. Однако по данным кадастровой выписки от 27.01.2016г. земельный участок № не содержит сведений о наличие пересечений со спорными земельными участками сельскохозяйственного назначения (л.д. 134-135). Такие данные отсутствуют и в сведениях о спорных земельных участках (л.д. 134-135).
Согласно уведомлениям от 28.01.2016г., в ЕГРН отсутствовали сведения о зарегистрированных правах на лесные участки с кадастровыми номерами № (л.д. 128, 136).
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с требованиями ст. 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда (п.п. 1 и 5 ч. 1 ст. 7).
Согласно ч. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Суд принимает во внимание также то обстоятельство, что формирование спорных земельных участков осуществлено в 2010 году в порядке раздела земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель в границах муниципального образования городского поселения Софрино, что подтверждается кадастровой выпиской от 16.01.2005г., постановлением <адрес> от 27.01.2011г., перечнем образованных земельных участков (л.д. 202-207,246-248).
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Как следует из положений статей 77 и 101 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
При таких данных и с учетом установленных обстоятельств, спорные земельные участки в соответствии с положениями Федерального закона от <дата> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" не могут быть отнесены к землям лесного фонда.
Каких-либо доказательств наличия права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки или их часть в дело не представлено.
Судом установлено, что по сведениями ЕГРН и правоустанавливающих документов спорные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, права истца на эти земельные участки возникли на законных основаниях до <дата>, были зарегистрированы в ЕГРН, в связи с чем к данным правоотношениям подлежит применению часть 3 ст. 14 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а именно, принадлежность земельных участков с кадастровым номером № определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно статье 12 ГКРФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п.п. 9 ч. 2 ст. 39.3. ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Аналогичные право арендатора на приобретение арендуемого земельного участка в собственность установлены ч. 4 ст. 10 ФЗ от <дата> N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривающей, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в ст. 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (п. 3 ст. 39.4. ЗК РФ).
В силу пункта 2.3. ст. <адрес> №-ОЗ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, равной кадастровой стоимости такого земельного участка по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим арендатором либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому арендатору при условии отсутствия у уполномоченного органа <адрес> или органа местного самоуправления муниципального образования <адрес> информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим арендатором заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В материалы дела представлены доказательства того, что истец с 27.11.2012г на законных основаниях приобрел права на спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения, основания и законность приобретения истцом прав на эти земельные участки установлено также апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17.02.2016г.
Суд находит обоснованными доводы истца о том, что преждевременное вынесение администрацией постановления от <дата> № «О предоставлении в собственность за плату земельных участков» до истечения трехлетнего срока аренды по договорам 14.04.2011г. и по этим основаниям отмена администрацией указанного постановления, не лишает истца, как добросовестного арендатора этих земельных участков, использовать право на предоставление их в собственность без проведения торгов и заключение с ним договоров купли-продажи по истечению трехлетнего срока владения этими земельными участками. Как следует из материалов дела, в связи с отменой указанного постановления регистрация права собственности 28.03.2017г. прекращена, а арендные отношения между истцом и ответчиком по договорам от 14.04.2011г. были продолжены. Данные обстоятельства не оспорены ответчиками и подтверждаются представленными в материалы дела квитанциями об оплате арендной платы за 2017-2018 годы, актами сверки платежей об отсутствии задолженностей по оплате аренды, актами обследования земельных участков с кадастровым номером 50:13:0010333:426 и 50:13:0010333:343, проведенных 11.05.2017г. администрацией Пушкинского муниципального района. Данными актами установлено отсутствие нарушений истцом земельного законодательства (л.д. 3-36, 41,42, 186).
Согласно разъяснениям (п.5) постановления Пленума ВАС РФ от <дата> N 73 (ред. от <дата>) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" если к моменту заключения договора купли-продажи продаваемая вещь уже находится во владении покупателя, то она считается переданной ему с этого момента (пункт 2 статьи 224 ГК РФ). Следовательно, в случае продажи арендатору арендованного имущества обязанность продавца по передаче вещи считается исполненной в момент заключения договора купли-продажи и покупатель владеет ею на основании названного договора. В связи с изложенным, продавец (арендодатель) и покупатель (арендатор), заключая договор купли-продажи, прекращают на будущее время обязательство по внесению арендной платы (пункт 1 статьи 407 ГК РФ). При этом если впоследствии договор купли-продажи будет признан недействительным, арендные отношения между сторонами считаются не прекращавшимися.
В материалы дела представлены доказательства того, что истец обращался в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлениями о заключении с ним договоров купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, эти заявления поданы в период действия договоров аренды. По критериям, установленным п.п.9 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ и п. 4 ст.10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», истец наделен таким правом.
Как следует из ответа КУИ администрации Пушкинского муниципального района от 20.12. 2017г., единственным основанием для отказа в удовлетворении этого заявления является наличие решения суда об изъятии части испрашиваемых земельных участков из собственности истца по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств (л.д. 117).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определение Конституционного Суда РФ от <дата> №-О (п. 2.3.), для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", который содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены, часть 5 статьи 10 предусматривает право таких граждан требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции данного Федерального закона).
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что в силу приведенных выше норм закона имеются основания для восстановления прав истца на спорные земельные участки в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и истец, как лицо, добросовестно и без нарушений земельного законодательства использующее спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства, имеет право на предоставление ему в собственность этих участков за плату по цене равной их кадастровой стоимости
Согласно выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 14.02.2018г., как и на дату подачи иска, составляет 617004,80 руб. на земельный участок с кадастровым номерам №
В соответствии ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив материалы дела в порядке ст. 67 ГПК РФ суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования С. к Федеральному агентству лесного хозяйства Российской федерации, Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> о признании права на земельные участки в соответствии со сведениями ЕГРН о границах и категории земель и обязании передать их в собственность удовлетворить.
Признать за С. право на арендуемые им земельные участки в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости о площади, границах и категории земель: на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 57664 кв.м. и на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 57047 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию Пушкинского муниципального района <адрес> не позднее двухмесячного срока после вступления решения по настоящему делу в законную силу передать С. в собственность без проведения торгов земельный участок с кадастровым номерам № площадью 57664 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, г.<адрес>, в районе д. Митрополье, и земельный участок с кадастровым номерам № площадью 57047 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, и заключить с С. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по цене равной его кадастровой стоимости 478624,33 (четыреста семьдесят восемь тысяч шестьсот двадцать четыре) рубля 33 коп. и договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по цене равной его кадастровой стоимости 617004,80 (Шестьсот семнадцать тысяч четыре) рубля 80 коп.
Решение в силу ст. 4.6 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" является основанием для внесения в государственный лесной реестр сведений о границах лесных участков и правах на них на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о земельных участков с кадастровыми номерами №
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со для принятия решения в окончательной форме – <дата>
Судья