24RS0060-01-2022-000578-16
гражданское дело № 2-14/2023
Р Е Ш Е Н И Е (заочное)
Именем Российской Федерации
г.Бородино 24 мая 2023 года
Бородинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Фоменко А.А.,
при секретаре Табакаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Крыловой Светлане Николаевне о взыскании необоснованно полученных денежных сумм,
У С Т А Н О В И Л :
КГКУ «УСЗН» обратилось в Бородинский городской суд Красноярского края с иском к Крыловой С.Н. о взыскании необоснованно полученных денежных сумм, ссылаясь на то, что на основании заявления Крыловой С.Н. от 29.09.2021 о назначении государственной социальной помощи в соответствии с социальным контрактом по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности 08.10.2021 КГКУ «УСЗН» принято решение № о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности – «Гостиница».
14.10.2021 заключен социальный контракт № сроком на 4 месяца (с 14.10.2021 по 13.02.2022), в соответствии с условиями которого, Крыловой С.Н. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250000 рублей путем перечисления сумы на расчетный счет, указанный в заявлении последней. На дату окончания контракта Крылова С.Н. выполнила все условия контракта, однако, 25.03.2022 Крылова С.Н. обратилась в ТО с заявлением о назначении субсидии с учетом доходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставив за период с 01.03.2021 по 31.08.2021 доходы, полученные от трудовой деятельности в ООО «Эко-Восток». Указанные доходы Крылова С.Н. не указала при обращении 29.09.2021 за предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта, тем самым представила документы с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрыла данные, явившиеся основанием для принятия решения о назначении. При расчете среднедушевого дохода семьи с учетом скрытых доходов его размер превысил величину прожиточного минимума. 15.04.2022 в адрес Крыловой С.Н. территориальным отделением направлено уведомление о возврате полученных вследствие злоупотребления денежных средств в размере 250000 рублей, которое оставлено без удовлетворения, до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» от ответчика не поступили.
Просит взыскать с Крыловой С.Н. 250000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5700 рублей.
Представители истца КГКУ «УСЗН» Ховрина И.С., Исангулова А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Против вынесения заочного решения не возражали.
Ответчик Крылова С.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В силу ст.167, 233 ГПК РФ, суд с согласия представителей истцов рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Так, согласно ст.ст.3, 7, 8.1 вышеназванного Федерального закона, целями которого является в том числе повышение доходов населения, получателями государственной социальной помощи являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается данным гражданам, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
При этом, согласно ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Отношения, связанные с реализацией полномочий Красноярского края в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Красноярского края, а также иные связанные с ними отношения регулируются Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N507-п (ред. действующей на момент возникновения правоотношений) "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", разработанная в силу положений п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия, в том числе по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
В соответствии с подпунктом 3.4.4.10 Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении №11 к подпрограмме. Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 года №10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п.7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи, может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п.8 Порядка).
В силу п.10 Порядка при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 250000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия социального контракта.
В соответствии с п.27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
На основании п.28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению №2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).
В соответствии с пунктом 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В силу пункта 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, 29.09.2021 Крылова С.Н. обратилась в КГКУ «УСЗН» по Красноярскому краю с заявлением о назначении государственной социальной помощи в соответствии с социальным контрактом по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта, осуществляет Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» в лице его территориальных отделений.
Согласно пункту 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» от 18.06.2021 территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс. Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.
08.10.2021 КГКУ «УСЗН» принято решение № о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности – «Гостиница».
14.10.2021 заключен социальный контракт № сроком на 4 месяца (с 14.10.2021 по 13.02.2022), Крылова С.Н. встала на учет в налоговом органе как физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с уплатой налога на профессиональную деятельность.
В соответствии с условиями контракта Крыловой С.Н. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250000 рублей путем перечисления сумм на расчетный счет, указанный в заявлении последней.
На дату окончания контракта Крылова С.Н. выполнила все условия контракта.
Однако, 25.03.2022 Крылова С.Н. обратилась в ТО с заявлением о назначении субсидии с учетом доходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставив за период с 01.03.2021 по 31.08.2021 доходы, полученные от трудовой деятельности в ООО «Эко-Восток». Указанные доходы Крылова С.Н. не указала при обращении 29.09.2021 за предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта, тем самым, представила документы с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрыла данные, явившиеся основанием для принятия решения о назначении. При расчете среднедушевого дохода семьи с учетом скрытых доходов, его размер превысил величину прожиточного минимума. 15.04.2022 в адрес Крыловой С.Н. территориальным отделением направлено уведомление о возврате полученных вследствие злоупотребления денежных средств в размере 250000 рублей, которое оставлено без удовлетворения, до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» от ответчика не поступили.
Приговором мирового судьи судебного участка №17 г.Бородино Красноярского края от 02.03.2023, вступившим в законную силу 04.05.2023, ответчик Крылова С.Н. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.159.2 УК РФ и, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Приговором суда установлено, что 29.09.2021 в дневное время Крылова С.Н., имея умысел на совершение мошенничества при получении выплат, установленных законам и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, находясь в помещении ТО КГКУ «УСЗН» по г.Бородино Красноярского края при подаче заявления о назначении ей государственной помощи на основании социального контракта, намеренно не сообщила о том, что работала по договорам возмездного оказания услуг в ООО «Эко-Восток» и получала денежное вознаграждение, тем самым Крылова С.Н. умышленно занизила свой доход за три последних месяца, предшествовавших обращению в ТО КГКУ «УСЗН» по г.Бородино и на основании представленных заведомо ложных и недостоверных сведений, Крылова С.Н. попала в категорию «малоимущая семья», дающую в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта, в соответствии с которым Крыловой С.Н. назначена государственная социальная помощь на период с 14.10.2021 по 13.02.2022 в размере 250000 рублей, которые были перечислены ТО КГКУ «УСЗН» по г.Бородино Красноярского края на расчетный счет Крыловой С.Н. 19.10.2021.
Таким образом, вина ответчика Крыловой С.Н. в причинении ущерба истцу установлена приговором от 02.03.2023.
В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что ответчиком Крыловой С.Н. был причинен материальный ущерб КГКУ «Управление социальной защиты населения» на сумму 250000 рублей.
В силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2017 года N 1442-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.В. на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Конституция Российской Федерации устанавливает, что признаваемые и гарантируемые в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; гарантируется государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина, каждому обеспечивается право защищать права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, а решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; права потерпевших от преступлений охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 17, часть 1; статьи 18 и 45; статья 46, части 1 и 2; статья 52).
Из принципов общеобязательности и исполнимости вступивших в законную силу судебных решений в качестве актов судебной власти, обусловленных ее прерогативами, а также нормами, определяющими место и роль суда в правовой системе Российской Федерации, юридическую силу и значение его решений, вытекает признание преюдициального значения судебного решения, предполагающего, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Следовательно, факты, установленные вступившим в законную силу приговором суда, имеющие значение для разрешения вопроса о возмещении вреда, причиненного преступлением, впредь до их опровержения должны приниматься судом, рассматривающим этот вопрос в порядке гражданского судопроизводства.
Оценив представленные доказательства в их совокупности применительно к положениям ст.67 ГПК РФ, руководствуясь нормами ч.4 ст.61 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта совершения ответчиком в отношении КГКУ «Управление социальной защиты населения» преступления, в результате которого ответчиком истцу причинен ущерб на сумму 250000 рублей.
Данные обстоятельства свидетельствуют о возникновении у ответчика обязанности по возмещению ущерба, причиненного в результате совершенного преступления.
На момент разрешения спора, ущерб КГКУ «Управление социальной защиты населения» не возмещен виновным лицом.
С учетом установленных обстоятельств, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения» сумму материального ущерба в размере 250000 рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5700 рублей, подтвержденные платежным поручением №730483 от 02.06.2022.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» - удовлетворить.
Взыскать с Крыловой Светланы Николаевны в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения» денежные средства в размере 250000 рублей, а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере 5700 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий - судья А.А.Фоменко
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2023 года