КОПИЯ Дело № 2-329/2020 (№ 2-2077/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Реутов, Московской области 04 февраля 2020 года
Реутовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – федерального судьи Матвеевой Н.А.,
при секретаре Кашуба А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Кучеровой Натальи Владимировны к Государственному автономному учреждению здравоохранения Московской области «Центральная городская клиническая больница
г. Реутов» и к Министерству здравоохранения Московской области об обеспечении лекарственным препаратом <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
Кучерова Н.В. обратилась в суд с иском к ГАУЗ Московской <адрес> «<данные изъяты> и к Министерству здравоохранения Московской области об обеспечении лекарственным препаратом <данные изъяты>
Свои требования истец мотивировала тем, что ее <данные изъяты> ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> <данные изъяты> и имеет право на дополнительное льготное лекарственное обеспечение, так как <данные изъяты>. Прикреплен и наблюдается в ФИО6 <адрес> <данные изъяты> <адрес>».
Консилиумами врачей <данные изъяты> им. ФИО10
от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № ее ребенку был рекомендован лекарственный препарат <данные изъяты>) длительно. Данный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации. В связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов при <данные изъяты>, <данные изъяты> необходимо <данные изъяты>
ФИО2 <адрес> «<данные изъяты> <адрес>» были оформлены документы для получения заключения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз лекарственного препарата «<данные изъяты> для ФИО3 Разрешение Минздрава РФ было получено и препарат был закуплен <данные изъяты>».
Она получила письмо от Министерства здравоохранения Московской области о том, что лекарственное обеспечение <данные изъяты> находится на контроле администрации
ФИО6 <адрес> «<данные изъяты>. Реутов».
Препарат закупили, но выдать не могут, т.к. отсутствует порядок отпуска. На ее обращения в Министерство здравоохранения Московской области и Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области не получены разъяснения о порядке отпуска лекарственного препарата.
Считает, что необеспечение ее ребенка лекарственным препаратом, назначенным ему по жизненным показаниям консилиумами врачей и решением врачебной комиссии, незаконно и нарушает его права как ребенка-инвалида.
Просит суд: возложить на ФИО6 <адрес> <данные изъяты>» обеспечение лекарственным препаратом <данные изъяты>, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании Протокола консилиума врачей №
от ДД.ММ.ГГГГ, необходимого <данные изъяты> по жизненным показаниям.
Истец ФИО5 в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 147).
Представитель ответчика – ФИО6 <адрес> <данные изъяты> <адрес>» – в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление указывают, что обеспечение <данные изъяты> ФИО3 лекарственным препаратом «<данные изъяты>) необходимо возложить на Министерство здравоохранения
ФИО8 <адрес> (л.д. 39-42).
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения ФИО8 <адрес> – в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В письменном возражении на исковое заявление указали, что незарегистрированный на территории РФ лекарственный препарат <данные изъяты>) не внесен в государственный реестр лекарственных средств, в соответствии с законодательством может быть ввезен медицинскими организациями и применяется
в условиях стационара. В исковом заявлении не усматривается, в чем заключается вина Министерства, просят дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика (л.д. 152-153).
Представитель третьего лица – территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области – в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу подпункта «ж» пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дети, независимо от их семейного и социального благополучия, подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно протоколам Консилиума врачей Научно-исследовательского�������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????u��������???????????????¦?????????????????????????????�????????????�????¦???????�????????????????????
В связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов при данной <данные изъяты>, ФИО3 <данные изъяты> Данный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации.
Консилиум постановил: разрешить к индивидуальному ввозу и применению
не зарегистрированный на территории Российской Федерации <данные изъяты>) для оказания медицинской помощи пациенту по жизненным показаниям (л.д. 6-7, 8-12).
Из Протокола заседания врачебной подкомиссии <данные изъяты>
<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что комиссия считает целесообразным обследование ФИО3 в условиях дневного стационара с обеспечением назначенного препарата – <данные изъяты>) в дни пребывания ребенка в дневном стационаре (л.д. 47).
ФИО4 <адрес> «<данные изъяты> <адрес>» и <данные изъяты>» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является поставка лекарственного <данные изъяты> (л.д. 110-115).
ФИО4 <адрес> «<данные изъяты> <данные изъяты>» и <данные изъяты>» заключен договор
№ от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является поставка лекарственного <данные изъяты> (л.д. 117-122).
Из медицинской документации ФИО3 следует, что ему назначен <данные изъяты>), не зарегистрированный на территории Российской Федерации. Указанный препарат выдается ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ в период нахождения ребенка ФИО3 в дневном стационаре (л.д. 44-83).
Суд принимает во внимание письменное мнение ответчика ФИО6 <адрес> «<данные изъяты> <адрес>» о том, что, если ФИО3 не находится в дневном стационаре ФИО6 <адрес> «<данные изъяты> <адрес>», то это учреждение не полномочно выдавать ФИО3 препарат <данные изъяты>).
В соответствии с Постановлением Правительства ФИО8 <адрес> от
ДД.ММ.ГГГГ № «О Положении, структуре и штатной численности Министерства здравоохранения Московской области», организация обеспечения лекарственными препаратами на территории Московской области возложена на Министерство здравоохранения Московской области».
Учитывая вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что Министерство здравоохранения ФИО8 <адрес> обязано создать устойчивый механизм по бесперебойному предоставлению нуждающимся гражданам необходимых лекарственных препаратов.
По мнению суда, не обеспечение ФИО5 (в интересах ее сына ФИО3) препаратом <данные изъяты>) ведет к нарушению прав ее сына ФИО3, в том числе фундаментального права на жизнь и здоровье, поскольку этот препарат назначен ее сыну по жизненным показаниям.
Отсутствие названного лекарственного препарата в перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Проанализировав вышеприведенные нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, применительно к установленным обстоятельствам дела, суд приходит к выводу о том, что несовершеннолетний ФИО3, как <данные изъяты>, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом <данные изъяты>), не зарегистрированным на территории Российской Федерации и не имеющим аналогов в Российской Федерации, назначенным ему в установленном законом порядке по жизненным показаниям и разрешенным к ввозу в Российскую Федерацию.
Обеспечение и защита права ФИО3 подлежит путем возложения соответствующей обязанности по такому обеспечению лекарственным препаратом в необходимом количестве и в соответствии с рекомендациями врачей на Министерство здравоохранения Московской области, как на орган государственной власти Московской области, осуществляющий государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории области.
В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что на Министерство здравоохранения Московской области должна быть возложена обязанность организовать обеспечение несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственным препаратом <данные изъяты> основании Протокола консилиума врачей № от ДД.ММ.ГГГГ, необходимого <данные изъяты>.
Учитывая, что в суде было установлено, что Министерство здравоохранения Московской области обязано обеспечить несовершеннолетнего ФИО3,
ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственным препаратом <данные изъяты>), следовательно, в удовлетворении исковых требований к ФИО6 <адрес> «<данные изъяты> <адрес>» истцу следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кучеровой Натальи Владимировны к Государственному автономному учреждению здравоохранения <данные изъяты>» и к Министерству здравоохранения Московской области об обеспечении лекарственным препаратом <данные изъяты> – удовлетворить частично.
Возложить на Министерство здравоохранения Московской области обязанность организовать обеспечение несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты> <данные изъяты> по <данные изъяты>, на основании Протокола консилиума врачей
Научно-исследовательского клинического института педиатрии им. академика ФИО11 <данные изъяты>И<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ №.
В удовлетворении исковых требований Кучеровой Натальи Владимировны
к Государственному автономному учреждению здравоохранения Московской области «Центральная городская клиническая больница г. Реутов» об обеспечении лекарственным препаратом <данные изъяты> – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Реутовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья подпись Н.А. Матвеева
В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья подпись Н.А. Матвеева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>