УИД 21RS0015-01-2022-001137-23
Судья Петров С.Г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 мая 2023 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А., Спиридонова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Владимировой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Чувашской Республике в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, поступившее по апелляционной жалобе представителей ФКУ ИК-9 УФСИН России по Чувашской Республике, УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, ФСИН России на решение Цивильского районного суда от 14 марта 2023 года, которым постановлено:
иск Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить и обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести в соответствие с технической документацией изготовителя средств огнезащиты периодическое освидетельствование качества огнезащитной обработки деревянных конструкций двухэтажного кирпичного здания (инвентарный номер №) для проживания осужденных на участке колонии – поселения при ИК – 9,
- установить в зданиях классов функциональной пожарной опасности, а именно, в здании медицинской части №5 ФКУЗ МСЧ – 21 ФСИН России (Ф1.1) с инвентарным номером №***, расположенной на территории исправительного учреждения и жилого двухэтажного здания участка колонии – поселения ИК – 9 (Ф1.2) с инвентарным номером № системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны,
- установить в кабинете ветеринара подсобного сельского хозяйства ИК – 9 пожарные извещатели.
Решение в части иска Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии в течение 6 – и месяцев со дня вступления решения в законную силу установить в кабинете ветеринара подсобного сельского хозяйства ИК – 9 пожарные извещатели, считать исполненным.
Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Чебоксарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики, в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (далее ФКУ ИК-9) о возложении на учреждение обязанности принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- провести в соответствии с технической документацией изготовителя средств огнезащиты периодическое освидетельствование качества огнезащитной обработки деревянных конструкций двухэтажного кирпичного здания для проживания осужденных на территории колонии-поселения при ИК№9;
- установить в зданиях классов функциональной пожарной опасности, а именно, в здании медицинской части №5 ФКУЗ МСЧ – 21 ФСИН России (Ф1.1) с инвентарным номером №***, расположенной на территории исправительного учреждения и жилого двухэтажного здания участка колонии – поселения ИК – 9 (Ф1.2) с инвентарным номером № системы передачи извещений о пожаре с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны,
- оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения медсанчасть и кабинет ветеринара.
Исковые требования мотивированы тем, что ранее проведенной с привлечением Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Цивильскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике проверкой, в ФКУ ИК - 9 выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе п.13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее ППР в РФ). Вопреки требованиям данного пункта ППР в РФ администрацией ФКУ ИК-9 не проводится периодическое освидетельствование (один раз в год) качества огнезащитной обработки деревянных конструкций двухэтажного кирпичного здания (инвентарный номер №) для проживания осужденных на участке колонии- поселения. Кроме того, вопреки требованиям п. 54 ППР в РФ, ч. 7 ст. 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», система пожарной безопасности сигнализации из медсанчасти №5 ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, двухэтажного жилого здания (инвентарный номер №) не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре. Также в кабинете ветеринара отсутствуют пожарные извещатели.
В связи с указанными нарушениями прокуратурой в адрес ИК-9 25 октября 2022 года внесено соответствующее представление. Однако, согласно представленным прокурору документам, п.13 ППР в РФ не исполнен со ссылкой на отсутствие денежных средств на указанные цели.
8 декабря 2022 года прокуратурой с привлечением специалистов ОНД и ПР по Цивильскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике вновь проведена проверка, которая показала, что вышеназванные нарушения требований пунктов 13, 54 ППР в РФ не устранены. В кабинете ветеринара подсобного сельского хозяйства ИК- 9 отсутствуют пожарные извещатели.
По мнению прокурора, не устраненные на момент проверки нарушения влекут ущемление прав неопределенного круга осужденных на безопасность здоровья и жизни.
Согласно Уставу, ИК-9 является юридическим лицом, его учредитель - Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Создание и обеспечение безопасных условий содержания осужденных может быть произведено за счет собственных средств ИК-9, а при их недостаточности - за счет средств Российской Федерации, выделенных ФСИН России, представленной на территории Чувашской Республики Управлением Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике. Ссылаясь на изложенное, ст.45 ГПК РФ, прокурор заявил требование об устранении вышеуказанных нарушений в 6 месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 февраля 2023 года соответчиком по делу привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике (далее УФСИН России по ЧР).
По делу принято названное выше решение.
В апелляционной жалобе представителями ФКУ ИК-9 УФСИН России по Чувашской Республике, УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии и ФСИН России поставлен вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателей жалобы, до вынесения решения суда ФКУ ИК-9 УФСИН добровольно устранило два недостатка. Во-первых, ФКУ ИК -9 установило в кабинете ветеринара подсобного сельского хозяйства ИК-9 пожарные извещатели. Во-вторых, учреждение провело в соответствии с технической документацией изготовителя средств огнезащиты периодическое освидетельствование качества огнезащитной обработки деревянных конструкций двухэтажного кирпичного здания (инв. номер №) для проживания осужденных на участке колонии-поселения при ИК-9. Судом первой инстанции не принято во внимание, предоставленное и приобщенное к материалам дела доказательство исполнения требований Прокурора. В качестве таковых суду представлены: заверенная копия государственного контракта № от 06 мая 2023 года и акт о приеме выполненных работ от 13 марта 2023 года №, подтверждающие выполнение требований Прокурора, а также копия протокола испытаний от 14.03.2023 №. Неисполненное требование Прокурора об установлении в зданиях классов функциональной пожарной опасности, в здании медсанчасти №5 ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России системы передачи извещений о пожаре, не зависит от ФКУ ИК-9 УФСИН, поскольку учреждению бюджетных средств на эти цели не выделялось. ФКУ ИК-9 УФСИН не имеет возможности самостоятельно устранить нарушения противопожарного законодательства. На сегодняшний день ФКУ ИК-9 УФСИН самостоятельно ведет работы, предпринимает необходимые меры по устранению выявленного прокурором нарушения путем направления в УФСИН России по ЧР писем с просьбой о выделении денежных средств для устранения требований пожарной безопасности в учреждении. Планируемый срок по устранению требований пожарной безопасности - 3 квартал 2023 года. Мероприятия по устранению нарушений законодательства могут быть проведены только за счет средств федерального бюджета путем выделения соответствующего финансирования из казны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя Управления ФСИН России по ЧР, ФСИН России Никитина Н.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно – исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИК – 9 является учреждением уголовно – исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права и несет связанные с этой деятельностью обязанности и действует на основании Устава.
Согласно п.1.1. Устава ИК – 9 является учреждением уголовно – исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренные в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Проведенной 08.12.2022 прокуратурой с привлечением специалистов Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Цивильскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике в ИК – 9 проверкой установлено неустранение нарушений требований пожарной безопасности, выявленных по результатам ранее проведенных проверок. Так, учреждением не выполнено требование п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479. Согласно данному требованию администрация ИК – 9 обязана проводить периодическое освидетельствование (один раз в год) качества огнезащитной обработки деревянных конструкций двухэтажного кирпичного здания (инвентарный номер №) для проживания осужденных на участке колонии – поселения.
Также в ходе проверки выявлены нарушения требований п.54 ППР РФ, ч.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которым система пожарной сигнализации из медицинской части №5 ФКУЗ МСЧ – 21 ФСИН России (Ф1.1), расположенной на территории исправительного учреждения (инвентарный номер №***), двухэтажного жилого здания УКП (Ф1.2) (инвентарный номер №) не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Кроме того, в кабинете ветеринара подсобного сельского хозяйства ИК – 9 отсутствуют пожарные извещатели.
Ответчик ИК – 9 является юридическим лицом. Учредитель ИК -9 и собственник имущества учреждения - Российская Федерация, функции и полномочия учредителя и собственника от имени Российской федерации осуществляет ФСИН России.
Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что создание и обеспечение безопасных условий содержания осужденных может быть произведено за счет собственных средств ИК – 9, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России, представленной на территории Чувашской Республики УФСИН России по Чувашской Республике.
Суд первой инстанции установив, что в кабинете ветеринара подсобного сельского хозяйства ИК – 9 установлены пожарные извещатели, что подтверждается актом выполненных работ, истцом и представителем отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Цивильскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике Пискаревым А.Н., пришел к выводу, что заявленные требования прокурора в этой части следует считать исполненными. В связи с этим доводы жалобы о том, что суд не учел данного обстоятельства, не обоснованы.
Представитель ответчика также указал, что администрацией ФКУ ИК-9 произведена огнезащитная обработка чердачного помещения, предоставив в этой части в качестве доказательств исполненного государственный контракт №58 от 6 марта 2023 года, техническое задание и акт от 13 марта 2023 года оказанных услуг. Полагая данное требование не исполненным, суд первой инстанции указал на то, что огнезащитная обработка включает в себя, в том числе, проведение испытаний по определению качества огнезащитной обработки деревянных конструкций в соответствии с ГОСТ 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе». Доказательств проведения испытаний, суду представлено не было.
Как стало известно в суде апелляционной инстанции, 14 марта 2023 года, т.е. в день принятия районным судом решения по делу, проведены испытания по контролю качества огнезащитной обработки сгораемых конструкций. По данному факту заместителем председателя совета ВДПО Чувашской Республики ФИО1 дано заключение о том, что по результатам испытаний, представленных образцов качество и эффективность поверхностной огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания ФКУ ИК-9 УФСИН по ЧР –Чувашии соответствует требованиям п. 6.4.3.4 ГОСТ Р 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний». Данный протокол испытаний № от 14 марта 2023 года представлен ответчиком только в виде приложения к апелляционной жалобе.
Поскольку суд второй инстанции проверяет решение суда, его соответствие закону и обстоятельствам дела на момент его принятия, судебная коллегия не усматривает нарушений норм процессуального или материального права в том, что суд удовлетворил требования прокурора также и в указанной части. На 14.03.2023 оснований считать огнезащитную обработку исполненной без протокола испытаний у суда первой инстанции на момент принятия решения не было. Данное обстоятельство не исключает возможность представить совокупность всех документов, свидетельствующих об исполнении данного требования в службу судебных приставов в случае возбуждения по делу в этой части исполнительного производства.
В отношении доводов жалобы о том, что данные требования неправомерно заявлены прокурором к ответчикам, поскольку они представляют собой требования закона, подлежащего исполнению без принятия об этом какого-либо решения, судебная коллегия учитывает следующее.
В силу преамбулы и ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности - состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, когда существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, - является одной из важнейших функций государства.
Поскольку рассмотренный иск непосредственно связан с защитой прав и законных интересов граждан на охрану здоровья и благоприятную среду, то обращение прокурора с таким иском соответствует ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. В связи с чем, подобный иск подлежит разрешению судом общей юрисдикции с постановлением соответствующего решения относительно возложения на ответчиков испрошенной прокурором обязанности, поэтому не является необоснованным вмешательством прокурора и суда в деятельность ответчиков.
Непосредственная проверка состояния пожарной безопасности на территории ответчика проведена в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» инспектором пожарного надзора. Поскольку в силу этого закона нарушение требований пожарной безопасности представляет собой невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, то прокурор в порядке п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» обоснованно провел соответствующую проверку с привлечением специалистов Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Цивильскому району УНД и ПРГУ МЧС России по Чувашской Республике.
В силу п.2 ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Указанные подателями апелляционной жалобы обстоятельства в виде отсутствия необходимого финансирования и материально-технической базы, законом не названы, как обстоятельства, исключающие обязанность по обеспечению безопасности осужденных. Ссылка учреждения на отсутствие собственных средств и необходимого бюджетного финансирования для устранения выявленных прокурором нарушений судебной коллегией отклоняется, поскольку охрана жизни и здоровья вынуждено пребывающих на территории закрытого учреждения граждан не может быть поставлена в зависимость от таких обстоятельств. К тому же судом первой инстанции удовлетворены требования прокурора о возложении указанных выше обязанностей на обоих ответчиков – ФКУ ИК-9 УФСИН по ЧР и УФСИН по ЧР, от опосредованных действий которого зависит финансирование казенного учреждения.
При изложенных обстоятельствах, поскольку приведенные доводы ответчиков не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на вынесение оспариваемого судебного решения, предусмотренных ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции в обжалуемой части судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Цивильского районного суда от 14 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителей ФСИН России, УФСИН России по Чувашской Республике, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий А.В. Ярадаев
Судьи: Е.А. Арсланова
А.Е. Спиридонов