ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-6760/2018
г.Уфа 02 апреля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.,
судей Куловой Г.Р. и Хакимова А.Р.,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан к Булякову М.С. об установлении административного надзора, по апелляционной жалобе Булякова М.С. на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 января 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Булякова М.С.
В обоснование иска указал, что Буляков М.С. осужден 10 августа 2000 года Ишимбайским городским судом Республики Башкортостан по статьям 135, пункту «в» части 3 статьи 132, пунктам «в», «к» части 2 статьи 105, части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 18 годам лишения свободы. Осужденный Буляков М.С. подлежит освобождению из мест лишения свободы дата в связи с отбытием срока наказания, без определенного места жительства.
В связи с совершением ранее особо тяжкого преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, истец просил суд установить административный надзор сроком на 6 лет со следующими административными ограничениями: запрещение пребывания в местах распития алкогольных напитков; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне места жительства в период с 00.00 до 06.00 час.; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства пли пребывания для регистрации.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 января 2018 года постановлено:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан к Булякову М.С. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Булякова М.С., дата года рождения, административный надзор с возложением на него следующих административных ограничений:
запрещение пребывания в местах распития алкогольных напитков;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запретить пребывание вне места жительства в период с 00.00 до 06.00 час.;
запретить выезд за пределы места регистрации, места жительства без разрешения отдела полиции;
обязать Булякова М.С., дата года рождения, являться на регистрацию в отдел полиции четыре раза в месяц.
Административный надзор в отношении Булякова М.С., дата года рождения, установить сроком на 6 лет.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет Булякова М.С., дата года рождения, в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В апелляционной жалобе Буляков М.С. просит решение суда изменит, снизив срок административного надзора и количество явок на регистрацию в отдел полиции, так как в дата Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не действовал.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
По смыслу пунктов 1, 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Как следует из статьи 1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Положениями статьи 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»:
1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской
Федерации;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
2.1. Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом, (часть 2.1 введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №432-ФЗ).
3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно частям 1, 2 статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено, Буляков М.С. осужден 10 августа 2000 года Ишимбайский городским судом Республики Башкортостан по статьям 135, пункту «в» части 3 статьи 132, пунктам «в», «к» части 2 статьи 105, части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 18 годам лишения свободы. Осужденный Буляков М.С. подлежит освобождению из мест лишения свободы дата в связи с отбытием срока наказания, без определенного места жительства.
Как усматривается из характеристики, Буляков М.С. ранее был судим неоднократно, отбывает уголовное наказание в местах лишения свободы с 2000 года. Находясь в ФКУ ИК-16 г.Салават допустил семь нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что были наложены дисциплинарные взыскания в виде выговоров устно и водворений ШИЗО. На сегодняшний день все взыскания погашены в установленном законом порядке. За весь период отбывания наказания за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду имеет десять поощрений.
В ФКУ ИК-3 прибыл дата. Свою вину в совершенно преступлении признал. На данный момент не трудоустроен, активного участия в культурно-массовых и спортивных мероприятиях не принимает, принимает участие в работах по благоустройству учреждения и прилегающих к нему территорий. К выполнению обязанностей относится добросовестно. Требования установленного порядка отбывания наказания и правил внутреннего трудового распорядка не нарушает. К администрации относится уважительно. Отношения в отряде поддерживает с положительно настроенной частью осужденных. Личную гигиену и правила санитарии соблюдает, внешне опрятен. В среде осужденных уживчив. Родственные связи поддерживает.
Пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) установлено, что срок погашения судимости в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Буляков М.С. был осужден за совершение особо тяжкого преступления (л.д.12).
С учетом характера совершенного осужденным преступления, суд первой инстанции установил Булякову М.С. административные ограничения в виде обязательной явки на регистрацию в отдел полиции четыре раза в месяц, запрещение пребывания в местах распития алкогольных напитков; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывание вне места жительства в период с 00.00 до 06.00 час.; запрещения выезда за пределы места регистрации, места жительства без разрешения отдела полиции.
Вместе тем, судебная коллегия не может согласиться с установленным судом сроком административного надзора в 6 лет, поскольку на момент совершения Буляковым М.С. преступления, являвшегося особо тяжким, в силу пункта «д» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, срок погашения судимости составлял 8 лет.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда в части установления срока административного надзора, подлежит изменению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент осуждения Булякова М.С. Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не действовал и установление административного надзора нарушает положения статьи 54 Конституции Российской Федерации и статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признает необоснованными.
В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Применение административного надзора в отличие от уголовной ответственности связывается не со временем совершения преступления или осуждения за совершенное преступление, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением или ее отягчение. Соответственно, и положениям Закона при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.
Довод апелляционной жалобы о снижении количества обязательной явки на регистрацию, отклоняется судебной коллегией, так как указанное административное ограничение применено к Булякову М.С. с учетом характера и тяжести совершенного преступления.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 25 января 2018 года изменить в части установления срока административного надзора.
Административный надзор в отношении Булякова М.С., дата года рождения, установить сроком на 8 лет.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Мустафина Д.И.