гражданское дело №2-312/099-2024 года
УИД 46RS0011-01-2024-000095-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2024 года г.Курск
Курский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Иноземцева О.В.,
при секретаре Суминой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клочковой Валентины Васильевны к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») Филиал «Западный» Территориальный отдел «Курский» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Клочкова В.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») Филиал «Западный» Территориальный отдел «Курский» о признании за ней права собственности квартиру с кадастровым номером № площадью 46,7 кв.м., расположенную по адресу: Курская область, Курский район, д. Халино, ул. Ачкасова, д. 4, кв. 26, в порядке приватизации.
В обоснование иска указала, что Клочкову Александру Сергеевичу согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ №, выданному Орловской КЭЧ района, предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на семью, состоящую из трех человек: муж Клочков А.С., жена Клочкова В.В., сын Клочков Д.А. Клочков А.С. умер ДД.ММ.ГГГГ. после его смерти в квартире остались проживать его жена Клочкова В.В. (истец) и сыновья Клочков Д.А. и Клочков В.А. Клочкова В.В. обратилась по вопросу приватизации спорной квартиры в ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации филиал «Западный» Территориальный отдел «Курский», но получила решение № ТО13/46-45/28 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в передаче жилого помещения гражданам в порядке приватизации по причине непредставления договора социального найма. Указывает, что она вселилась в квартиру на основании ордера, постоянно проживала в ней и зарегистрирована по месту жительства до настоящего времени, добросовестно использует спорную квартиру по ее целевому назначению, поддерживает ее надлежащее состояние, проводит ремонт и оплачивает коммунальные платежи, то есть выполняет обязанности фактического нанимателя по договору найма жилого помещения. Ранее участия в приватизации она не принимала, право собственности на недвижимое имущество на территории г. Курска и Курской области за ней не зарегистрировано. Сыновья Клочков Д.А. и Клочков В.А. не возражают против приватизации спорной квартиры за ней, о чем свидетельствуют их нотариально удостоверенные согласия.
Истец Клочкова В.В. в судебном заедании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») Филиал «Западный» Территориальный отдел «Курский» – Холодова А.А. в судебном заседании просила исковые требований оставить без удовлетворения, указав, что спорная квартира была предоставлена мужу истца – Клочкову А.С. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ брак между Клочковой В.В. и Клочковым А.С. расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ Клочков А.С. умер. Договор социального найма на указанное жилое помещение и дополнительное соглашение к нему не представлены.
Третьи лица Клочков Д.А., Клочков В.А., будучи надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» №1541-1 от 04 июля 1991 года с последующими изменениями, приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ», с последующими изменениями, внесенными ФЗ № 55-ФЗ от 20.05.2002 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Как установлено судом и следует из материалов дела, двухкомнатная квартира площадью 27,25 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена Клочкову А.С. с семьей, состоящей из 3 человек: муж Клочков А.С., жена Клочкова В.В., сын Клочков Д.А.
Согласно копии лицевого счета №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Жилой фонд», а также карточки квартиросъемщика, в квартире общей площадью 43,37 кв.м., в том числе жилой площадью 27,25 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> <адрес> зарегистрированы и постоянно проживают: Клочкова В.В. (бывшая жена) – с ДД.ММ.ГГГГ, Клочков Д.А. (сын) – ДД.ММ.ГГГГ, Клочков В.А. (сын) – с ДД.ММ.ГГГГ. Клочков А.С. умер ДД.ММ.ГГГГ. Задолженности по оплате ЖКУ не имеется.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН содержится следующая информация о квартире, расположенной по адресу: <адрес>, д. <адрес>: кадастровый №, площадь 47,6 кв.м., сведения о зарегистрированных правах: оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 03.06.2022 года №1695 право оперативного управления на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, закреплено за ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ.
Согласно акту приема-передачи недвижимого имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ, ФГАУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации передало в оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996г. № 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>, относится к государственному жилищному фонду.
В ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) говорится о том, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не относится к служебным помещениям и не является аварийным либо жилым помещением в общежитии.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
Форма ордера на служебное жилое помещение была установлена Советом Министров РСФСР.
В силу пункта 2 Постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются КЭЧ Министерства обороны, руководством органов и командованием воинских частей на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до ДД.ММ.ГГГГ) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Отметку "служебный" вышеуказанный ордер не содержит, как не содержит и сведения о том, что квартира предоставлена истцу на время ее работы в войсковой части.
Доказательств тому, что спорное жилое помещение до ее предоставления семье истца либо в дальнейшем было признано служебным жилым помещением, стороной ответчика суду не представлено.
Военный городок 26, расположенный в <адрес> на основании распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 №752-р был включен в число закрытых военных городков.
Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 г. № 1779-р были внесены изменения в распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N 752-р и военный городок 26 Курский р-н, пос. Халино был исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Таким образом, по смыслу норм Закона, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде и в силу закона истец, проживающий в спорной квартире, относящейся к государственному жилищному фонду, имеет право на приватизацию жилого помещения без каких-либо предварительных условий, в частности независимо от воли собственника квартиры.
Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Истец обратилась по вопросу приобретения спорной квартиры в территориальный отдел «Курский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомпекс».
Как следует из решения ФГАУ «Росжилкомпекс» филиала «Западный» территориального отдела «Курский» №ТО13/46-45/28 от ДД.ММ.ГГГГ Клочковой В.В. отказано в передаче жилого помещения в порядке приватизации по причине того, что указанное жилое помещение было предоставлено ее мужу Клочкову А.С. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ бра между Клочковой В.В. и Клочковым А.С. расторнут. ДД.ММ.ГГГГ Клочков А.С. умер. Договор социального найма и дополнительного соглашение к нему не представлены.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем признания права собственности.
В силу ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется на основании договора социального найма.
В соответствии с частью 1 ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения истцов в спорное жилое помещение, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Как было указано выше, спорная квартира была предоставлена Клочкову А.С. и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение.
Исходя из положений ст. ст. 47, 105 ЖК РСФСР, действовавших на момент предоставления спорного жилого помещения, основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма жилого помещения являлся установленной формы ордер.
Обменный ордер на жилое помещение представляет собой документ, подтверждающий право истца на пользование спорным жилым помещением на условиях социального найма, на законных основаниях.
Судом установлено, что Клочкова В.В. вселилась в квартиру в 1987 году на основании ордера, постоянно проживала в ней и зарегистрирована по месту жительства до настоящего времени, добросовестно использует спорную квартиру по ее целевому назначению, поддерживает ее надлежащее состояние, проводит ремонт и оплачивает коммунальные платежи, в том числе производит плату за пользование жилым помещением, то есть выполняет обязанности фактического нанимателя по договору найма жилого помещения.
Кроме того, ст.ст. 25, 26 Основ жилищного законодательства Союза ССР, ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР, Федеральным законом от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность нанимателя подтверждать право пользования жилым помещением, возникшим на основании законно выданного ордера в соответствии с требованиями ранее действовавшего жилищного законодательства, заключением договора найма или договора социального найма.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорную квартиру истец занимает на условиях договора социального найма и, учитывая совокупность представленных доказательств, суд признает истца нанимателем жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Таким образом, с момента утраты военным городком статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма и на спорные правоотношения распространяется действие Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» №1541-1 от 04 июля 1991 года с последующими изменениями каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ч. ч. 2 и 4 ст. 69 ЖК РФ равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилом фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 ст. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно частям 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
Как видно из материалов дела, Клочкова В.В. была вселена в спорное жилое помещение в соответствии с установленными требованиями жилищного законодательства, в связи с чем, приобрела равное с нанимателем право пользования жилым помещением, при этом прекращение семейных отношений с Клочковым А.С. не повлекло изменения жилищных прав истца Клочковой В.В., как бывшего члена семьи нанимателя, продолжающего проживать в занимаемом жилом помещении.
Судом установлено, что Клочкова В.В. ранее участия в приватизации не принимала, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией Клюквинского сельсовета <адрес>.
Клочков Д.А. и Клочков В.А. от участия в приватизации оказались, что подтверждается нотариально удостоверенными согласиями от ДД.ММ.ГГГГ № 46 №.
Клочков Александр Сергеевич умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти III-ЖТ № от ДД.ММ.ГГГГ
Иных лиц, постоянно проживающих либо зарегистрированных в спорном жилом помещении, судом не установлено.
Недвижимое имущество за Клочковой В.В. не зарегистрировано, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом ППК «Роскадастр» по Курской области, а также уведомлением Управления Росреестра по Курской области.
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Закона о приватизации жилищного фонда решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им на условиях договора социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствуют основания, по которым истцу может быть отказано в приватизации жилого помещения, находящегося в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации и, учитывая, что жилой дом, в котором расположена спорная квартира, является государственной собственностью, находится на учете ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, а, кроме того, поскольку истец, являясь гражданином РФ, с момента предоставления спорной квартиры, относящейся к государственному жилищному фонду, постоянно проживает в ней на основании ордера и на условиях социального найма, ранее в приватизации жилья Клочкова В.В. не участвовала, Клочков Д.А. и Клочков В.А. от участия в приватизации отказались, иных лиц, проживающих в спорной квартире, судом не установлено, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Клочковой Валентины Васильевны к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») Филиал «Западный» Территориальный отдел «Курский» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Клочковой Валентиной Витальевной право собственности в порядке приватизации на квартиру с кадастровым номером №, площадью 46,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Прекратить зарегистрированное право оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной структуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации на квартиру с кадастровым номером №, площадью 46,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Исключить из ЕГРН сведения о праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной структуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации на квартиру, с кадастровым номером №, площадью 46,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Аннулировать запись в ЕГРН о праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Курский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2024 года.
Судья О.В. Иноземцев