|
№ 21-184/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
10.05.2017 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Ереминой Г. Ю. на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 25.01.2017, решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 13.03.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении Ереминой Г. Ю.,
установил:постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 25.01.2017, оставленным без изменения решением судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 13.03.2017, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении Ереминой Г.Ю. прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи Еремина Г.Ю. не согласна, в поданной жалобе просит их отменить. Мотивирует тем, что указанные в постановлении по делу пробы сырья животного происхождения не являются биологическими отходами по смыслу п. 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и п. 14 Правил, утвержденных приказом Минсельхоза России от 12.03.2014 № 72. Так, все мясопродукты, подвергнутые ветеринарно-санитарной экспертизе, выпущены в реализацию без ограничений, в то время как биологическими отходами является продукция животного происхождения, признанная непригодной для пищевых целей.
Заслушав защитников Фарутина А.А. и Зайцеву О.Ю., поддержавших жалобу, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, (...) и представителей административного органа (...) возражавших по доводам жалобы, специалистов (...) проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 40000 руб.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации № 4979-1 от 14.05.1993 "О ветеринарии" (далее – Закон) основными задачами ветеринарии в РФ являются, в том числе, реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных.
Согласно п. 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469 (далее - Правила), биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В силу п. 1.5 Правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Согласно п. 4.3.1 Правил сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка.
В соответствии с п. 2.1 Правил ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об уборке, утилизации или уничтожении.
Согласно п. 1.2 Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 03.09.1975 (далее - Инструкция) ответственность за правильность, полноту, точность и достоверность сведений, включаемых в документы ветеринарного учета и ветеринарной отчетности, несут, в том числе, руководители ветеринарных учреждений, а также должностные лица этих учреждений, в обязанности которых входит ведение соответствующих документов по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности.
Согласно п. 3.23 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-СТ, биологическими отходами признаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении, Ереминой Г.Ю. вменялись в вину выявленные 19.12.2016 в 12 час. 00 мин. по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения (...)те обстоятельства, что Еремина Г.Ю. как должностное лицо - (...) исполняя свои обязанности по адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Северная, д. 7, допустила нарушения законодательства в области ветеринарии, установленные ст.ст. 1 и 3 Закона, п.п. 1.5, 1.11, 2.1, 4.3.1 Правил, п.п. 1.1, 1.2, 1.3 Инструкции, а именно:
1. ветеринарные конфискаты, оставшиеся после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы (далее - ВСЭ) 03.11.2016 от 1 туши, принадлежащей (...), 28.11.2016 от 1 туши, принадлежащей гражданке (...) 02.12.2016 от 1 туши, принадлежащей гражданину (...) 10.12.2016 от 2 туш, принадлежащих гражданину (...) сжигаются в отопительной дровяной печи ветеринарного участка, не отвечающий требованиям специальной печи; акты на сжигание не представлены;
2. по результатам проведения ВСЭ не составляются заключения на обращение с биологическими отходами (ветеринарными конфискатами - мясо, другая продукция животного происхождения).
Должностным лицом органа Россельхознадзора при рассмотрении дела и судьей при пересмотре постановления сделан вывод о малозначительности совершенного правонарушения.
Данный вывод по существу является правильным и соответствует обстоятельствам дела.
Так, нарушение под № 1, выразившееся в несоблюдении порядка уничтожения биологических отходов, не находит подтверждения и подлежит исключению из объема вмененных Ереминой Г.Ю. нарушений ветеринарно-санитарных требований. По смыслу п. 2.1, разделов 3 и 4 Правил вывод о необходимости уничтожения конкретных биологических отходов и способе их уничтожения находится в компетенции ветеринарного специалиста, который дает соответствующее заключение.
По настоящему делу ветеринарный специалист требуемого заключения не давал, соответствующий документ суду не предъявлен.
В связи с этим из материалов дела сделать определенный вывод о наличии у Ереминой Г.Ю. обязанности, предусмотренной п. 4.3.1 Правил, нельзя, поскольку не исключается, что пробы животного сырья подлежали уничтожению иным способом либо утилизации в соответствии с Правилами.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы и мнению привлеченных к делу специалистов, пробы сырья животного происхождения, оставшиеся после ВСЭ, независимо от их годности для пищевых целей, по смыслу п. 1.2 Правил и п. 3.23 ГОСТ 30772-2001 считаются биологическими отходами, в связи с чем на них распространяются требования Правил.
Согласно разъяснений от 26.04.2017, поступивших из Департамента ветеринарии Минсельхоза России по запросу суда, учитывая положения п. 1.2 Правил, п. 3.23 ГОСТ 30772-2001, п. 14 Правил в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности, утвержденных приказом Минсельхоза России от 12.03.2014 № 72, пробы сырья животного происхождения, подвергнутые ветеринарно-санитарной экспертизе, являются биологическими отходами. Их утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с Правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Соответственно, на Учреждение в лице его уполномоченных должностных лиц возлагается предусмотренная п. 2.1 Правил обязанность по составлению с привлечением ветеринарного специалиста заключения об уборке, утилизации или уничтожении названных биологических отходов, оставшихся после экспертизы.
С учетом п. 1.2 Инструкции и в соответствии с должностной инструкцией начальника Медвежьегорского ветеринарного участка Учреждения (л.д. 31-33) Еремина Г.Ю. несет ответственность за правильность и полноту сведений, включаемых в документы ветеринарного учета и ветеринарной отчетности, в связи с чем она является субъектом вмененного ей административного правонарушения.
Обязанность, предусмотренная п. 2.1 Правил, при обращении с указанными в постановлении ветеринарными конфискатами, оставшимися после ВСЭ, Учреждением не выполнена, мер по выполнению данной обязанности Ереминой Г.Ю. не принималось. Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении, иными материалами дела и не оспаривается Ереминой Г.Ю.
Таким образом, в действиях Ереминой Г.Ю. правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, допущенное нарушение ветеринарно-санитарных требований носит исключительно формальный характер. Пробы животного сырья не были признаны зараженными и (или) опасными. Кроме того, они были фактически уничтожены после проведения ВСЭ. Выявленное нарушение не повлекло неблагоприятных последствий. В связи с этим вывод должностного лица Россельхознадзора и судьи о малозначительности совершенного административного правонарушения является обоснованным.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по делу, дающих основание для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица или решения судьи по существу, из материалов дела не следует.
Учитывая изложенное, постановление должностного лица и решение судьи подлежат оставлению по существу без изменения с исключением из объема вмененных Ереминой Г.Ю. нарушений ветеринарно-санитарных правил нарушения под № 1. Достаточных оснований для удовлетворения жалобы Ереминой Г.Ю., в том числе по изложенным в ней доводам, не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 25.01.2017, решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 13.03.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении Ереминой Г. Ю. по существу оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исключить из объема вмененных Ереминой Г. Ю. нарушений ветеринарно-санитарных правил нарушение, изложенное в описательно-мотивировочной части постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 25.01.2017 по настоящему делу под № 1.
Судья |
С.В. Щепалов |